«Сейчас активно обсуждаются потребности сферы теплоснабжения в ресурсах, но не ведутся дискуссии об инструментах и механизмах, которые уже существуют. При этом мы обладаем большим инструментарием привлечения внебюджетного финансирования, который на данный момент практически не используется», - сказал референт Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталий Ковальчук на круглом столе «Финансирование повышения эффективности теплоснабжения: от производителя к потребителю», состоявшемся в Аналитическом центре.
По словам эксперта, важно показывать и тиражировать успешные примеры. «Для этого Аналитический центр запланировал серию круглых столов, которые позволят обсудить практическое применение инструментов, находящихся в правовом поле. На примере рассмотренных кейсов мы сможем создать рекомендации для представителей теплоснабжающих организаций», - сообщил Виталий Ковальчук.
«В России потери теплоснабжения достигают 60%: из 100% произведенной тепловой энергии до потребителя доходит порядка 40%. Нужно менять ситуацию, ведь это большие финансовые потери», - считает руководитель управления маркетинга ООО «ВТБ Факторинг» Александр Чекрыгин. Эксперт отметил, что нужно учитывать зарубежный опыт. Например, в Скандинавии потери произведенной тепловой энергии составляют около 20%.
Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам АО «Татэнерго» Айрат Сабирзанов рассказал о финансировании повышения эффективности теплоснабжения в Казани, где в 2017 году перешли с центрального горячего водоснабжения на индивидуальное. «Проблемы схемы теплоснабжения с центральными тепловыми пунктами в Казани типичны для крупных городов России - это короткий предельный срок службы, высокий износ и повреждаемость сетей ГВС и повреждение оборудования», - рассказал Сабирзанов. По его словам, когда возник вопрос о модернизации центральных тепловых пунктов, то расчеты показали выгодность перехода на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты: обновление ЦТП стоило 3,8 млрд рублей, а установка АИТП – 1,5 млрд рублей.
Что касается источников финансирования программы перехода на АИТП, то здесь есть как плюсы, так и минусы, отметил Сабирзанов. Например, при энергосервисных контрактах не требуется отвлечение денежных ресурсов потребителя, так как финансирование осуществляется оператором проекта, а окупаемость происходит за счет экономии энергетических ресурсов. При этом здесь отсутствует механизм сохранения тарифных источников оплаты энергосервиса, что требует внесения изменений в законодательство.
Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев рассказал о международном опыте. «За рубежом наблюдается тенденция перехода от централизованного теплоснабжения к децентрализованному. В России происходит наоборот, что приводит к жесткому регулированию со стороны власти, - сказал эксперт. - При этом там широкий спектр возможных институтов управления теплоснабжением, у нас же в основном один способ управления - концессионные соглашения».
В ходе дискуссии эксперты обсудили внебюджетные способы финансирования проектов повышения эффективности теплоснабжения, рассмотрели ограничения и возможности их применения. Отдельное внимание было уделено факторингу и лизингу в теплоснабжении.