23.05.2011
Музей состоит из трех демонстрационных залов, каждый из которых имеет свое название и специфику. В залах размещено более 200 макетов, приборов и экспонатов, еще столько же находится в запасниках.
Все в музее располагает к размышлению и осмыслению: продуманный до мелочей интерьер, цвет стен, озеленение, освещение, а также овальный стол, за которым можно обсудить затронутые темы.
Первый зал называется «Источники света в развитии». С первых минут посетитель погружается в далекое прошлое: представляет первобытного человека с горящим факелом в руке - тем самым первым искусственным переносным источником света, с которого все и началось.
Факелы, масляные светильники, свечи… История свидетельствует о том, что человечеству потребовалось более 100 тысяч лет, чтобы пройти путь от факела до свечи.
Редким экземпляром является справочник для механиков, техников, промышленников, изданный в 1898 году под редакцией Бернулли (представитель знаменитой династии ученых, механиков и инженеров, более 200 лет возглавлявших европейские университеты). В учебнике приведены нормы расхода газа в соответствии с порой года, месяцем, временем. Разнообразная коллекция керосиновых ламп и светильников. Раритетом является подвесная лампа «летучая мышь» XIX века.
Здесь же посетители могут увидеть «конторку» – образец мебели, которая использовалась в богатых домах XIX века со старинным подсвечником и письменными принадлежностями: букварем для народных школ и азбукой известного российского художника и искусствоведа Александра Бенуа. Это факсимильное издание 1904года.
По-своему уникальна коллекция светцов – светильников. На Полесье осветительными приборами являлись лучники, которые использовались в домах белорусских крестьян в XVIII – XIX веках.
Прошло более 150 лет после изобретения керосиновой лампы, прежде чем человечество придумало электрическую лампочку. Плакат В. Маяковского «Дайте солнце ночью!» - выставленный в Окнах РОСТА, переносит нас в другую эпоху - эру электричества.
От лампочки Ильича, первых специальных светильников СК-300 до современных энергосберегающих светильников с электронным ПРА-путь, который прошла система школьного освещения. Образцы школьных светильников, применяемых в учреждениях образования Гомельской области в разный период, представлены на двух демонстрационных линиях в первом зале музея. Здесь находится действующая солнечная батарея. Данный
альтернативный источник света используется в отдельных учреждениях образования области.
В тесной взаимосвязи с освещением развивалось отопление. На примере макета дворца Н.Н.Герарда (губернатора Финляндии), расположенном в д.Демьянки Добрушского района, посетители могут познакомиться с эффективной системой отопления, используемой еще в Древнем Риме.
Второй зал называется «Энергосбережение – главный путь сохранения земной цивилизации». В нем сосредоточены документы нормативно-правовой базы энергосбережения: Киотский протокол, «Закон об энергосбережении», Директива №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Здесь представлен обобщенный опыт работ гомельских педагогов, методические разработки уроков, классных часов, викторин, а так же материалы о различных акциях, конкурсах и других массовых мероприятиях по энергосбережению. Особый интерес представляют школьные работы по энергетическому аудиту: гомельские школьники одними из первых в республике начали выполнять самостоятельный энергоаудит своих учебных заведений. Карты «Энергосистема Республики Беларусь» и «Мировые энергетические запасы» информируют посетителей о местах нахождения основных углеводородных запасах мира и путях их транспортировки. Здесь же представлены награды, полученные Гомельской областью за участие в республиканских конкурсах школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон».
Третий зал называется «Альтернативные источники энергии».
Здесь представлены работы учащихся - дипломантов областных конкурсов по энергосбережению. Это макеты энергосберегающих домов, ветряных и водяных мельниц, плавающих электростанций, ряд других приборов, позволяющих экономить электроэнергию в быту и на производстве. Все они расположены по видам альтернативных источников энергии: ветроэнергетика, гелиоэнергетика, гидроэнергетика, местные виды топлива. Музейные экспозиции постоянно обновляются и рассчитаны на различные возрастные категории посетителей. Так, в этом году для младших школьников был приготовлен сюрприз: у музея появились новые друзья – Вольтик, Амперчик, Светик и БЭПИ (бережливость, экономия, привычка, инициатива) - это прототипы ростовых кукол, символы школ нашего города и области. Они помогают учащимся в игровой форме осваивать азы энергосбережения. Для взрослой категории посетителей (учащихся старших классов, студентов и преподавателей, инженеров) предлагаются интересные идеи в виде проекта «Рекуперация сточных вод ДРОЦ Сидельники» - достойное инженерное решение проблемы вторичного использования тепла сточных вод.
На стендах показана система работы по энергосбережению учреждений образования, которые являются лидерами в этой области.
Здесь же представлены работы победителей первого областного конкурса рисунков по энергосбережению 2000 года.
Музей динамично развивается, его экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, растет число посетителей, появляются новые идеи и проекты, проводятся семинары, курсы, конференции, работают кружки.
Дважды музей посещала делегация Всемирного банка реконструкции и развития.
В конце 2010 года с целью пропаганды идей энергосбережения и поиска зарубежных партнеров был создан сайт музея энергосбережения, на котором размещена информация о работе музея, график работы, адрес, контактные телефоны, фото макетов и экспонатов музея.
Бывайце здаровы, жывіце багата,
Хай будзе заўжды ў вас цеплая хата.
Энергію пільна і шчыра шануйце,
Гадзін кілаваты, здарма не марнуйце….
Такими напутственными словами из гимна энергосбережению (написан педагогом и родителем воспитанников национального УПК детский сад – начальная школа «Атиква» г.Гомеля) проводят вас из Гомельского областного музея с надеждой, что время проведенное здесь, не прошло напрасно, и вы еще раз задумались над важной проблемой энерго- и ресурсосбережения, и своей роли в её решении.
Областной музей энергосбережения, открытый управлением образования Гомельского облисполкома в 2008 году, прочно занял свою нишу в системе образования школьников. Время показало: примененная концепция музейной педагогики оказалась наиболее выигрышной в системе обучения учащихся основам энергосбережения.
">