СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

С.Кириенко доложил Президенту России о завершении работы по ратификации "Cоглашения 123" между Россией и США, которое открывает возможности для прямого сотрудничества двух стран в атомной сфере

С.Кириенко доложил Президенту России о завершении работы по ратификации "Cоглашения 123" между Россией и США, которое открывает возможности для прямого сотрудничества двух стран в атомной сфере
11.01.2011

Глава «Росатома» также информировал Президента о результатах работы ведомства в 2010 году, в частности, о создании в России первого в мире гарантийного запаса ядерного топлива в рамках соглашения с МАГАТЭ.
С.Кириенко рассказал Д.Медведеву о ходе выполнения программы по сооружению 28 новых атомных энергоблоков внутри страны, а также о зарубежных контрактах госкорпорации.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Сергей Владиленович, в конце прошлого года мною был подписан закон, изменяющий некоторые статусные положения о госкорпорации «Росатом». На мой взгляд, это важный документ, потому что он уточняет некоторые формулировки и, надеюсь, в лучшей степени позволит «Росатому» решать те задачи, которые возложены на госкорпорацию. Как Вы оцениваете его?
С.КИРИЕНКО: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич. Крайне важные для нас поправки в закон. Дело в том, что когда закон о госкорпорации принимался три года назад, многое ещё было по-другому. Это был период, когда мы ещё не начали масштабную программу сооружения атомных станций, поэтому закон, который Вы подписали, сейчас более точно регулирует вопросы безопасности, в первую очередь вопросы ядерной, радиационной безопасности, при программе масштабного сооружения атомных станций.
Во-вторых, закон добавляет нам как раз полномочия по реализации задач, которые поставлены Вами и Правительством Российской Федерации, в частности, по атомному ледокольному флоту. Когда создавалась корпорация, нам ещё не передавали атомный ледокольный флот. И он [закон] сильно расширяет возможности по экспортной работе. В частности, в этом законе как раз предусмотрено право госкорпорации в соответствии с Вашим поручением создавать представительства при посольствах. Мы уже всё согласовали с Министерством иностранных дел. И вот, честно говоря, ждали только этого закона, поскольку в противном случае мы не имели права реализовать эту программу. Прямо сейчас мы начинаем формировать представительства при основных посольствах в странах, в которых мы работаем, поскольку это важнейшая вещь – постоянное присутствие. Теперь об итогах года.
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста.
С.КИРИЕНКО: Вы затронули международный вопрос. Наверное, особенность прошлого года – это целый ряд масштабных решений по международной сфере. И только что – полтора часа назад – состоялся обмен нотами, который завершил двухлетнюю работу по ратификации соглашения между Россией и Соединёнными Штатами Америки по сотрудничеству в атомной сфере.
Д.МЕДВЕДЕВ: Так называемого «Соглашения 123».
С.КИРИЕНКО: Да, точно, именно «123». Это был, конечно, такой рудимент, потому что две ключевые страны в атомной энергетике не имели прямого соглашения друг с другом, то есть мы, например, не могли ничего напрямую поставлять американцам, они – нам, всё это делалось через каких-то посредников – через третьи страны. В общем, конечно, дикость. Сегодня это открыло нам полную дорогу, для нас это очень важно и с экономической точки зрения, Дмитрий Анатольевич, потому что Америка, конечно, ключевой атомный рынок. Мы сегодня поставляем более 40 процентов американских потребностей по топливу для атомных станций, это по знаменитому контракту ВОУ-НОУ. Ну а сверх контракта, с учётом того, что мы подписали дополнение, позволяющее нам обойти антидемпинговое ограничение, мы за прошлый год заключили контрактов почти на 5 миллиардов – 4,9 миллиарда долларов. У нас сегодня уже есть активы на территории Соединённых Штатов Америки с учётом покупки компании Uranium One, о чём мы Вам докладывали в прошлом году. Мы 20 декабря впервые добыли первые тонны урана на территории Соединённых Штатов. Сегодня нам принадлежат 20 процентов американских запасов.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это хорошая на самом деле работа. Её главное не политизировать, как иногда это случалось в истории российско-американских отношений, а заниматься этим как бизнесом. Собственно говоря, и результат тогда будет.
С.КИРИЕНКО: У нас сейчас открываются очень хорошие возможности и по топливному циклу, и, самое главное, по перспективным направлениям, по таким, как вопросы безопасности, создание условий для развития атомной энергетики в третьих странах, реакторы нового поколения.
Здесь тоже хочу доложить, Дмитрий Анатольевич, как раз к 1 декабря мы выполнили важнейшее решение Президента Российской Федерации, и в мире создан первый гарантийный запас, находящийся под управлением МАГАТЭ. Это была инициатива России, и мы её полностью реализовали. К 1 декабря склад на Ангарском комбинате в Иркутской области находится под контролем инспекторов МАГАТЭ, он под гарантией МАГАТЭ, и туда мы поместили 120 тонн низкообогащённого урана. Это полная перегрузка двух реакторов большой мощности. Это уникальная новая ситуация в мире. Россия на это потратила более 300 миллионов долларов. Но теперь в распоряжении МАГАТЭ есть такая возможность: если любая страна, которую вдруг по политическим причинам ограничивают в доступе к получению ядерного топлива, обращается к совету управляющих МАГАТЭ, они принимают решение, мы немедленно разбронируем этот запас, он – в их распоряжении. И обеспечивается гарантированная поставка. Для безопасного развития атомной энергетики это важнейшая вещь.
Сейчас за нами следом идут американцы. Их инициатива только начинает проходить. Но наша уже полностью реализована.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это всё хорошо и очень полезно. Но не следует забывать, конечно, и о работе на территории страны, где у нас целый ряд проектов есть по Вашей линии и где идут стройки. Как там у нас дела?
С.КИРИЕНКО: Дмитрий Анатольевич, здесь ситуация у нас, слава богу, благополучная. Вот такую картинку я, с Вашего позволения, представлю, – это выполнение ключевых показателей эффективности. У нас в соответствии с Вашими поручениями для госкорпораций разработаны ключевые показатели эффективности, которые нам устанавливает наблюдательный совет и по которым мы отчитываемся по итогам года.
Могу доложить (сейчас у нас предварительные итоги, когда балансы будут свёрстаны, мы выдадим окончательные, но здесь точность очень высокая), мы перевыполнили все поставленные государством задачи в прошлом году. В прошлом году ключевые вещи – это показатели прибыли, у нас более чем на 50 процентов по сравнению с 2009 годом выросла чистая прибыль и составила более 60 миллиардов рублей. Очень важная, главная задача – обеспечить потребителей электроэнергией. Тяжёлый был год, Дмитрий Анатольевич, потому что и лето лихорадило, когда с пожарами, помните, вокруг атомных станций, были обрывы сетей, да и зима не самая простая оказалась. Поэтому для нас очень важно, что мы полностью справились с задачей, которая была поставлена перед нами Правительством, и даже её слегка перевыполнили, мы на 950 миллионов киловатт-часов электроэнергии дали больше плана, и на четыре с лишним процента, то есть на 7 миллиардов киловатт-часов, больше, чем в 2009 году.
Д.МЕДВЕДЕВ: Смотрю: производительность труда почти на 22 процента выросла.
С.КИРИЕНКО: Да. Причём это в сопоставимых ценах. Ключевой показатель.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это хороший показатель.
С.КИРИЕНКО: Да. Для нас наблюдательный совет всё время ставил его как основополагающий показатель – рост производительности труда, потому что по этому показателю отрасль, которая создавалась ещё в советские годы, конечно, уступала нашим зарубежным конкурентам. Рост по производительности труда и создание политических условий, о чём Вы сказали в самом начале, позволил нам сильно добрать по зарубежным контрактам. Для нас показатель – это доля, количество зарубежных контрактов.
Д.МЕДВЕДЕВ: Экспортный портфель – он вообще в четыре с половиной раза вырос – на 450 процентов.
С.КИРИЕНКО: Да, в четыре с лишним раза. Сегодня мы имеем уже портфель заказов более чем на 20 миллиардов долларов. Точно понимаем, что за этот год нарастим его в полтора раза как минимум, то есть дойдёт до 30 миллиардов. И важнейшая вещь, конечно, – это контракты по сооружению атомных станций. У нас идёт весь пакет работы по сооружению в стране – 28 атомных энергоблоков, которые утверждены. В условиях кризиса они немножко сдвинулись вправо, но ни один не отменён. На девяти площадках сегодня идёт работа. Прошлый год в этом смысле был ключевым. Мы первую станцию из нового серийного строительства сдавали. Для нас предмет гордости, что сдали строго в установленные сроки, в марте был энергопуск, в ноябре сдали в промышленную эксплуатацию.
Сейчас у нас очень сильно прирастает объём заказов за счёт зарубежных контрактов, потому что есть 28 в стране – это огромная программа, но уже в стадии довольно высокой степени готовности, мы оцениваем потенциальный рынок для нас, ещё 30 блоков за рубежом, то есть 28 в стране и ещё 30 – за рубежом. Ключевые страны – это, конечно, Индия, где Вы только что были, это добавившиеся сейчас Вьетнам, Турция. Это уникальный по модели владения контракт, подписанный в прошлом году, когда Российская Федерация, «Росатом», будет владеть атомной станцией на территории другой страны. Но это, конечно, уникальная вещь. Это значит, что мы пришли в Турцию на 100 лет вперёд, потому что это строительство, это 60–70 лет эксплуатации, это поставки топлива. То есть это увеличивает масштаб контрактов в несколько раз.
И сегодня большой интерес у целого ряда новых стран к такому типу контрактов. Они с учётом опыта в Турции готовы предлагать нам возможности не только строить атомные станции по российским технологиям, но и быть совладельцами или владельцами таких атомных станций. Такой вариант проекта обсуждается с нашими коллегами.

***

Справка к Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации 22 ноября 2010 года
Федеральный закон направлен на уточнение объема и характера гюлномочий Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Корпорация).
В соответствии с Федеральным законом к числу акционерных обществ Корпорации будут относиться не только открытые, но и закрытые акционерные общества. Расширяются полномочия Корпорации. Так, Корпорация вправе осуществлять деятельность в области управления атомным ледокольным флотом, участвовать в других организациях, направлять своих представителей для работы в иностранных государствах, выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии.
Федеральным законом уточняются полномочия Корпорации по управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности, осуществлению контроля за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения при использовании атомной энергии в учреждениях Корпорации, в акционерных обществах Корпорации и их дочерних, зависимых обществах и на подведомственных Корпорации предприятиях, а также уточняется компетенция органов управления Корпорации.
Кроме того, Федеральным законом определяется специальный порядок в отношении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность должностных лиц Корпорации.
В связи с необходимостью проведения мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации ядерного оружейного комплекса, установленный Федеральным законом переходный период продлевается до 1 января 2015 г.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"