СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Второе пришествие госполитики энергоэффективности обсудили с профсообществом

Второе пришествие госполитики энергоэффективности обсудили с профсообществом
11.08.2017
10 августа в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось обсуждение Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики России, разработанного Минэкономразвития России и известного как «Энергоэффективность 2.0» или «перезагрузка».
Авторство документа принадлежит Минэкономразвития России, которое готово взять на себя координирующую роль в разработке и реализации госполитики энергоэффективности, а точнее, ее второго (как минимум) пришествия.

Проект Комплексного плана был обнародован в мае 2017 года, с тех пор прошел ряд обсуждений, в том числе в агентствах развития бизнеса, на форуме «Энергоэффективная Россия», в профильной Рабочей группе при Открытом Правительстве.

Площадка Аналитического центра собрала представителей экспертного и профессионального сообщества, бизнеса, практиков, а также представителей ряда вовлеченных федеральных органов исполнительной власти. Как отметил модератор дискуссии Дмитрий Хомченко, ценность таких встреч именно в возможности сверить разработки лиц, принимающих решения, с мнением тех, кто на практике пытается их применять.

От Минэкономразвития проект Комплексного плана представлял заместитель директора профильного департамента Дмитрий Вахруков.

Мы получаем много откликов на документ, наверное, больше критических. Но это говорит нам о том, что наши корреспонденты видят в Комплексном плане возможности для доработки и реализации

Он начал с целей:

1) Энергоэффективность как драйвер повышения конкурентоспособности экономики, преимущественно на внешних рынках, в условиях низкого внутреннего спроса

2) Энергоэффективность как основа технологического обновления в экономике — и в ЖКХ, и в бюджетном секторе, и в промышленности.

3) Энергоэффективность как способ решения экологических вызовов, способ снижать выбросы парниковых газов в энергетике для выполнения парижских договоренностей по климату.

Одним из важнейших компонентов Плана является организационный блок. Здесь, в первую очередь, создание единой координационной площадки по энергоэффективности на уровне Правительства РФ, которая бы не раз в год, а оперативнее проводила анализ и принимала решения. Совершенствование структуры полномочий федеральных органов исполнительной власти, уход от сегодняшней размытой ответственности, уход от конфликта интересов, когда повышение энергоэффективности может приводить к снижению доходов подведомственных компаний, как это происходит у Минэнерго России. А также информационное обеспечение, синхронизация информации в ГИСах.

Государство планирует начать с тех сфер, где может влиять напрямую, а это бюджетный сектор, регулируемые организации и госкомпании.

Идти планируется по всей цепочке от снижения конечного потребления, затем снижения потерь в сетях до соответствующего планирования необходимых мощностей в генерации. Так, за 5-7 лет Минэкономразвития намерено довести уровень потерь в сетях теплоснабжения до нормативных значений. Более того, предлагается нормативы в тепле рассчитывать от потребления первичного топлива, и сделать это основой тарифного регулирования.

Расширение рассматриваемого горизонта позволит решить ряд спорных вопросов. Так, если на ближайшую перспективу энергосбережение у потребителей грозит ресурсникам снижением выручки, то на более дальних сроках оно же обернется экономией на строительстве ненужных генерационных мощностей.

Предлагается усилить систему схем территориального планирования и опираться на них, равно как и на планы развития отедльных энергосекторов.

Не знаю, решит ли закон об альт.котельной проблемы отрасли теплоснабжения, наверное, нет.

Большой блок продуман в части обеспечивающих составляющих для реализации госполитики. Здесь и финансирование проектов наравне с рефинансированием (факторингом), и прямая господдержка, и усиление роли, влияния и ответственности региональных центров энергосбережения. Им отводится одна из важных функций по интеграции проектов, сборке крупных пулов.

Предлагаются новые меры ответственности, например, для регулируемых организаций за нецелевое использование амортизационных отчислений (сегодня зачастую они расходуются не на поддержание существующих мощностей, а на строительство новых).

Важнейший аспект — происходящая цифровизация экономики. Она может обеспечить столь критически нужную сегодня скорость — принятия решений, реализации проектов, взаимодействия между участниками рынка.

Минэкономразвития убеждено, что вся эта систем заработает только там, где есть частный бизнес и возможности для заработка, поэтому намерено заниматься созданием как рынков предложения, так и спроса.

Из интересных комментариев и выступлений.

Минстрой России (А.В.Фадеев) в целом поддержали появление Плана, представили собственные предложения, в том числе в части изменений в Градостроительный кодекс.

Дмитрий Хомченко предостерег от риска «растащить» целостный документ на обслуживание ведомственных интересов и возврат ведомственной разобщенности в вопросах госполитики энергоэффективности. Он привел ряд интересных выводов на основе опыта реализации похожего по сути, но менее комплексного документа — так называемого «плана Дворковича», целью которого была активизация энергосервисной деятельности.

Игорь Кожуховский, РЭА, предложил в части совершенствования гос статотчетности создать в стране Агентство энергетической информации на базе РЭА или ЦДУ ТЭК, чьим исключительным видом деятельности будет как раз сбор и обработка этих данных для целей ТЭБов в том числе, и уход от ведомственного характера информации. При этом ГИС «Энергоэффективность» он назвал временным и несистемным решением и призвал запустить усовершенствованную ГИС ТЭК с отдельным разделом по энергоэффективности.

Представитель Смоленской области Алексей Корчин предложил максимально наполнить План измеримыми целями (KPI). В частности, по его мнению, в настоящее время регионы не видят серьезного запроса из федерального центра на реализацию того же энергосервиса. Другое дело, если сделать показатель по заключенным эско-контрактам частью, например, рейтинга инвестиционной привлекательности регионов.

Представитель профильной рабочей группы Совета Федерации Вячеслав Ляшук предложил в ключевые показатели включить объем высвобождаемых мощностей и обратил внимание на необходимость проработки вопросов по финансированию (а не только рефинансированию) энергосервисных проектов.

Александр Воротников предложил использовать экономию средств в рамках механизма «Северного завоза» для финансирования энергосервисных мероприятий для соответствующих регионов. А также подумать об облигационном финансировании проектов от лица либо банков, либо Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Петр Шомов высказал запрос на большую комплексность мер, в частности, создание (возрождение) отечественных производств энергетического оборудования (турбин большой мощности, тепловых насосов и т.д.).

Павел Карастелин внес целый ряд предложений в части совершенствования реализации энергосервисных проектов. Их суть можно прочитать здесь:

Борис Суденко в присущей критической манере высказался о Комплексном плане и попытках не-энергетиков заниматься энергоэффективностью и представил целый ряд предложений в госполитику (надеемся опубликовать их на ЕА).

Мария Степанова призвала синхронизировать Комплексный план и программу цифровой экономики, а также сформулировала несколько конкретных предложений в части энергетических аудитов:

— оставить обязательные энергообследования для крупных потребителей и регулируемых организаций;

— поощрять предприятия, реализующие энергоаудиты добровольно, вне прямого бюджетного финансирования (доступ к льготным кредитам на модернизацию, упрощенная процедура получения комплексных экологических разрешений в системе НДТ, бонусы в рамках механизма долгосрочных соглашений и т.п.);

— косвенно поощрять других участников рынка (МКД, бюджетную сферу), если они заказывают энергетичские обследования за свой счет (в рамках лицензирования УК, KPI регионов, систем рейтингования и проч);

— с помощью СРО и профсообщества отстроить систему, чтобы аудиты приводили к результату.

Был еще целый ряд комментариев и реплик, состоялась дискуссия, все мероприятие заняло 4 часа чистого времени. Представители Минэкономразвития в лице Марии Никитиной присутствовали до конца, давая ответные реплики и конспектируя обсуждаемое.

Комплексный план уже проходит процедуру согласования и доработки. Свои предложения и замечания представили основные вовлеченные ведомства. Аналитический центр представит по итогам круглого стола его стенограмму, отчет-аналитику и сводку прозвучавших предложений.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"