Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует:
В последнее время увеличилось количество обращений потребителей, связанных с начислением платы за оказанные коммунальные услуги. Потребители хотят знать о своих правах и как самостоятельно проверить правильность начисления выставляемых сумм к оплате за услуги Ж КХ.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель имеет право:
- получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;
- получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);
- получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
- получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;
- быть полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг;
- требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором;
- требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.
Рекомендуем реализовать своё право на сверку платы за коммунальные услуги.
С целью проверки правильности начисления платежей потребитель имеет право требовать от исполнителя сверку платы за коммунальные услуги. Для этого потребитель должен обратиться с требованием к своему исполнителю в письменной форме о предоставлении соответствующей информации, в том числе о наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, его технических характеристиках, каким образом снимаются показания, подключены ли нежилые помещения к общедомовому прибору учета, объемах потребленных коммунальных ресурсов за конкретный период. Документы, подтверждающие правильность начисления платежей, должны быть предоставлены потребителю не позднее 3-х рабочих дней со дня обращения к исполнителю.
В соответствии с пп. «е» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, исполнитель обязан снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Потребитель имеет право на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд и при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета коммунальных услуг осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:
- копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
- свидетельство о регистрации по месту пребывания;
- справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
- иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
Исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.
Порядок действий при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Исполнитель обязан предоставить услуги надлежащего качества. При этом параметрами надлежащего качества являются: обеспечение жилья бесперебойным круглосуточным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, а в течение отопительного периода – отоплением. При этом состав воды должен соответствовать санитарным нормам. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"). Давление при подаче холодной и горячей воды в точке разбора должно составлять не менее 0,03 МПа. В течении отопительного периода температура воздуха в квартире не должна быть ниже +18 С, а в угловых комнатах – не ниже +20 С. Давление сетевого газа должно составлять от 0,0012 МПа до 0,003 МПа, отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается.
Потребителю необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании для установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Это обращение может быть как в письменной, так и в устной форме. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принимает у потребителя заявку, должен сообщить ему свое имя-фамилию-отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику неизвестны причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять услугу ненадлежащего качества, он должен согласовать с потребителем дату и время, когда его квартиру посетят сотрудники управляющей компании и удостоверятся в этом. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем), в котором указываются нарушения установленных параметров качества, а также время и дата, когда услуги перестали предоставляться, либо начали предоставляться ненадлежащего качества.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для:
-перерасчета платежей, вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества; предъявления требования об уплате неустойки;
-предъявления требований об обеспечении бесперебойного и качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг;
-возмещения ущерба, причиненного действием (бездействием) исполнителя.
Потребитель вправе отстаивать свои права, как в претензионном, так и судебном порядке. Если действие (бездействие) исполнителя причинило ущерб Вашей жизни, здоровью или имуществу, в течение 12 часов с момента Вашего обращения в аварийно-диспетчерскую службу должен быть составлен соответствующий акт. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.
В первую очередь, предъявлять свои требования нужно к исполнителю услуг, так как за качество предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг ответственность несет исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. Претензия исполнителю услуг составляется в письменном виде в 2-х экземплярах. Если претензия подана лично, то один экземпляр обязательно остается у потребителя. Для контроля сроков рассмотрения обращения представитель исполнителя, регистрирующий жалобу, проставляет на Вашем экземпляре дату получения, входящий номер, должность, подпись и расшифровку подписи. Претензия, подаваемая по почте, обязательно направляется заказным письмом с уведомлением в одном экземпляре. В претензии необходимо указать свою фамилию, имя, отчество, адрес, телефон, сведения о не предоставленной или предоставленной жилищно-коммунальной услуге ненадлежащего качества, срок устранения недостатков и выдвинуть одно из требований, которое вы предъявляете исполнителю.
При отказе исполнителя рассматривать Вашу претензию или в том случае, если после рассмотрения Вашего обращения никаких мер принято не было, у Вас также есть право обратиться, в зависимости от круга поставленных проблем, в Государственную жилищную инспекцию, Управление Роспотребнадзора, , прокуратуру, суд.
Для справки.
Коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Коммунальные услуги оказываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребитель – гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.