Комиссия РСПП по ЖКХ провела внеочередное заседание, посвященное модернизации тепловой генерации. Рассмотрение вопроса проводилось по поручению президента РСПП Александра Шохина.
С докладами выступили:
- Рашевский Владимир Валерьевич - генеральный директор АО «Сибирская угольная энергетическая компания»;
- Панина Александра Геннадьевна - заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ООО «Интер РАО-Управление электрогенерацией»;
- Жадовец Евгений Михайлович - заместитель генерального директора - главный инженер ПАО «Квадра»;
- Киселев Василий Николаевич - директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»;
- Макрушин Алексей Вячеславович - генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда», член Комиссии по ЖКХ;
- Шмаленко Андрей Станиславович - операционный директор ООО УК «Росводоканал»;
- Побединская Наталья Валентиновна, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ);
- Терян Григорий Саркисович - генеральный директор «РКС-холдинг», член Комиссии по ЖКХ;
- Семенов Виктор Германович - президент НП «Российское теплоснабжение», член Комиссии по ЖКХ.
В дискуссии по теме приняли участие: председатель Комиссии РСПП по ЖКХ А.А. Чуваев; заместитель председателя Комиссии, советник Председателя Правления ПАО «Интер РАО» М.А. Файрушина; вице-президент НП «Энергоэффективный город» С.С.Белобородов и др.
ОТМЕТИЛИ:
По поручению Президента РФ Правительством с привлечением деловых сообществ разрабатываются механизмы привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики. На ближайшее время запланировано проведение Бюро Правления РСПП с обсуждением данного вопроса и выработкой консолидированных предложений Союза. Для подготовки к работе Бюро Правления РСПП по вопросу финансирования программы модернизации генерирующего оборудования позиция Комиссии РСПП по ЖКХ имеет большое значение.
Объем отрасли жилищно-коммунального хозяйства России составляет около 4 трлн. рублей в год, что немного выше 4 % ВВП страны. Сектор ЖКХ является важнейшим потребителем ресурсов, производимых тепловой энергетикой. Это - тепловая энергия, используемая для отопления и горячего водоснабжения, а также электрическая энергия приобретаемая водоканалами, тепловыми сетями для бесперебойной подачи воды и отопления гражданам страны. Суммарно в платежке гражданина стоимость услуг, зависящих от тепловой генерации, составляет около 70% и это без учета самой электроэнергии, которую граждане приобретают по регулируемым тарифам.
Сектор жилищно-коммунального хозяйства - регулируемая отрасль с акцентом на социальную составляющую. Индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги прямо утверждается и контролируется Правительством Российской Федерации по каждому субъекту РФ. В связи с этим правила конкурентного отбора проектов модернизации не должны приводить к превышению ограничения индекса платежа гражданина, чтобы не допустить дополнительных финансовых ограничений сектора ЖХК, который также требует привлечения не менее масштабных инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов.
На заседании отмечено, что большинство оборудования в теплоэнергетическом комплексе старше 40 лет, то есть старше чем в другими схожих энергетических системах. Стимулированием модернизации необходимо заниматься именно в настоящий момент, поскольку в ближайшей перспективе мощность энергосистемы будет снижаться и уже к 2023 году рынок мощности может испытывать дефицит, в том числе с учетом обозначенных в Послании Президента России Федеральному Собранию задачах по увеличению ВВП на душу населения в полтора раза к 2025 году. Кроме того, повышение уровня инвестиций в тепловую генерацию даст мультипликативный эффект на смежные отрасли, что будет способствовать росту экономики в целом. Мировой опыт показывает, что конкурентные механизмы поддержки тепловой генерации приобретают все большее распространение.
Для потребителей энергии дополнительное финансирование проектов модернизации является инвестиционным процессом, средства на который выделяются потребителями в ущерб собственному инвестиционному потенциалу, в связи с чем каждый проект модернизации должен быть окупаем для потребителей и приносить в перспективе потребителям больше выгод, чем затраты на его финансирование.
Одной из важных проблем сферы водоотведения является утилизация илового осадка сточных вод. Поскольку разработка предложений по повышению инвестиций в модернизацию объектов тепловой генерации осуществляется с учетом необходимости развития возобновляемых источников энергии, целесообразно рассмотреть возможность включения источников энергии, использующих иловый осадок сточных вод, в перечень объектов ДПМ ВИЭ наравне с электростанциями, работающими на твердых коммунальных отходах.
Возможным способом конкурентного отбора проектов модернизации может стать сопоставление проектов исходя из одноставочной цены на электроэнергию с учетом мощности, фиксируемой на 15-летний горизонт, и иных характеристик проектов модернизации (решение проблем экологии, развитие теплоснабжения в крупных городах, востребованность для Системного оператора, величина регулировочного диапазона и др.). Модернизация ТЭЦ должна давать стимулы для региональных администраций вводить в регионах справедливую цену на тепло по методике альтернативной котельной.
Сектор ЖКХ, особенно в части водоснабжения, нуждается в механизме, подобном ДПМ, для повышения интенсивности инвестиционной деятельности. Для сферы водоснабжения и водоотведения электрическая энергия является наиболее высокой составляющей в плане тарифного регулирования и исчисляется порядка от 20 до 60%, с учетом этого, поскольку тарифы для водоснабжения и водоотведения сдерживаются более жестко, важно, чтобы интересы водоснабжения были учтены при реализации проектов модернизации.
Членами комиссии также отмечено, что модернизация должна проводиться в отношении тех проектов, которые действительно необходимы для обеспечения надежности энерго- и теплоснабжения.
В завершении дискуссии Председатель Комиссии РСПП по ЖКХ Александр Чуваев в своих выступлениях высказался о том, что основой модернизации должны быть рыночные процессы, в том числе именно рынок должен, в первую очередь, посылать ценовые сигналы участникам на привлечение инвестиций в модернизацию объектов генерации.
По итогам заседания решили рекомендовать Бюро Правления РСПП обозначить приоритетными вопросами финансирования программы модернизации генерирующего оборудования максимальное использование инвестиционного потенциала действующих конкурентных механизмов оптового рынка с учетом жестких тарифных и бюджетных ограничений сектора ЖКХ, а также приоритет в модернизации отдавать тем объектам, от которых в наибольшей степени зависит надежность энерго- и теплоснабжения потребителей.