01.01.2011
С 1 января 2010 года начинают действовать положения Федерального закона №261 которые создают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Цель энергосбережения как деятельности по повышению энергоэффективности понятна из самого определения - повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех поселениях, а также в стране в целом.
В современных условиях энергосбережение должно стать приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.
Государственное регулирование в области энергосбережения заключается в учете используемых ресурсов, применении приборов учета, обеспечении энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Законом предусмотрена процедура энергетического обследования и составления по ее результатам энергетических паспортов. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, требования к которым содержатся в Законе 261-ФЗ.
Энергопотери в жилом фонде являются суммой потерь всех энергоносителей, но интегрирующим фактором можно считать тепловые потери, вот почему наиболее важным условием в реконструкции жилых домов является их утепление.
Это объясняется тем, что до 90% добытых энергоресурсов теряется за счет сжигания и транспортировки до потребителя. Снижение энергопотерь на 1% за счет утепления дает возможность сэкономить до 10% энергоносителей.
Известны и основные пути утечки тепла. Так в жилых домах массовых застроек теплопотери составляют: за счет цоколя и полов первого этажа - 5-10%, стен - 30%, окон - 40-50%, остальные потери - за счет крыши, чердака и других элементов.
Если учесть потери тепла, которые приходятся на население и социальную сферу в системах централизованного теплоснабжения (СЦТ), то реально доставляемое в дома тепло составляет только 57% от тепла, произведенного для этой цели. Массовое развитие СЦТ получили в советское время, начиная со второй половины 1950-х годов, для обеспечения теплом быстро строящегося жилья. Тогда стоимость энергии была низкой, что позволяло идти на ее высокие потери. Но в данный момент в нынешней экономике это решение жестко наказывает потребителей тепла, в первую очередь население.
Только в жилых и общественных зданиях потенциал первоочередной экономичности энергии оценивается не менее чем в 70 млн. т нефтяного эквивалента.
Около 80% жилого фонда страны составляют теплорасточительные здания;
Потери в централизованном теплоснабжении на данный момент в среднем по стране составляют 31% от производства тепла.
За потерянное тепло в СЦТ население и социальные учреждения переплачивают примерно 1 долл. в год в расчете на 1 кв. м их общей площади.
По усредненным данным в России потери составляют 40% всей вырабатываемой энергии, при этом 1/3 энергопотерь приходится на жилищный сектор, наши здания тратят в 2-5 раз больше энергии на отопление, чем в Европе.
Такова усредненная картина эффективности использования энергоресурсов страны.
На сегодняшний момент основным способом выявления энергопотерь является проведение энергоаудита.
Результатом проведения энергоаудита является разработка рекомендаций по энергосбережению – обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, глав¬ным образом направленных на повышение энергоэффективности объекта, с обязательной оценкой возможностей их реализации, предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражении.
Не буду останавливаться на оборудовании и приборах для инструментального обследования, к которым относятся приборы коммер¬ческого учета энергоресурсов, контрольно-измери¬тельная и авторегулирующая аппаратура, приборы кли¬матического наблюдения и другое оборудование, ус¬тановленное на объекте энергоаудита или используемое организациями, осуществляющими энергоаудит.
Говоря об экономическом эффекте разворачиваемой программы энергосбережения, надо иметь в виду, что стратегия развития страны подразумевает сохранение объемов экспортных поставок энергоносителей, являющихся пока наиважнейшей статьей доходов, с одновременным увеличением отдачи энергопроизводящих предприятий страны, которые должны обеспечить энергоресурсами рост российской экономики.
Энергетическая стратегия-2020 намечает рост ВВП в 2,2-3,3 раза в 2020 году. Это по сравнению с 2000 годом.
Полное использование имеющегося потенциала энергосбережения с одновременной перестройкой экономики (правда, с учетом и промышленных предприятий – это 250-300 миллионов тонн в нефтяном эквиваленте) даст возможность удержать рост спроса на первичные энергоресурсы на внутреннем рынке страны всего в 1,15-1,28 раза в 2020 году.
На более понятном и близком людям примере жилого фонда эта глобальная картина впечатляющей экономии складывается из простых, но продуманных и комплексных решений, направленных на сбережение энергоресурсов страны.
Так, например, по данным правительства Москвы, снижение затрат на отопление в домах, где фасады были утеплены негорючей изоляцией, заменены окна и остеклены балконы, составляет 30%. В абсолютных цифрах экономия на отоплении после капремонта может составить около 300 рублей на квадратный метр в год.
Или пример экономии электроэнергии, даже не требующий инвестиций в капитальный ремонт жилого фонда. Простейшие методы, которые возвращают назад инвестиции в энергосбережение (установка счётчиков, датчиков движения, энергосберегающих ламп и т.д.), позволяют экономить до 50-60% электроэнергии. В качестве примера возьмем модельный жилой дом, в котором можно сэкономить до 75% электроэнергии. Эксперимент был проведён недавно в Северном административном округе Москвы: два стоящие рядом дома одинаково утеплены, но в одном установлены энергосберегающие лампы и прочие малозатратные новации. Такие на первый взгляд мелочи позволяют экономить 75% электроэнергии согласно показаниям счётчиков.
В связи с первостепенной важностью данного вопроса необходимо в кратчайшие сроки провести энергетическое обследование объектов жилого фонда с выдачей энергопаспортов зданий, с целью разработки мероприятий по повышению энергетической эффективности и установления целевых показателей энергоэффективности т.к. на основании планов энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется установление целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планирование объемов и способов предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Рекомендовать органам исполнительной власти регионов и муниципальных образований установить контроль за исполнением положений Федерального закона 261 в части проведения энергетических обследований объектов жилого фонда с выдачи энергопаспортов зданий, а также проведению работ по реализации комплексов мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов жилого фонда.
Д.Е. Пузанов на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в Чувашии (2010г.)
С 1 января 2010 года начинают действовать положения Федерального закона №261 которые создают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
">