В условиях постоянной задолженности разных групп потребителей перед поставщиками ресурсов эксперты предлагают новые законодательные меры.
Неубиваемые энергодолги
Больше всего на конец 2019 года задолжали жилищные организации – 47,5 %, население – 23,5 %, потребители бюджетной сферы – 6,5 %, теплоснабжающие организации (оптовые потребители-перепродавцы), включая МУП, ГУП – 16 %, промышленные потребители – 2 %, прочие потребители – 4,5 %. Такие данные представил заместитель председателя НЭС Владислав Озорин в ходе совместного заседания Научно-экспертного совета (НЭС) по мониторингу реализации законодательства в области энергетики Совета Федерации и Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово- промышленной палаты РФ, состоявшегося 28 января 2020 года. Несмотря на реализацию мер нормативного и организационного характера, рост дебиторской задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии при поставках природного газа, воды на внутреннем рынке, а также в ЖКХ продолжает оставаться значительным, сообщил Владислав Озорин. При этом долги накапливаются, и динамика их погашения далека от оптимистичных прогнозов.
Так, совокупный долг одних только петербургских жилкомсервисов перед «Водоканалом СПб» давно перевалил за 1 миллиард рублей, а общая задолженность жителей России по ЖКХ на конец 2019 года достигла рекордной величины в 1,4 триллиона рублей. По группе «Россети» дебиторская задолженность выросла за год на 12 % – со 127 млрд рублей в августе 2018 года до 140 млрд рублей в 2019 году. По мнению эксперта, подобный рост свидетельствует о том, что неплатежи остаются одним из основных источников кредитования потребителей энергоресурсов в условиях отсутствия источников финансирования как инвестиций, так и оборотных средств в основных отраслях экономики. Для промышленных потребителей просроченная дебиторская задолженность на начало года достигла примерно 100 млрд рублей, а общий объем долгов если и сокращается, то ненамного – до 176,7 млрд рублей на 1 января 2020 года со 180,2 млрд годом ранее, отметил начальник Управления по работе с органами власти и регионами ООО «Газпром межрегионгаз» Денис Волков. Что касается структуры задолженности по округам, то более половины (53 %) приходится на Северо-Кавказский ФО, следом идут Центральный (19 %), Приволжский (13 %) и Южный (7 %). Вклад остальных округов в долговую копилку находится в пределах 1‑3 %.
Взыскать долги
Ситуация усугубляется тем, что энергетики ограничены в способах взыскания задолженности. В энергетике редко, когда есть возможность просто ограничить поставку ресурсов, а успехи претензионно-исковой деятельности для поставщиков ресурсов зачастую зависят от длительности судебных процессов и расторопности судебных приставов. Повысить эффективность системы взыскания задолженности в энергетике можно путем внедрения смешанной системы исполнительного производства с участием негосударственных судебных приставов, полагает председатель Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Иван Рыков. Такая система уже действует с 2003 года в Литве, а с 2010 года – в Казахстане, где за первые четыре постреформенных года эффективность взыскания выросла в 2,5 раза. Для Российской Федерации подобный прорыв в области исполнительного производства означает увеличение взыскания на несколько сотен миллиардов рублей, уверен Иван Рыков. Соответствующий пакет законопроектов уже подготовлен и проработан с представителями Минюста, ФССП, Минэкономразвития и Правового управления Госдумы. Сейчас идет подготовка финальной редакции с учетом представленных в ТПП РФ отзывов и предложений. Если такой закон будет принят, то помимо финансовой выгоды он принесет оперативность и прозрачность взыскания, что поможет справиться с выводом активов недобросовестными должниками, в первую очередь, управляющими компаниями.
Законы для должников
Усовершенствовать механизмы платежной дисциплины потребителей можно с учетом практики применения закона № 307‑ФЗ от 03.11.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», считает председатель правления НП «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» Наталья Невмержицкая. По ее мнению, реализацию закона осложняют такие обстоятельства, как несбалансированность ответственности ГП и ТСО за неплатежи с явным перекосом в пользу ТСО, отсутствие механизмов обеспечения исполнения обязательств МРСК перед ТСО, а также завышенный размер пеней, который устанавливал Минэнерго, исходя из прежней ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 %.
Однако главная не решенная законом 307‑ФЗ проблема – это невозможность расторгнуть договор и прекратить поставку электроэнергии, в том числе потребителям, проходящим процедуру банкротства, а также невозможность полностью ограничить режим энергопотребления.
Специалисты предлагают различные меры, которые могли бы способствовать сокращению долгов. Среди них – введение приоритетности платежей в пользу энергоснабжающих предприятий, прямых бюджетный субсидий по обязательствам социально-значимых неотключаемых потребителей, субсидиарной ответственности арендодателя (концедента) по долгам за энергоресурсы и другие.