Как выяснил «Ъ», Москва предложила передать российскому АО «Администратор торговой системы» (АТС) функции организации торгов на едином энергорынке ЕАЭС, который появится не раньше 2019 года. Сейчас АТС организует торги на оптовом энергорынке РФ, наиболее развитом в союзе. Но реакция других стран — членов пока выглядит сдержанной, а эксперты говорят, что интегрировать разнородные энергорынки вообще будет крайне непросто.
О том, что правительство РФ предложило организовать торги общего энергорынка ЕАЭС на базе российского АО АТС, » Ъ» рассказали источники на энергорынке. Учрежденное «Советом рынка» АО АТС с 2008 года организует торги на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) в РФ. По данным » Ъ», идея обсуждалась 25 сентября на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича (в его аппарате комментариев не дали). Как говорит источник » Ъ», знакомый с итогами совещания, Минэнерго, ФАС, Минэкономики и «Совет рынка» (регулятор энергорынков) должны были дать предложения до 20 ноября. В ФАС и Минэнерго » Ъ» не ответили, в Минэкономики запрос переадресовали Минэнерго.
Точная дата создания общего энергорынка (ОЭР) ЕАЭС не определена: РФ, Казахстан, Армения, Киргизия и Белоруссия лишь не позднее 1 июля 2019 года должны подписатьдоговор о нем.
В «Совете рынка» » Ъ» подтвердили, что АТС хочет выступить оператором ОЭР, и отметили, что у АО «огромный опыт проведения торгов с большим количеством участников». По данным регулятора, члены союза обсуждали вопрос создания новой площадки или организации торгов на имеющихся — АТС в России и КОРЭМ в Казахстане. Площадками могут выступить и товарные биржи, считают в «Совете рынка».
РФ и Казахстан должны подготовить предложения площадок по оценке стоимости модернизации электронных торговых систем до октября 2018 года. Но в «Совете рынка» признают, что из-за сильного различия рынков и моделей регулирования, а также из-за потенциального профицита мощности о параметрах товарооборота говорить рано.
В министерствах энергетики Белоруссии и Казахстана » Ъ» не ответили. В Минэнерго Армении отметили, что в концепции формирования ОЭР не предусмотрена передача управления им конкретной стране или той или иной организации одного государства (ценообразование на ОЭР и планируемые поставки не комментировали). По словам первого зампреда правления Национального энергохолдинга Киргизии Нурлана Садыкова, основную выработку в энергосистеме страны дают ГЭС, поэтому возможные объемы поставок будут зависеть от вод но-энергетической ситуации и потребления страны.
Но объединить энергорынки стран ЕАЭС будет сложно. Либерализация отрасли частично прошла в Армении и Казахстане, где, как и в РФ, разделены генерация, распределение и сбыт, но в обеих странах тарифы регулируются. В Белоруссии госмонополия «Белэнерго», а после запуска Белорусской АЭС в 2019-2020 годах (2,4 ГВт) страна станет энергопрофицитной и необходимость в импорте из РФ пропадет. Как писал «Ъ» 25 октября, сейчас Москва изучает последствия начала работы АЭС в РФ: либо она вытеснит старую генерацию, либо придется отказаться от новых мощностей, полагали источники «Ъ».
Наталья Порохова из АКРА отмечает, что еще нет правовой базы для объединения рынков, есть особенности, как в РФ организован рынок мощности. По ее мнению, для потребителей РФ вряд ли будут риски: например, в Казахстане энергоцены ниже, и российские потребители могут выиграть от роста конкуренции. По оценке Николая Посыпанко из Vygon Consulting, объем взаимной энерготорговли в ЕАЭС невелик: импорт из Казахстана в РФ — около 3 млрд кВт-ч в год (0,3% потребления), такой же экспорт из РФ в Белоруссию, но только до запуска БелАЭС. Создание единого рынка не отразится на объемах, поскольку экспорт и импорт уже идут на рыночных принципах, говорит эксперт. Оптовые цены в Казахстане или Киргизии, по оценке господина Посыпанко, ниже цен в европейской части России на 25-40%, а тарифы в Белоруссии без учета льгот — выше. РФ, считает он, может занять около 85% в балансе мощности и выработки на рынке ЕАЭС, но единое торговое пространство потребует общего оптового рынка или искусственной интеграции различных систем.