1 июня 2011 года в рамках 7-го Международного форума по управлению отходами, природоохранным технологиям и альтернативной энергетике «WasteTech-2011» состоялась IV Международная конференция «Экологически безопасные и гигиенически надежные пути решения обращения с медицинскими и биологическими отходами».
В конференции приняли участие представители научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ:
· Сура Виталий Дмитриевич
· Романчук Андрей Сергеевич
· Ершов Александр Григорьевич
· Антонов Александр Иванович
С приветственным словом к участникам конференции обратился ответственный секретарь научно-экспертного совета Андрей Романчук:
В Российской Федерации экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем человеческого воздействия на естественные экологические системы. Например, в 40 регионах России более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха.
По словам Владимира Владимировича Путина, "Согласно оценкам экспертов, около 15% территории России по экологическим показателям находится в критическом состоянии, и бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды"
Высоким остается и объём сточных вод, сбрасываемых в водоёмы без очистки или недостаточно очищенными. Кроме того, практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель.
Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а условия их хранения и захоронения не обеспечивают соблюдения требований экологической безопасности. Значительным по площади территориям нанесен экологический ущерб, связанный с прошлой хозяйственной деятельностью в связи с недостаточной рекультивацией использованных под полигоны земель.
Таким образом одной из важнейших задач развития России является повышение экологической и энергетической эффективности отечественной экономики.
От эффективного решения этих проблем во многом зависит устойчивое социально-экономическое развитие России, укрепление глобальной экологической безопасности, сохранение бесценной флоры и фауны нашей планеты, а главное, жизнь и здоровье людей.
Обострение экологических проблем в ряде регионов мира подтверждает необходимость их обсуждения на международном и межгосударственном уровне, с привлечением общественности и специалистов всех отраслей. По моему мнению, такой формат общения и обмена практическим опытом поможет формированию эффективной государственной политики в области экологии и обращения с отходами.
В настоящее время, в переходный период от сырьевой к инновационной модели развития, вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются одними из наиболее актуальных для экономики России.
Любое реформирование, любая «перестройка» требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок. Энергосбережение - ключевое слово новой экономической политики страны.
Инициатива и первые действия по повышению энергетической эффективности экономики как основы новой стратегии устойчивого развития России, должна быть поддержана обществом и воплощена в национальную идею, моду на экологичность и сбережение ресурсов, конкретные программы и действия, базирующиеся на действенном законодательстве.
Сейчас в России мерам по улучшению экологической обстановки уделяется постоянное внимание. В своём Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сформулировал ряд конкретных предложений и поручений в сфере экологии. По его словам, «качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий». Ведётся подготовка базового документа - «Основы экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Наряду с этим, готовится пакет законов по таким направлениям, как экологический контроль и нормирование, стимулирование применения чистых технологий, усиление санкций за загрязнения. Особо хочу отметить что экологические показатели теперь включены в число критериев оценки эффективности региональных властей
На текущий момент законодательство Российской Федерации обеспечивает функционирование правовой системы, но без четких механизмов реализации заложенных в нем предписаний невозможно достичь неукоснительного соблюдения экологических норм. Поэтому для оценки эффективности правовых норм и проведения правового мониторинга нужно более плотно привлекать общественность.
Для изменения текущей ситуации в законодательство будет внесен ряд изменений прежде всего они каснутся нормирования воздействия на окружающую среду за счёт внедрения технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, снижающих негативное воздействие на природу. Такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными. Одновременно с этим, будут увеличены штрафы для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила.
Все эти новации направлены на обеспечение экологической безопасности страны, повышение качества жизни людей, укрепление здоровья нации.
Отдельно хочу коснуться конкретной проблемы, решением которой мы сейчас занимаемся:
В соответстви Федеральным законом Российской Федерации №261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года предусматриваются меры, направленные на сокращение оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания и поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп и все больше Россиян обращают свое внимание на самые распространенные (после ламп накаливания) – компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).
Превосходство ртутьсодержащих люминесцентных ламп перед лампами накаливания очевидно, однако их применение имеет и обратную сторону: в стране обострилась проблема ртутной безопасности, которая сегодня становится одной из острейших экологических, медицинских и социальных проблем в России.
В сентябре 2010 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681"Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" устанавливающим порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, утвержденные правила носят общий характер и требуют доработки:
· Установления порядка обращения с энергосберегающими ртутьсодержащими люминесцентными лампами, в том числе компактными люминесцентными лампами, образуемыми у населения.
· Также не проработан вопрос определения первичных мест сбора и размещения отработанных энергосберегающих ртутьсодержащих люминесцентных ламп в жилом секторе.
· Кроме того, требуется разработка единых правил транспортировки и складирования энергосберегающих ртутьсодержащих люминесцентных ламп, как новых, так и отработанных, не забывая о том что вещества содержащиеся в данных изделиях относятся к первому классу опасности.
Еще одной проблемой обращения ртутьсодержащих ламп является отсутствие у населения информации об особых условиях обращения отдельных видов товаров, в частности ртутьсодержащих энергосберегающих ламп и возможности причинения вреда здоровью вследствие неправильного обращения и\или утилизации отслуживших свой срок изделий.
Основным потребителем энергосберегающих компактных ламп является население - на его долю приходится около 70% продукции. Однако, маркировка большинства ртутьсодержащих ламп, продающихся в торговой сети Российской Федерации, не содержит понятной потребителю информации о содержащейся в лампе ртути, о рисках, связанных с возможностью попадания этой ртути в окружающую среду, о правилах поведения потребителей при повреждении лампы, о необходимости сдавать отработанные лампы в специальные приемные пункты.
В связи с отсутствием информации о содержащейся в лампе ртути, население выбрасывает эти лампы вместе с бытовым мусором, загрязняя ртутью мусоропроводы, лестничные и контейнерные площадки, мусоровозы и пути их движения, полигоны твердых бытовых отходов и окружающую среду.
Этот важный вопрос поднимался на заседании рабочей группы Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подготовке предложений по совершенствованию законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По мнению сенаторов и членов научно-экспертного совета такая ситуация существенно ущемляет права потребителя на получение достоверной информации о приобретаемом товаре и требует скорейшего законодательного урегулирования в связи с чем руководитель рабочей группы Степан Михайлович Киричук поручил подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в ст.10 Федерального закона «О защите прав потребителя» в части дополнения данной статьи нормой предусматривающей обязательное информирование потребителя (информация на этикетке или упаковке товара) о возможности причинения вреда здоровью потребителя вследствие неправильного обращения и\или утилизации и о содержащихся в данном товаре веществах классом опасности свыше IV (мало опасные).
В настоящее время законопроект подготовлен для внесения в Государственную Думу, инициаторами ПФЗ выступили Члены Совета Федерации Александр Петрович Починок, Вячеслав Александрович Новиков и Руководитель рабочее группы, Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Михайлович Киричук.
Вопрос переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп также является актуальным и не до конца решенным.
В целом по стране, из отслуживших свой срок более 70 млн. люминесцентных ламп, ежегодно перерабатывается не более 40%. Исключение составляют лишь некоторые районы страны.
В виду потенциальной опасности для экологической и здоровья граждан отдельно хотелось бы отметить отсутствие в Российской Федерации налаженной системы контроля качества поставляемых на Российский рынок и производимых на территории России ртутьсодержащих энергосберегающих ламп.
Комплекс проблем возникающих при ограничении оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания в отсутствии единой системы мониторинга качества продукции, системы утилизации или переработки отслужившей свой срок продукции говорит либо о целесообразности отмены/временного приостановления действия положений 261-ФЗ предусматривающих сокращение оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания и поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп, либо безотлагательной необходимости разработки комплекса мер направленных на решение важнейших системных проблем, таких как информированности населения, разработки комплексной системы сбора, сортировки, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих ламп, доработки нормативно-правовой базы и что самое главное финансирования данных мероприятий.
Все эти проблемы в общем и каждую конкретно нам предстоит решить.
Отдельно хочу заметить, что научно-экспертный совет открыт для предложений, обмена информацией и Ваших инициатив, в том числе и общественных.
В октябре 2011 года состоится Всероссийская специализированная выставка и конференция «Энергосбережение в регионах России — 2011», организаторами которой Выступили, созданный по инициативе Членов научно-экспертного совета «Национальный, межотраслевой союз организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и ГК «Энергетические выставки России»
В рамках мероприятия планируется обсудить вопросы и проблемы, возникающие в ходе реализации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, а также наметить пути их решения. С целью обмена практическим опытом в реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности планируется проведение ряда круглых столов по наиболее актуальным вопросам, в том числе и по вопросу обращения с отходами.
Мероприятие уже поддержали более 30 регионов России, ведущие операторы энергетического рынка, генерирующие компании, саморегулируемые организации, федеральные и региональные министерства, отраслевые и региональные центры энергосбережения.
Хочу подчеркнуть, что в рамках деятельности «Национального, межотраслевого союза организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» планируется активное участие в формировании государственной политики в области обращения с отходами, развитии экологичных технологий, попопуляризации и пропаганде рационального, экономного обращения с ресурсами, развитии альтернативной энергетики.
Надеюсь продолжить начатый здесь диалог уже в рамках конференции «Энергосбережение в регионах России».
По результатам работы конференции подготовлен «Проект Резалюции»:
ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИЯ
IV – й Международной Конференции «Экологически безопасные и гигиенически надежные пути решения обращения с медицинскими и биологическими отходами».
01 июня 2011г.
Целью настоящей конференции является анализ состояния существующей системы по обращению с медицинскими и биологическими отходами, отходами I-IV класса опасности на территории Российской Федерации, выработка предложений по ее совершенствованию и обеспечению экологически безопасных и гигиенически надежных решений обращения с опасными отходами и ее модернизации с применением современных технологий сбора, транспортировки и уничтожения.
Заслушав и обсудив выступления участников, посвященные актуальным вопросам совершенствования экологии обращения с медицинскими и биологическими отходами, отходами I-IV класса опасности конференция отмечает:
На территории нашей страны накоплено более 3,5 млн. тонн медицинских отходов, из них более 2 млн. тонн (60%) – неопасных отходов (класс «А»), 1,2 млн. тонн (35%) – опасных (рискованных) отходов (класс «Б»), 40 тыс. тонн (1%) – чрезвычайно опасных отходов (класс «В»), 65 тыс. тонн (1,8%) – отходов ЛПУ, по составу близких к промышленным (класс «Г») и 1,5 тыс. тонн (0,05) – радиоактивных отходов (класс «Д»). Интенсивное развитие отечественной фармацевтической промышленности существенно обострило проблему обращения с отходами фармацевтики.
В настоящее время в России на государственном уровне не разработаны стратегические подходы к решению проблемы управления отходами, отсутствует научно обоснованная концепция и стратегия решения проблем в этой сфере, в том числе программы санитарной очистки территорий в большинстве регионов страны, разделение ответственности между региональными и муниципальными органами власти. И как следствие, повсеместно процветает бессистемное обращение опасных, в т.ч. медицинских и биологических, отходов.
Серьезной проблемой остается нехватка в муниципальных образованиях гигиенически надежных: тары, инвентаря, оборудования для сбора, временного хранения, транспортирования отходов, специального транспорта, установок для термического обеззараживания медицинских и биологических отходов. Вместе с тем, российская наука и промышленность располагают технологиями и материально-технической базой для обеспечения всеми составляющими этой сферы обращения отходов.
Участники конференции также выражают свое отрицательное отношение к повсеместной практике захоронения медицинских и биологических отходов на полигонах ТБО и, как следствие, увеличению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Это противоречит, закрепленному в международном праве приоритету термического уничтожения отходов над их захоронением.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с медицинскими и биологическими отходами длительный период находится в опасном для нации застое. Ситуацию усугубляет то, что из сферы действия ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» исключена тематика обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений, регулирование которых сегодня осуществляется подзаконными нормативно-правовыми актами. Однако, и они на практике соблюдаются не всегда и не везде. Законодательно не проводится дифференциация отходов, требующих специального регулирования (медицинских, биологических отходов, отходов фармакологии и лекарственных средств); не решена проблема обращения с лекарственными средствами с просроченными сроками реализации, конфискованными при осуществлении таможенных процедур и фальсифицированными фармацевтическими препаратами; не стимулируются хозяйствующие субъекты, осуществляющие внедрение инновационных технологий в сфере обращения с опасными отходами; не принимаются адекватные меры наказания к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением медицинских и биологических отходов.
В особой мере проблема обезвреживания и утилизации медицинских отходов актуальна в связи с осуществлением государственной программы модернизации отечественной медицины.
Заслушав и обсудив выступления участников по актуальным вопросам совершенствования экологической политики в сфере обеспечения экологически безопасных и гигиенически надежных путей решения обращения с медицинскими и биологическими отходами, конференция констатирует, что главными приоритетами современной государственной и общественной политики в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами должны являться:
· переход на международные стандарты качества управления медицинскими и биологическими отходами;
· гармонизация российских нормативных актов и стандартов с международными;
· повышение эффективности системы государственного управления;
· государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами;
· развитие партнерских взаимоотношений между органами государственной власти и субъектами предпринимательства для совместного решения важнейших экологических проблем и осуществления инновационных прорывов в этой сфере;
· повышение уровня экологической культуры и активное вовлечение гражданского общества в формирование и реализацию государственной экологической политики в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами;
· координация усилий ученых и практиков в сфере обращения с биологическими и медицинскими отходами;
· разработка комплекса единых учебных программ по подготовке отечественных специалистов в России в сфере обращения с отходами, в том числе медицинскими;
· оптимизация уровня потребления химических дезинфекционных средств при дезинфекции медицинских отходов и акцентирование внимания на современных методах обеззараживания;
· разработка и утверждение централизованных систем обеззараживания медицинских и биологических отходов;
· разработку и производство специализированными организациями транспортных средств для перевозки медицинских и биологических отходов, отвечающих современным требованиям;
· установление требований в соответствующих технических регламентах по безопасности продукции, обязательных требований по утилизации продукции в конце ее жизненного цикла;
· выработка и совершенствование критериев оценки риска и показателей безопасности обращения с отходами, а также гигиенической оценки технологий по обезвреживанию медицинских и биологических отходов;
· акцентирование внимания на вопросах обращения с фармацевтическими отходами, особенно с лекарственными препаратами с истекшими сроками действия и фальсифицированными лекарственными препаратами, а также с отходами, образующимися при иммунизации населения.
Участники конференции обращаются
к Президенту Российской Федерации с призывом:
· придать сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами, как наиболее опасной части отходов производства и потребления, приоритетный статус в рамках осуществляемой программы модернизации здравоохранения;
· выделить реализацию федеральной целевой программы обращения с медицинскими и биологическими отходами, как пилотной в сфере обращения отходов производства и потребления.
Участники конференции просят
Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации:
· разработать законодательные акты, регулирующие сферу обращения медицинских и биологических отходов»;
· внести изменения в ФЗ «О лекарственных средствах», касающиеся порядка экологически безопасного уничтожения лекарственных средств потерявших потребительские свойства с приоритетом термического уничтожения;
· внести изменения в ФЗ «О лицензировании...» (ст.7), разрешающие осуществление деятельности по обращению с отходами (при наличии лицензии) на всей территории Российской Федерации при условии предварительного уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации;
· разработать и принять федеральную целевую программу, направленную на решение проблем в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами;
· стимулировать внедрение передовых экологически безопасных и гигиенически надежных технологий в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами введением налоговых льгот;
· внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера налагаемого взыскания за несанкционированное размещение, использование, обезвреживание медицинских и биологических отходов;
· укрепить статус экологической проблематики в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами в системе общегосударственных приоритетов, как наиболее опасной части отходов производства и потребления;
· интенсифицировать деятельность по пропаганде в СМИ, включая радио и телевидение, передовых отечественных и зарубежных методов безопасного обращения с отходами, в том числе медицинскими;
· активизировать сотрудничество по этим вопросам с международными организациями.
Участники конференции просят
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
· ускорить решение вопроса о совершенствовании нормативно-методического обеспечения в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами;
· разработать Методику мониторинга и оценки наносимого ущерба при возникновении аварийных ситуаций в процессе сбора, временного хранения, транспортировке и обезвреживания медицинских и биологических отходов с учетом непосредственных и потенциальных последствий для здоровья человека;
· разработать с учетом международных нормативных актов экологическую классификацию фармацевтической продукции.
Участники Конференции обращаются
к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с призывом:
· в рамках целевых региональных программ санитарной очистки территорий предусмотреть формирование систем обращения с медицинскими и биологическими отходами;
· активнее осуществлять сотрудничество с общественными экологическими организациями и объединениями граждан, в том числе путем развития института общественного экологического мониторинга и контроля.