Избыток генерирующей мощности в единой энергосистеме (ЕЭС) России в 2017 году составляет порядка 34 ГВт, говорится в материалах РСПП, подготовленных к заседанию комиссии по электроэнергетике.
«Указанный избыток мощности сопоставим с объемами всех заключенных договоров о предоставлении мощности по ТЭС на органическом топливе. С учетом того, что доля ДПМ составляет до 70% от платежа за мощность, потребляемую на оптовом рынке, промышленные потребители оплачивают невостребованные генерирующие объекты в размере до 10-15% от полной розничной цены», — говорится в материалах.
В период 2014-2019 годы советом рынка и Администратором торговой системы (АТС) прогнозируется увеличение цены 1 МВт мощности пикового потребления — более чем в два раза (в среднем 20% в год), по причине вводов объектов в рамках ДПМ.
Плановый объем инвестиций за 2012-2019 годы в электросетевой комплекс составляет 5-6 триллионов рублей против 3 триллионов рублей в строительство генерирующих объектов. Потребители оплачивают невостребованные сетевые мощности в размере до 10-20% от полной розничной цены.
Для исправления указанной ситуации, предлагается скорректировать систему перспективного планирования в электроэнергетике. Согласно материалам, планируется передать планирование балансов электропотребления в ведение Минэкономразвития, а планирование технических решений (выбор строительства сетей или станций) закрепить за Минэнерго. В обоих случаях сделать обязательными участниками процесса «Совет рынка» и «Системный оператор».
При планировании Минэкономразвития балансов необходимо ввести обратную связь (поправку) на зависимость объемов электропотребления от цены электроэнергии, с обязательной промежуточной оптимизацией результатов по вариантам сценариев цен на энергоресурсы. Для планирования вариантов сценария цен на газ, уголь, мазут и электроэнергию также предлагается привлекать ФАС и «Совет рынка».
Таким образом, предлагаемая корректировка системы перспективного планирования в электроэнергетике глубоко учитывает взаимосвязь электропотребления и планируемых экономических показателей, а также предполагает четкое разграничение ответственности субъектов за прогноз электропотребления или выбор технических решений, отмечается в материалах.