Все муниципальные образования городского типа постсоветского пространства имеют системы централизованного теплоснабжения. Это гидравлические системы с особенно сложным процессом управления, с обилием энергетических потерь, капиталоемкие в обслуживании и эксплуатации.
Возникают вопросы, как учитывать теплоэнергию и управлять энергоэффективностью в централизованной системе в условиях децентрализации объектов и субъектов системы: генерации, тепловых сетей, конечных потребителей (внутридомовые сети которых являются частью гидравлической системы).
Разрешение этих вопросов предполагается на долгосрочной основе, когда весь финансовый груз реформы теплоснабжения, а также груз обязательных мероприятий, предписанных ФЗ № 261, 210 (184) и 190 возлагается на потребителя (через регулируемые тарифы и энергосервисные договора, т.е. путем переноса финансовой нагрузки на последующие поколения потребителей.
Первоочередными из предписанных мероприятий являются обязательные задания по установке как подомовых, так и поквартирных приборов учета энергоресурсов за счет средств потребителей.
При этом, не регламентирован вопрос единства технической политики. Приборы учета должны ставить управляющие компании в сетевом комплексе, который эксплуатируют теплоснабжающие организации. Надо понимать, что большинство приборов учета – расходомеров представляют из себя сужающее устройство, которое конструктивно нужно для обеспечения достаточной точности измерений. При их установке необходимо производить гидравлический поверочный перерасчет сетей, включая внутридомовые сети и вносить корректировку в режимы.
На текущий момент обеспеченность приборами учета тепловой энергии и теплоносителя в коммунальной инфраструктуре оценивается 15-20% от требуемой. В некоторых муниципальных образованиях оснащенность узлами учета систем теплоснабжения несколько выше. В общем низкий уровень оснащения узлами учета и, как следствие, отсутствие достоверных данных о выработке, отпуске и потреблении тепловой энергии не позволяет вести контроль за ее рациональным и эффективным использованием. Действия по повышению эффективности использования теплоэнергии неизбежно должны начинаться с её учета
Но выдержат ли потребители такие предстоящие затраты, да еще грядущее за их счет разрушение централизованных систем теплоснабжения и создание новых, децентрализованных?
Эксперты считают, что нет, не выдержат. И вот почему.
Надо учитывать, что в период реализации обязательных заданий ФЗ № 261 плюс период их окупаемости тарифы на теплоэнергию и ГВС удвоятся. Их доля в расходах частных потребителей (семей) будет колебаться от 10 до 25%%. И это при том. что предел финансовой доступности тарифов для потребителя лежит в коридоре 3 – 10%. Иными словами, инвестиции не окупаются потребителем.
Значит нужно предпринимать какие-то другие меры по сохранению и усилению систем централизованного теплоснабжения, реализация которых позволит теплоснабжающему комплексу энергоэффективно работать в рыночных условиях.
Одним из самых эффективных мероприятий может стать организация на базе МУПов и ГУПов по теплоснабжению систем управления нагрузками в тепловых сетях, содержащих в себе системы подомового учета теплоэнергии (мощности), в пределах устанавливаемых тарифов. Т. е., предлагается снять эту задачу с потребителя и полностью возложить её решение на теплоснабжающие организации.
Система управления нагрузками предполагает осуществление единой технической политики и комплекс мероприятий по учету и управлению теплоэнергией во всем централизованном комплексе: генерации, распределения по тепловым сетям и потребления тепловой энергии и воды в режиме реального времени. Должна содержать в себе выделенную систему связи, элементы управления, единый программный комплекс и высокоточные узлы учета отпуска энергоресурсов в сеть котельными, отпуска тепла по направлениям магистральных и распределительных тепловых сетей, от ЦТП, а также потребителям тепла с присоединенными их тепловыми нагрузками.
При таком подходе нагрузка на потребителя однократная и будет значительно ниже.
Другая сторона вопроса - о техническом регламенте.
Основным документом в области учета тепла сегодня являются «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» 1995 г. выпуска, утвержденные Минтопэнерго РФ, согласованные Госстандартом ГОСТ Р 51649-2000 «Теплосчетчики водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия». Эти правила имеют ряд существенных недостатков:
· отсутствие четкого алгоритма ввода узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию, что позволяет теплоснабжающим организациям доводить срок ввода до бесконечности;
· отсутствие типовых проектов, соответствие которым снизило бы издержки и сроки согласования при вводе узлов учета;
· отсутствие регламента обслуживания узлов учета;
· размытость требований по несению ответственности за организацию коммерческого учета тепловой энергии;
· отсутствие внятной схемы измерения количества тепловой энергии как товара, в особенности в открытых системах теплоснабжения, а также его распределения между внутридомовыми потребителями;
· не определено понятие «качество» тепловой энергии как товара и нет критериев соответствия качества договорным условиям поставки;
· нет решения по учету горячего водоснабжения.
Очевидна необходимость разработки национального технического регламента по учету теплоэнергии, с приложением к нему процессных моделей любых возможных вариантов организации учета. Так, чтобы они исключали любой возможный произвол как со стороны теплоснабжающих организаций, так и со стороны управляющих компаний. Разработку регламента можно совместить с отработкой четырех-пяти пилотных проектов в одном из округов, например в СЗФО, включающих в себя метрологический энергоаудит, проект системы по управлению нагрузками, реализация проекта под ключ. Необходимо также учесть положительный и отрицательный опыт уже реализованных подобных проектов
Также необходимо усилить контроль за заводами-изготовителями расходомеров при внесении новых приборов в Госреестр СИ РФ и ввести обязательный входной контроль продукции, а не добровольный. Для этих целей должны существовать независимые поверочные организации.
Контроль со стороны организации, осуществляющей управление нагрузками, за магистральными тепловыми сетями, ЦТП, внутриквартальными сетями позволяет сводить тепловые и водные балансы, подвести технологическую основу под обоснование тарифов, фиксировать максимум и минимум потребленной тепловой мощности. Своевременно будут выявлены «проблемные» участки тепловых сетей и потребителей, точки неэнергоэффективности, потребность в инвестициях на ликвидацию или снижение технологических и коммерческих потерь.
Кроме того, как поставщикам, так и потребителям тепловой энергии на всех уровнях, должна предоставляться открытая независимая и объективная информация о соответствии максимума заявленной энергии фактическому максимуму, по реальному теплопотреблению, а поставщикам дополнительно информация по реальной величине потерь в их распределительных сетях и их соответствие нормативам.
И чем быстрее будет реализовываться система управления нагрузками, тем меньше будет проблем с расчетами (в т.ч. и по двухставочным тарифам) за тепловую энергию.
Наличие централизованной системы сбора и передачи информации в режиме реального времени позволит расширить применение системы для использования ее в составе систем автоматизации и диспетчеризации теплоснабжения, сократить издержки на ее обслуживание.
В тоже время, в целях контроля за правильностью расходования бюджетных средств, при подаче тепла в многоквартирные жилые дома, законодательство дает право органам власти организовать на границе балансовой принадлежности (стена многоквартирного дома или место присоединения) учет и подачу обоснованного необходимого количества тепловой энергии.
В настоящее время, на начальном этапе реформирования теплоснабжения есть правовая основа создания, на договорной основе, подконтрольной органам власти единой системы управления нагрузками.
В целях решения задач, которые поставлены Федеральным Законом от 23.11.2009 года № 261 «Об энергосбережении…», а также для создания условий применения единого тарифа на тепловую энергию и создания независимого оператора по управлению нагрузками в гидравлических сетях, необходимо создавать учреждения по управлению нагрузками. Вновь созданные предприятия будут осуществлять сбор и обработку информации от подомовых узлов учета, от источников тепла и тепловых сетей, по отпуску в сети и по потреблению тепловой энергии, воды, а также объективно контролировать балансы и потери, режимы эксплуатации (недотоп-перетоп), выявлять проблемные районы по состоянию оборудования и наличию потерь, планировать направление развития тепловых систем.
Создание единого центра управления нагрузками в муниципальном образовании, который будет владеть или управлять тепловыми вводами и средствами учета (управления нагрузками) позволит более чем на 20% снизить фактическое потребление тепловой энергии, т.к. значительно снизятся потери в тепловых сетях. В результате произойдет снижение тарифов для конечных потребителей или ограничение их роста, а также произойдет высвобождение значительной части бюджетных средств (субсидий). Создание независимого центра учета и управления энергоресурсами повысит надежность работы систем теплоснабжения, приведет к созданию системы мониторинга и управления качеством поставляемых ресурсов и соответствующих услуг, как для поставщиков, так и для конечных потребителей. Будут созданы реальные условия для возникновения расчетной модели нового поколения, соответствующей требованиям Жилищного кодекса РФ.
Еще раз выводы.
Эксперты считают, что из нормы ФЗ № 261 надо исключить требование к потребителям об обязательном «оприборивании» за их счёт.
Нагрузка на потребителей должна быть возложена один раз – через тарифное регулирование. А обязанность по установке узлов учёта должна лечь на теплоснабжающие организации под контролем Ростехрегулирования. Также как и обязанность осуществлять единую техническую политику в учете энергоресурсов. Причем, без роста тарифа. Тариф и так уже существенно завышен самими методами регулирования, которые сейчас применяются.
Если такой подход в целом одобряется, то текст поправок в ФЗ № 261 мы готовы разработать.
Эксперт научно-экспертного совета при рабочей