Вице-президент — руководитель Дирекции по работе с муниципальными проектами банка «Российсский Капитал»
Ирина Александровна Булгакова
Главным фактором, сдерживающим частные инвестиции в отрасль, является длительный срок окупаемости проектов. Именно поэтому большое значение имеют программы поддержки проектов государственными институтами развития. Ранее использовавшиеся механизмы поддержки проектов были ориентированы на снижение стоимости заемных ресурсов за счет субсидирования процентной ставки, что является недостаточным для повышения привлекательности проектов ЖКХ с учетом таких характеристик проектов как:
Дополнительным фактором, препятствующим финансированию сектора, всегда был дефицит долгосрочных ресурсов у банковского сектора.
В целях оказания государственной поддержки проектам модернизации коммунальной инфраструктуры в конце 2015 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» (№ 1451 от
26 декабря 2015 года).
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) в мае 2016 года выиграл проведенный Фондом ЖКХ открытый конкурс на право оценки проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на предмет их соответствия требованиям Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, утвержденных Постановлением Правительства РФ. В рамках подписанного между Фондом и банком «Российский капитал» соглашения банк проводит оценку проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, на предоставление финансовой поддержки для подготовки или реализации которых претендуют субъекты Российской Федерации согласно поданным в Фонд заявкам. Заявки рассматриваются на предоставление финансовой поддержки, предназначенной как для подготовки проекта, так и его реализации. Банк получает заявки от Фонда ЖКХ при условии их соответствия требованиям указанного Постановления.
За период с мая 2016 года банк «Российский капитал» провел оценку 67 комплектов документов с заявками 27 регионов на софинансирование проектов модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда ЖКХ. В числе рассмотренных 11 заявок на подготовку проекта и 56 заявок по первому и/или второму этапам. При этом основная доля заявок касалась модернизации систем теплоснабжения (30 заявок), а также водоснабжение и водоотведение (28 заявок). По проектам обращения с твердыми коммунальными отходами поступило 9 заявок. Общий объем заявок, оценка которых проводилась банком, составляет 14,5 млрд рублей.
Появление новой формы финансовой поддержки вызвало буквально взрывной рост интереса инвесторов к реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах. Поскольку Правила оказания финансовой поддержки предусматривают стандартизацию проектов и документов, любому банку для принятия решения об участии в финансировании проекта, получившего финансовую поддержку за счет средств Фонда ЖКХ, по существу, остается лишь проанализировать финансовое состояние потенциального заемщика и/или его поручителей.
Опираясь на результаты анализа проектов, претендующих на финансовую поддержку Фонда, банк «Российский Капитал» в кратчайшие сроки подготовил и запустил в опытную эксплуатацию инновационный тиражируемый банковский продукт «Финансирование инвестиционных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры, находящейся в государственной или муниципальной собственности, при предоставлении финансовой поддержки Государственной корпорации – Фонда содействия реформирования ЖКХ». Стандартизация проектов, тщательный контроль целевого использования средств финансовой поддержки и последующий мониторинг со стороны Фонда ЖКХ за реализацией проекта позволяет отказаться от обязательного подключения технических консультантов и сюрвейеров, что значительно снижает расходы потенциального концессионера-заемщика.
Ключевыми факторами успешной реализации проекта, рассматриваемыми банком «Российский капитал» в рамках утвержденного продукта, являются:
Подготовка типового продукта позволила банку «Российский капитал» предложить свои услуги по кредитованию инвестиционных проектов в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время получено предварительное согласие ряда потенциальных заемщиков на проработку кредитных сделок по проектам в области теплоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами с запрашиваемым объемом финансирования в размере 1,4 млрд рублей.
Первый проект в рамках данного продукта уже реализован на территории Республики Башкортостан банком «Российский капитал» совместно с Социнвестбанком. Проект направлен на реконструкцию системы теплоснабжения муниципального района «Туймазинский район» (4 котельных). Общий объем финансирования проекта – 484,5 млн рублей, в т.ч.:
Основными условиями проекта, снижающими риски участия банка в его финансировании, являются долгосрочные параметры регулирования тарифов.
Долгосрочные параметры регулирования тарифов для концессионера, обеспечивающие безубыточную деятельность в течение срока Концессионного соглашения, согласованы Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам. Установление долгосрочных параметров регулирования тарифов производится на основании ФЗ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ №190-ФЗ «О теплоснабжении».
В Концессионном соглашении содержатся положения, в соответствии с которыми в случае установления Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам долгосрочных тарифов на уровне ниже окупаемости, концессионер имеет право требовать от концедента возмещение недополученных доходов.
Таким образом, стандартизация проектов и большой пакет рассмотренных заявок позволил банку «Российский капитал» в короткие сроки определить требования к проектам и заемщикам и приступить непосредственно к рассмотрению кредитных заявок, чего, очевидно, не произошло бы при отсутствии программы финансовой поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры Фондом ЖКХ.
Кроме того, значительный объем проанализированных заявок регионов позволяет нам сформулировать некоторые общие выводы, касающиеся проектов в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры.
Проекты по модернизации систем теплоснабжения в малых городах, в целом, демонстрируют наиболее высокую, по сравнению с проектами из других сфер ЖКХ, окупаемость, что, с учетом финансовой поддержки Фонда ЖКХ, позволяет привлекать для таких проектов банковское финансирование. При этом, если доля инвестиций в сетевое хозяйство в рамках проекта велика, сроки окупаемости увеличиваются, но все равно сохраняются на приемлемом для банковского финансирования уровнях. По нашему мнению, подобные проекты смогут привлекать банковские кредиты и при отсутствии софинансирования, но при условии субсидирования части процентной ставки и объективной тарифной политики.
Проекты по модернизации водоснабжения малых городов характеризуются длительными сроками окупаемости даже при условии финансовой поддержки. Кредитование данных проектов возможно только при продолжении практики софинансирования инвестиций. Альтернативой софинансированию может быть кратное повышение тарифов, что, по очевидным причинам, невозможно. При этом основным мотивом реализации проектов является повышение качества поставляемой потребителям воды, что является весомым основанием для их приоритетного государственного софинансирования. Только субсидирования процентной ставки недостаточно для финансирования проектов подобных проектов банками.
Проекты по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) могут быть привлекательны для банков даже при отсутствии софинансирования и субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам. Это обусловлено совершенствованием законодательства, регулирующего сферу обращения с ТКО, и сравнительно простыми техническими решениями, которые реализуются на предприятиях, занимающихся переработкой и захоронением ТКО. Вместе с тем, софинансирование подобных проектов будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.
Таким образом, появление нового механизма финансовой поддержки привело к значительному росту заинтересованности потенциальных инвесторов – концессионеров, а стандартизация условий проектов и документации в сочетании с детальным контролем за целевым использованием средств и ходом реализации проектов позволила банку «Российский капитал» рассматривать для финансирования даже сравнительно небольшие проекты (кредиты от 50 млн рублей), которые иначе бы не получили финансирования в рамках проектной логики.
Для проектов в сфере водоснабжения /водоотведения наличие софинансирования является ключевым фактором, остальные проекты могут рассматриваться и без такой формы поддержки, хотя возмещение части процентной ставки по кредитам будет улучшать финансовые характеристики проекта.
При этом обращает на себя внимание несовершенство тарифной политики, а также отсутствие объективных показателей, позволяющих определять достаточность уровня тарифов. Важной проблемой также остается несопоставимость уровней стандартизации требований со стороны банков и других внешних организаций по отношению к проекту контрагентов (государственной технической экспертизы, органов тарифного регулирования и др.).
Накопленный опыт рассмотрения концессионных проектов позволяет сформулировать следующие предложения для дальнейшего развития программ государственной поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры и отдельных аспектов регулирования деятельности предприятий отрасли:
Существенными преимуществами такого варианта по сравнению с действующей моделью будут такие критерии: объективная оценка качества проекта (готовность банка финансировать проект уже является оценкой его качества и возможности реализации), постоянный мониторинг реализации проекта (осуществляется банком, непосредственно заинтересованным в возврате кредита), сокращение времени на подготовку проекта (за счет рассмотрения проекта только финансирующим банком на основании согласованных и утвержденных критериев).
Банк «Российский Капитал» развивает также ряд других направлений, связанных с финансированием проектов в сферах коммунальной и социальной инфраструктуры, в частности – финансирование государственно-частного партнерства при создании социальной инфраструктуры (дошкольные образовательные учреждения), финансирование энергосервисных проектов на объектах коммунальной инфраструктуры, финансирование подрядчиков региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов и др.
По нашему мнению, несмотря на сложность в подготовке указанных проектов, их наличие в портфеле банка позволяет диверсифицировать его структуру при контролируемом уровне рисков и высокой доходности, расширить клиентскую базу банка, организовать кросс-продажи других банковских продуктов.