СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Производство, установка и эксплуатация приборов учёта энергетических ресурсов в ЖКХ. Проблемы и пути их разрешения

04.03.2011
В рамках реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Волгоградской области принята Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы. Данная программа ориентирована в том числе на создание системы приборного учёта и управления потреблением энергоресурсов в области, проведении энергетических обследований, основанных в том числе и на анализе данных приборного учёта, и реализации наиболее эффективных мероприятий по энергосбережению, направленных на повышение энергетической эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов. Учитывая низкую мотивацию к энергосбережению бизнеса и значительной части населения, повышать энергетическую эффективность необходимо лишь в тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон – федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнес - структур и населения.
В Волгоградской области в соответствии с требованиями Федерального закона ФЗ-261 выполнены следующие мероприятия:
Разработаны и утверждёны План первоочередных мероприятий по реализации в Волгоградской области государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и Распределение полномочий органов исполнительной власти, государственных учреждений Волгоградской области по исполнению Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Разработаны и направлены в муниципальные районы и городские округа методические рекомендации по разработке муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Разработаны и утверждены программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. На их основе утверждена Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы с объёмом финансирования более 143 млрд. руб. Разработана программа по повышению энергетической эффективности систем теплоснабжения Волгоградской области с закрытием нерентабельных котельных, переход на автономное и поквартирное отопление. Разработан дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Утверждены требования к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. С целью определения наиболее перспективных технических решений, направленных на решение задач по реализации Федерального закона №261-ФЗ создан Научно-технический совет. Разработан проект Закона Волгоградской области «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В настоящее время проект проходит согласование в структурах Администрации Волгоградской области. Произведён мониторинг показателей оснащенности приборами учета энергоресурсов на территории Волгоградской области для дальнейшей оценки на их основе эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по формам ФГУ «Российское энергетическое агентство». В органах исполнительной власти Волгоградской области, а также подведомственных учреждениях областного уровня подчинения установлено приборов учёта:
воды – 565 шт. (60%) , тепла – 112 шт.(30%), электроэнергии – 829 шт. (81%), газа – 230 шт.(61%);
На территории региона для оптимизации и единообразной установке приборов учёта с целью создания единого центра сбора информации о потреблении энергоресурсов разработаны:
технические рекомендации к приборам учёта для систем отопления, холодного и горячего водоснабжения; технические рекомендации к узлам учёта для систем отопления, холодного и горячего водоснабжения; технические рекомендации к программному обеспечению Автоматизированной системы учёта энергоносителей (АСУЭ); рекомендации по организации приборного учёта для систем отопления, холодного и горячего водоснабжения.

Из практики реализации Долгосрочной программы обозначились следующие проблемы:
Частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 261-ФЗ) предусмотрено, что требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются в том числе на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Вместе с тем, практика эксплуатации небольших многоквартирных домов показывает, что объём потребления ими тепловой энергии составляет менее 0,2 Гкал/час. Тем самым складывается ситуация, при которой идея всеобщего оснащения приборами учёта многоквартирных домов не получает своего развития в большинстве муниципальных образованиях с населением до 50 тыс. человек.
В настоящее время в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307 от 23.05.2006 года плата за общедомовые расходы на энергоресурсы осуществляется путем распределения суммы платежей только на собственников тех квартир в многоквартирном доме, которые оборудованы индивидуальными приборами. Тем самым отсутствует экономическая заинтересованность граждан в установке приборов учёта. Необходимо ускорить принятие проекта постановления Правительства РФ, регулирующего вопросы предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому плата за общедомовые расходы ТЭР должна распределяться среди граждан-собственников помещений в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учёта. Согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, обязанность по установке приборов учёта возложена преимущественно на ресурсоснабжающие организации. Вместе с тем, финансовый результат деятельности ресурсоснабжающих организаций напрямую зависит от объёма поставки ТЭР, поэтому падение объёмов потребления при повсеместной установке приборов учёта у таких организаций влечет снижение выручки, а соответственно, нежелание заниматься подобным вопросом.
Для решения этой проблемы необходимо разработать меры экономического характера, стимулирующие ресурсоснабжающие организации осуществлять расчёты за отпущенные (переданные) энергоресурсы не по нормативам, а по приборам учёта. Ещё одним методом, способствующим установке приборов учёта, является создание заинтересованности управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и др. в их применении при расчётах за ТЭР. Для этого целесообразно законодательно закрепить возможность для УК, ТСЖ и др. использовать разницу между платой за нормативное потребление ТЭР и платой за фактически потребленный объём энергоресурсов согласно показаниям приборов учёта для компенсации затрат, понесенных ими на установку общедомовых приборов учёта, на срок их окупаемости (например, до 2х лет). 4. Закон позволяет применять дифференциацию регулируемых государством цен (тарифов) на энергоресурсы в зависимости от степени использования энергетических ресурсов. Потенциал энергосбережения огромен, однако для реализации мероприятий, направленных на снижение потребления энергетических ресурсов, свободных денежных средств зачастую нет. Установление тарифов, дифференцированных в зависимости от объёма потребления топливно-энергетических ресурсов («меньше потребил – меньше заплатил») как для населения, так и для промышленности, обеспечит в конечном итоге снижение их потребления, а также дополнительный источник финансирования мероприятий по энергосбережению, реализация которых также будет способствовать снижению тарифной нагрузки на потребителя. При этом необходимо предусмотреть «социальную норму» потребления энергоресурсов для населения, которая будет стимулировать применение современной энергосберегающей техники, и аналогичную норму для промышленности, которая с одной стороны, будет способствовать активному внедрению бизнесом энергосберегающего оборудования, а с другой – обеспечит нормальное функционирование предприятия и даст возможности для его развития, в том числе и за счёт освобождения энергетических мощностей. Безусловно, реализация предложенных мер возможна лишь при функционировании сертифицированной, всеобъемлющей системы учёта и управления потреблением энергоресурсов на основе данных приборного учёта.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"