С 1 января текущего года строительная отрасль и жилищно-коммунальный комплекс в соответствии с федеральным законодательством перешли на полное саморегулирование. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распределяющий полномочия между государством и самоорганизованным бизнесом, можно считать стартом одной из первых программ частно-государственного партнерства в масштабах всей страны.
Саморегулирование преследует благую и стратегически верную цель – освободить бизнес от государственной опеки. «Это полноценная замена бюрократической процедуре лицензирования, это новые возможности для сотрудничества строительных компаний между собой», - отметил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Вместе с тем, становление нового института идет весьма непросто. На это особо обратил внимание в своем выступлении Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Уже по первому году стали видны серьезные недочеты, не все оказались готовы работать в новых условиях, считает Сергей Миронов. Прежде всего, отметил он, это малые и средние предприятия, для которых компенсационный взнос, страховка и другие сопутствующие расходы для получения допуска на работу оказались непомерно большими – достигают миллиона рублей. В начале 2010 года в Совет Федерации поступило большое количество обращений именно от представителей малого и среднего бизнеса, оказавшихся в затруднительной ситуации, сообщил Сергей Миронов. В итоге деятельности саморегулируемых организаций на смену трем сотням действующим лицензиям на строительный рынок пришло около 80 тысяч имеющих допуск фирм. «Вряд ли все строительные организации, не получившие допуски, были недобросовестными и непрофессиональными застройщиками», - обратил внимание на этот факт Сергей Миронов. Он уверен, что по малому и среднему бизнесу нанесен «большой и тяжелый удар», и ситуацию надо исправлять.
Есть и другие проблемы, о которых также сказал Сергей Миронов. Речь идет о недобросовестных строительных организациях, которые по сути превратились «в конторы по торговле допусками». «Их задача не деньги собирать, а нести ответственность, управлять рисками», - отметил глава Совета Федерации.
Особенно осторожно в связи с имеющимися недочетами надо подходить к переходу на систему саморегулирования в ЖКХ, считает Сергей Миронов. «Переход должен быть постепенным, должны быть четкие правила игры, особенно, с точки зрения тарифов на услуги ЖКХ», - подчеркнул глава Совета Федерации.
Многое сегодня зависит от самого бизнеса, и саморегулируемые организации еще должны доказать свою эффективность, сказал в заключение Сергей Миронов.
* * *
В работе расширенного заседания Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, деловых, научных и общественных кругов. С докладом об итогах первого года работы Национального объединения строителей выступил президент Национального объединения строителей Ефим Басин. Председатель комитета по малому бизнесу Национального объединения строителей Дмитрий Молчанов рассказал о проблемах малого бизнеса в строительстве и саморегулировании и необходимых мерах поддержки.
Прозвучали на заседании выступления по таким темам, как роль и задачи саморегулирования в проектировании, в градостроительной сфере, в ЖКХ. Обсуждались задачи по формированию открытого, профессионального и безопасного рынка в сфере управления многоквартирными домами. Прозвучали выступления о роли государственной системы повышения квалификации и аттестации членов СРО.
Национальные объединения выделили следующие приоритетные направления своей деятельности на 2010 – 2011 годы:
- искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций;
- участие в техническом регулировании в строительстве, проектировании, эксплуатации;
- содействие устранению необоснованных административных барьеров;
- поддержка малого бизнеса в строительстве, проектирования, эксплуатации;
- совершенствование внутренней нормативной базы саморегулирования;
- развитие института страхования в системе саморегулирования;
- повышения квалификации кадров;
- информационное обеспечение саморегулирования.
Решение этих задач выявляет общие проблемы как методологического так и практического свойства. Прежде всего, требуется актуализация действующего, законодательства, создание отраслевых стандартов, выстраивание взаимоотношений между государством и саморегулируемыми организациями, как контролирующих, так и партнерских.
* * *
Итоги заседания подвел председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев.
В итоговом документе, принятом на заседании, Совету Федерации рекомендуется в период осенней сессии 2011 года заслушать на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» Министра регионального развития Российской Федерации информацию по итогам деятельности саморегулируемых организаций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве за период 2010 года.
К Правительству РФ участники заседания обратились с предложением разработать комплексную систему профессиональной подготовки кадров для обеспечения деятельности института саморегулирования в рамках модернизации системы образования в Российской Федерации.
Отмечается необходимость проведения в 2011г. анализа административно-правовых барьеров, препятствующих становлению и развитию саморегулируемых организаций, их активному участию в модернизационных процессах развития экономики страны.
Руководителям исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации рекомендовано активно привлекать региональные средства массовой информации к работе по разъяснению деятельности саморегулируемых организаций, а также периодически заслушивать руководителей саморегулируемых организаций по основным направлениям деятельности.
Руководителям Национальных объединений саморегулируемых организаций по направлениям деятельности участники заседания рекомендуют организовать работу по внедрению электронного документооборота и обеспечению доступа к информации о результатах и текущей деятельности саморегулируемых организаций.