В завершающий день Петербургского международного экономического форума состоялась пленарная сессия «ЖКХ России: условия для развития государственно-частного партнерства» с участием министра строительства и ЖКХ Михаила Меня. Основной темой стало привлечение инвестиций в отрасль, которая в сегодняшней экономической ситуации стала очень привлекательной для частного капитала.
«Хочу поблагодарить действующих инвесторов и призвать потенциальных инвесторов приходить в нашу отрасль, которая становится сегодня безусловно привлекательной. Пожалуй, это последняя отрасль, которая еще открыта для инвестиций, и в которой еще частных инвестиций недостаточно», - заявил Михаил Мень.
Существуют 3 основных источника финансирования для жилищно-коммунального хозяйства, в том числе городской энергетики: бюджетные деньги, собственные инвестиционные программы игроков рынка и государственно-частное партнерство. Бюджета даже в крупных и богатых городах не хватает для модернизации инженерных систем, многие из которых были введены в эксплуатацию еще в советские годы. Собственные инвестиционные программы компаний на этом рынке напрямую зависят от тарифов и составляют солидную часть стоимости киловатта, кубометра или килоджоуля. Без повышения тарифов такие программы часто начинают буксовать.
Одним из способов модернизации инженерных систем является энергосервисный контракт. Такой вид государственно-частного партнерства позволяет обновить энергетическую инфраструктуру, повысить энергоэффективность жилого фонда и компенсировать рост тарифов на коммунальные услуги.
«Можно использовать в ЖКХ не только сложные концессионнные схемы, но и понятные энергосервисные контракты. Тот потенциал экономии, который сегодня существует, позволяет привлекать внебюджетные инвестиции в реализацию, например, энергосберегающих мероприятий», - считает начальник управления инноваций и энергосбережения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Дмитрий Зубов. «Допустим, бабушка ежемесячно платит квартплату. Чтобы ей платить меньше, можно просто реже пользоваться электричеством и водой. А можно модернизировать инфраструктуру самого дома: установить индивидуальные тепловые пункты, регулирующие подачу теплоносителя в зависимости от погоды, заменить освещение в парадных, утеплить дом и так далее. Энергосервисная компания за свой счет внедряет сберегающие технологии и оборудование. И если после них появилась экономия, часть ее компенсирует затраченные средства, а оставшаяся вычитается из платежек той самой бабушки. Инвесторы возвращают деньги и получают прибыль, бабушка – экономию и комфорт», - привел пример Дмитрий Зубов.
Несмотря на удачный опыт внедрения этой схемы в столице (184 реализованных контракта в прошлом году и планируемые 500 контрактов в этом году), остаются барьеры, снижающие привлекательность такого типа партнерства как для инвесторов и государства, так и для москвичей.
«В Москве необходимо доработать нормативную базу, которая позволит инвесторам эффективно вкладываться в энергосервисные контракты. Сегодня они еще опасаются того, что не смогут вернуть вложенные деньги. Перед нами стоит задача разработать прозрачный механизм возврата средств. В частности, это включение в единый платежный документ строки «Плата за энергосервис», - добавил начальник управления инноваций и энергосбережения Департамента.
Кроме того, жители многих домов с недоверием относятся к компаниям, которые обещают и дом улучшить, и счета уменьшить, считая это «сыром в мышеловке». А без согласия жильцов заключение контракта невозможно, ведь с его окончанием оборудование полностью переходит на баланс дома. Для этого в городе реализуется кампания по повышению информированности населения об энергосервисных процедурах, а сотрудники Департамента регулярно присутствуют на собраниях собственников жилья, объясняя, что взаимовыгодное партнерство государства, жителей и частного бизнеса существует на практике.