СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Энергоэффективность экономики России должна повыситься на 40% к 2020 году

Энергоэффективность экономики России должна повыситься на 40% к 2020 году
18.06.2008
Председатель Правительства России В.В.Путин выступил на совещании по вопросам реформирования электроэнергетики в Министерстве энергетики Российской Федерации, 18 июня 2008г., Москва

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами рассмотрим вопросы, связанные с преобразованиями в электроэнергетике.

Я напомню, что процесс реформирования мы начали еще в 2001 году. И все решения, которые принимались тогда, были ориентированы на четкое разделение монопольных и конкурентных видов деятельности, на формирование свободного рынка электроэнергии с понятными, прозрачными процедурами и правилами, на максимальное привлечение частных инвесторов.

РАО "ЕЭС России" уже реализовало свои активы на сумму порядка 780 млрд. рублей. И мы рассчитываем, что эти средства, в конечном итоге, будут реинвестированы в развитие самой отрасли. Собственно говоря, ради этого все и делается.

Новые владельцы должны вплотную заняться техническим перевооружением и строительством генерирующих мощностей.

Добавлю, что к частным компаниям также отошли сервисные и сбытовые службы, что накладывает на них особую ответственность за качество предоставляемых услуг.

В июне 2008 года реорганизация РАО "ЕЭС России" будет завершена. И в этот период нельзя допустить потери управляемости электроэнергетикой.

Нужно обеспечить гарантированную надежность энергоснабжения населения и экономики. Особенно, в осенне-зимний сезон. Для этого предстоит выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников энергорынка.

Управленческие функции, которые ранее выполняло РАО "ЕЭС России," - координация развития отрасли, прогнозирование спроса, ряд других - переходят непосредственно к Минэнерго. Сегодня мы посмотрим, насколько вновь сформированное ведомство готово к этой работе.

И, конечно, сейчас необходимо вплотную заняться опережающим развитием электроэнергетического комплекса. Только так можно удовлетворить постоянно растущий спрос - по прогнозу, к 2020 году он увеличится на 70%. А на самом деле, я думаю, если экономика будет развиваться такими темпами, как сегодня, - еще больше чем на 70%.

Мы заинтересованы в том, чтобы в стране реализовывались новые крупномасштабные проекты в промышленности, на транспорте, по развитию городов, сел, строительству жилья. И под все эти программы должна закладываться необходимая энергетическая база.

Нужно снять ограничения роста, связанные с дефицитом генерирующих мощностей и с недостаточным развитием сетевого хозяйства.

По большому счету, речь идет о сохранении единого экономического пространства, когда мы говорим о сопоставимом уровне цен на электроэнергию в различных регионах, о сопоставимых тарифах. Мы с вами хорошо знаем: если в одном регионе мы будем действовать исключительно по рыночным принципам, и там будут соответствующие тарифы и цены, а в других мы на такие принципы переходить не будем, будем затягивать с переходом, то где сосредоточится товар? Ясно, что там, где выше тарифы и цены. Это очень серьезный вопрос, и я не уверен, что здесь все до конца продумано. Надо повнимательнее посмотреть, что будет происходить, и как мы будем сохранять это единое экономическое пространство в будущем, как будем развивать его.

В феврале Правительство утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Согласно этой Программе только в ближайшие 5 лет должно быть введено в эксплуатацию более 40 гигаватт генерирующих мощностей. Построено почти 100 тыс. километров магистральных и распределительных сетей. Замечу, что это серьезный стимул для подъема смежных производств - машиностроения, стройиндустрии и других.

Полная реализация проектов Генеральной схемы потребует порядка 20 трлн. рублей. Причем основная часть этих средств должна поступать из внебюджетных источников.

Я прошу Минэнерго внимательно отслеживать и контролировать выполнение инвестиционных обязательств, которые взяли на себя отечественные и зарубежные компании-инвесторы.

Наряду с вводом новых мощностей необходимо серьезно повысить энергоэффективность отечественной экономики. Не менее чем на 40% к 2020 году.

Вы знаете, что энергоемкость экономики России в 2,3 раза выше, чем в среднем в мире. Около 40-45% от текущего объема потребления энергии - это потенциал энергосбережения в нашей стране.

Причем наибольший эффект в краткосрочной перспективе может быть осуществлен в самой электроэнергетике. Имею в виду, прежде всего, необходимую модернизацию тепловых электростанций, снижение потерь в сетях, развитие возобновляемых источников энергии.

Нам нужна такая система ценообразования, такие технические регламенты, которые стимулировали бы энергосбережение. Считаю также, что Правительству необходимо начать, что называется "с себя". Навести порядок в сфере непосредственной ответственности. Уже в ближайшее время просил бы подготовить конкретные планы по снижению уровня потребления энергоресурсов в бюджетной сфере.

Отдельно остановлюсь на ситуации с подключением к электросетям новых объектов. И обращаю внимание на малый и средний бизнес. Это порой просто невозможно сделать. Либо приходится платить непомерные деньги, непомерно высокую, неадекватную цену. По расчетам экспертов, стоимость подключения может составить 10-15% от инвестиционного проекта, а подчас и больше. Часто для малого бизнеса - это просто неподъемная цена.

Хотел бы услышать ваши предложения по поводу того, как мы будем решать эту проблему. Ясно, что нужно вводить генерирующие мощности. Об этом можно не говорить. Я это и без вас знаю. Решая параллельно эту задачу, мы можем действовать все-таки более эффективно.

Заключительное слово В. В.Путина на совещании в Министерстве энергетики Российской Федерации:

За эти годы проделана огромная работа по модернизации электроэнергетики страны. Работа шла очень непросто - со спорами, столкновениями взглядов, мнений. Процесс модернизации обсуждался в профессиональной среде, в обществе. В Государственной Думе шли настоящие бои по этому вопросу.

Вы знаете, что я всегда поддерживал начатый процесс модернизации экономики в целом и энергетики в частности. Думаю, что в основном мы находимся на правильном пути и добиваемся поставленных целей.

Сейчас мы выходим на совершенно новый этап модернизации. Наша электроэнергетика должна будет развиваться, опираясь на новую экономическую базу, на новые принципы. Но в известной степени - это только начало пути.

Это очень важный отрезок нашей совместной жизни, отрезок пути.

От того, насколько мы будем эффективными и ответственными, зависит многое не только в электроэнергетике, но и в экономике. Очень многое будет зависеть от того, как мы будем модернизировать экономику в целом. Мы понимаем, что пример модернизации электроэнергетики в значительной степени может быть пилотным проектом для других отраслей. Поэтому здесь нам нужно добиться положительного результата.

Я обращаю внимание на несколько моментов. Первое - это социальная значимость наших мероприятий. Как бы ни было печально для тех, кто вкладывает ресурсы, для тех, кто хочет добиться наибольшего эффекта в краткосрочной перспективе, мы не можем и не будем забывать о социальной значимости проводимых мероприятий.

Мы не можем и не будем перекладывать на плечи граждан все, что мы делаем в сфере модернизации электроэнергетики. Это будет неправильно, потому что будет подрывать доверие к тому, что мы делаем. А без доверия мы вообще ничего не сможем сделать. Поэтому придется набраться терпения и выдерживать график - и так достаточно напряженный - по повышению тарифов.

На большее мы в ближайшее время пойти не сможем и не будем этого делать.

Прошу окончательно продумать и использовать те инструменты, которые сейчас предлагались для того, чтобы минимизировать негативные последствия для участников этой деятельности, для производственного звена.

Я обращаю внимание Министерства энергетики на то, что его роль и значение в данной ситуации существенно повышается. Оно в известной степени становится штабом регулирования электроэнергетики в стране.

И здесь нужно наладить деловой, заинтересованный контакт со всеми участниками этого процесса - и с частными инвесторами, и с теми структурами, которые фактически остаются в ведении государства. Все это должно функционировать как единый механизм. Время есть, все это можно отработать спокойно, без рывков. Тем более, что наработки уже есть.

Наконец, последнее. Все мы прекрасно понимаем, что процесс, который был начат несколько лет назад, приводит к тому, что в сфере электроэнергетики появляются крупные частные инвесторы, частные игроки. И это хорошо. Мы очень рассчитываем на то, что это даст возможность для развития энергетических мощностей, даст возможность получить дополнительные ресурсы и направить их на модернизацию тех звеньев, которые остаются в собственности государства и под его контролем. Мы для этого все и делаем.

Ясно, что частный инвестор хочет получить как можно большую прибыль и как можно быстрее. Но я призываю всех к ответственному поведению. И скажу не очень приятные, но необходимые, как я считаю, вещи. Те, кто будут относиться безответственно к этому процессу, будут подрывать доверие граждан к тому, что мы делаем, и будут создавать проблемы, руководствуясь какими-то сиюминутными коммерческими интересами, будут сталкиваться с соответствующей реакцией. Что касается чиновников, то это будут административные санкции. Что касается безответственного поведения бизнеса, то я вам скажу прямо и, может быть, грубовато - из желудка все достану и раздам бедным. Так и передайте всем заинтересованным лицам. Чтобы иллюзий здесь никаких не было.

Мы будем и дальше помогать тем, кто ведет себя ответственно, с полным осознанием тех масштабных задач, перед которыми стоит страна и электроэнергетическая сфера.

Мы будем жестко поступать с теми, кто руководствуется какими-то сиюминутными интересами и забывает про интересы страны. И очень рассчитываю на то, что мы также, как до сих пор, так и в дальнейшем, будем работать консолидировано, поддерживая друг друга и чувствуя плечо друг друга. На данном этапе это особенно важно.

Закончить я хочу все-таки на позитивной ноте. Хочу поблагодарить всех, кто до сих пор работал и, как я уже сказал, вывел решение этой проблемы на сегодняшний уровень.

Большое спасибо. Всего доброго.

Источник: Интернет-портал Правительства Российско
й Федерации
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"