23.04.2012
Перспективы становления в нашей стране института медиации обсуждены на заседании «круглого стола» в
Совете Федерации. Парламентарии, представители профессионального сообщества рассмотрели вопросы превращения медиации – одной из технологий альтернативного – внесудебного - урегулирования споров с участием третьей беспристрастной стороны – медиатора, который помогает выработать соглашение. Они отметили большую роль такого института в условиях возрастающей нагрузки на судебную систему страны.
Как заявил, открывая заседание, заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, на важность раскрытия потенциала медиации было указано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, где подчеркивалась слишком большая ограниченность применения такой практики, несмотря на действующий уже на протяжении двух лет закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» /№193-ФЗ/. В послании, добавил вице-спикер палаты российского парламента, было обращено внимание на необходимость более широкого информирования населения о такой форме урегулирования споров, а также, если это необходимо, внесения изменений и дополнений в базовый правовой акт. В.Штыров отметил возможность несомненной пользы применения процедур медиации в сфере жилищно-правовых отношений.
Проблема в том, что с момента принятия в 2010 году «закон пробуксовывает», заметил в свою очередь член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Михаил Капура. Так, по его словам, согласно статистике, с применением процедур медиации было завершено не более 3 процентов арбитражных дел. Обратив внимание на безусловную заинтересованность государства в досудебном урегулировании споров, парламентарий подчеркнул, что, по его мнению, в основе медиации все же лежит добровольность: нельзя обязать конфликтующие стороны сесть за стол и договориться. М.Капура высказался за несомненную пользу широкой пропаганды преимуществ примирительных процедур.
На «круглом столе» рассмотрен вопрос о возможности деятельности саморегулируемых организаций медиаторов. При этом в ходе обсуждения его участники пришли к выводу о наличии некоторых противоречий между законом №193-ФЗ и другим правовым актом – «О саморегулируемых организациях». Они высказали озабоченность наблюдающейся тенденцией на «приватизацию» профессии медиатора некоторыми профессиональными сообществами. Критике на заседании были подвергнуты спорные стереотипы, что медиация имеет в своей основе всего две составляющих - юриспруденцию и психологию. Эта точка зрения, по мнению участников «круглого стола», не полностью раскрывает суть медиации как процесса и процедуры.
Медиация как способ урегулирования споров, констатировали специалисты, включает в себя глубокую и детальную проработку всех аспектов конфликта и при этом не отходит от соблюдения норм закона, а дает сторонам возможность найти обоюдовыгодный интерес. В задачу медиатора входит оказание помощи сторонам конфликта в поиске решения, устраивающего всех участников спора, было подчеркнуто на заседании.
Перспективы становления в нашей стране института медиации обсуждены на заседании «круглого стола» в Совете Федерации. Парламентарии, представители профессионального сообщества рассмотрели вопросы превращения медиации – одной из технологий альтернативного – внесудебного - урегулирования споров с участием третьей беспристрастной стороны – медиатора, который помогает выработать соглашение. Они отметили большую роль такого института в условиях возрастающей нагрузки на судебную систему страны.
">