СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в т.ч. по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен

25.02.2011
24 февраля 2011г. Комитет Госдумы по энергетике провел Круглый стол на тему: «О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в т.ч. по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен»

Заслушав и обсудив выступления представителей федеральных органов исполнительной власти (ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития), вертикально-интегрированных нефтяных компаний, независимых малых и средних нефтегазодобывающих компаний, независимых нефтепереработчиков, отраслевых научных институтов, российских потребительских союзов, консультационных компаний и ценовых агентств, а также бирж нефтегазового комплекса, участники "круглого стола" отметили, что результаты деятельности нефтяной отрасли и ТЭК в целом за 2010 г. убедительно свидетельствуют, что предприятия отрасли успешно преодолели последствия мирового экономического кризиса, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 трлн. рублей или около 50% всех поступлений в бюджет.

В тоже время, отметили наличие серьезных проблем в нефтяной отрасли, которые создают реальные предпосылки снижения в будущем уровня добычи и объемов экспорта нефти. В их числе высокий уровень износа основных производственных фондов, монополизации отрасли и отсутствие информационной прозрачности, дефицит инвестиций, низкая капитализация нефтяных компаний в сравнении с зарубежными.

Вышеуказанные проблемы усугубляются недостатками государственного регулирования недропользования, которые приводят к увеличению количества законсервированных нерентабельных скважин.

В связи с этим возникает задача создания эффективного организованного рынка нефти и адекватных механизмов торговли и ценообразования. Его отсутствие препятствует либерализации внутреннего рынка и ослабляет рычаги влияния на уровень и динамику экспортных цен со стороны государства и отечественных компаний.

Отсутствие четкой государственной политики ценообразования на нефть и нефтепродукты привело в настоящее время к тому, что цены на нефтепродукты на внутреннем рынке при более чем достаточной сырьевой насыщенности рынка носят неустойчивый характер и являются дестабилизирующим фактором социальной обстановки в регионах.


Вопросы надежного обеспечения внутреннего нефтяного рынка, необходимости разработки механизма ценообразования были предметом обсуждения совещания в Санкт-Петербурге 9 февраля 2011 года с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. Особое внимание было привлечено к ситуации с ценами на дизельное топливо, ключевому ресурсу для сельхозпредприятий, которые вскоре приступят к весенне-полевым работам.

Так, с декабря 2010 по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35% (это отпускные цены с НПЗ) а средняя цена в январе превысила 28 тыс. рублей за тонну. Помимо объективных факторов роста цен по данным Минэнерго и ФАС, более 50% в увеличении цены (или в абсолютных цифрах – в январе 3 тыс. 902 рубля, а в феврале 3 тыс. 500 рублей) приходится на так называемый фактор роста спроса, напрямую связанный с извлечением прибыли.

Рост цен на нефтепродукты привел к повышению затрат и, как следствие, к росту цен во всех секторах экономики, связанных с потреблением топлива, что вызвало справедливое недовольство профсоюзов и ассоциаций автоперевозчиков, автолюбителей и авиаперевозчиков, а также значительной части населения в регионах Российской Федерации.

Как известно, ФАС возбуждены дела в отношении ряда крупнейших нефтяных компаний России. Причем в одних случаях ФАС усматривает в действиях компаний признаки установления и поддержания высоких монопольных цен, создания дискриминационных условий при поставки топлива, а в действиях других нефтяных компаний претензии ФАС сводятся к недостаточному объему предложения, нерегулярности продаж и пр.

В последнее время наблюдается тенденция снижения цен на топливо, вызванная давлением на нефтяные компании со стороны государства, носящая временный характер.

В числе основных причин сложившейся ситуации на внутреннем нефтяном рынке: глубокая зависимость российского рынка от мировой цены на нефть, олигопольная структура российского рынка и высокий уровень налогообложения.

Российский рынок нефтепродуктов характеризуется высокой степенью монополизации, которая снижает "прозрачность" ценообразования и препятствует созданию объективных ценовых индикаторов и эталонов. Практически вся "крупная" российская нефтепереработка входит в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, что еще более усиливает монополизм в сфере нефтепереработки.

При этом 80% всех отечественных НПЗ введены в действие более 50 лет назад и по качественной характеристике своего производственного потенциала (вторичных процессов) Россия занимает 67-е место в мире, а среднеотраслевой уровень глубины переработки нефти в 2008 г. составил 72%, при 85-95% в развитых странах.

Строительство же независимых региональных нефтеперерабатывающих заводов мощностью более 1 млн тонн и глубиной переработки нефти, превышающей общеотраслевые показатели, наталкивается на прямое противодействие со стороны федеральных ведомств и трубопроводных монополий.

Доля налогов в литре бензина составляет порядка 50-60%. К тому же с 1 января текущего года были повышены акцизы на моторные топлива, дифференцированные в зависимости от их качества, и снижены экспортные пошлины на светлые нефтепродукты.

Из-за ожидания роста цен в 2011 году спрос на нефтепродукты увеличился уже в последнем квартале прошлого года. Учитывая существующую в России структуру парка техники, потребляющей моторные топлива, и области ее применения (транспорт, сельское хозяйство, оборонка), более высокое повышение ставок акциза на топливо более низкого качества затронет в настоящее время интересы практически всего населения страны.

Наряду с этим сложилась непрозрачная система ценообразования при производстве продукции и услуг в нефтегазовой отрасли, при которой исключается возможность проведения полного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что в первую очередь обусловлено закрытостью данных по предприятиям в соответствии с Федеральным законом № 282-ФЗ от 29.11.07 года "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Несмотря на перечисленные недостатки в законодательном обеспечении развития российского рынка нефтепродуктов наметились позитивные изменения, отметили участники круглого стола.

Так, Правительством Российской Федерации принят и реализуется ряд мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, в частности об обязательной продаже через биржу до 15% сырья и нефтепродуктов. При этом если в год старта биржевых торгов в 2008 году на трех биржах – "Межрегиональной Бирже Нефтегазового Комплекса", "Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Бирже" и бирже "Санкт-Петербург" – было реализовано менее 0,2млн.т, потребленных в России нефтепродуктов, а в 2009г.- 2,2 млн.т., то в 2010 году через механизм биржевых торгов было продано 7,87 млн. т нефтепродуктов. По экспертным оценкам, такой же рост ожидается в 2011 году.

В биржевых торгах участвуют практически все ВИНКи, причем именно ими реализуются основная доля нефтепродуктов, так, в 2010 году эта доля составляла 6,95 млн. тонн нефтепродуктов. В торгах участвуют также независимые трейдеры и малые НПЗ.

В последнее время Правительством разработан дополнительный комплекс мер, направленных на развитие биржевой торговли и демонополизацию рынка нефтепродуктов. В их числе, развитие фьючерсной торговли, организация торговли не только нефтепродуктами, но и сырой нефтью, обеспечение транспортировка всех углеводородов, которые реализованы через биржу, до потребителей, регистрация на бирже не только сделок, проходящих через биржевую площадку, но и внебиржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами, в том числе и долгосрочных контрактов.

Рассматривается вопрос о создании специализированной саморегулирующей организации (биржевого комитета) для системного мониторинга ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, завершается разработка эффективной модели налогообложения, предусматривающая льготный налоговый режим для новых месторождений, выработанных и низкодебетных скважин, а также дифференциацию НДПИ и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты.

В Государственной Думе в настоящее время рассматриваются законодательные инициативы Правительства Российской Федерации, внесенные в 2010 и в начале 2011 годах.

В их числе законопроект № 484894-5 "О внесении изменений в статью 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которому для новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривается установление нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн.

Проект направлен на создание условий для эффективного инвестирования в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазодобывающих регионах, нерентабельность разработки которых обусловлена необходимостью создания инфраструктуры и значительными объемами капитальных вложений, непосредственно связанными с географическими и геологическими особенностями месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. В своем заключении Комитет Государственной Думы поддержал указанный законопроект и рекомендовал ГД принять его в первом чтении.

Аналогичные льготы были установлены ранее в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края.

Тем не менее, несмотря на принимаемые меры цены на нефтепродукты, реализуемые через биржевые площадки, близки к ценам ВИНК и не имеют тенденции к снижению, а розничный рынок моторных топлив характеризуется значительной асимметрией в изменении цен. Причем стоимость топлива на заправках растет гораздо быстрее, чем снижается и задержки в снижении розничных цен на моторное топливо достигают полутора-двух месяцев, что негативно отражается на стабилизации региональных рынков нефтепродуктов.

В связи с вышеизложенным, участники "круглого стола" рекомендовали:


Правительству Российской Федерации:


1. Ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации.

В связи с этим предложить ФАС России совместно с профильными министерствами и ведомствами организовать открытое обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке формирования начальной цены для биржевых торгов в случае вынесения ФАС России предписания о продаже обязательного объема" с участием депутатов Государственной Думы, нефтяных компаний и ассоциаций, представителей экспертного сообщества;

2. разработать комплекс законодательных мер, направленных на снижение роста оптовых и розничных цен на автомобильные топлива в Российской Федерации до приемлемого для населения уровня и повышение прозрачности механизма ценообразования;

3. в целях повышения прозрачности информации о производственных и ценовых показателях деятельности предприятий ТЭК, подготовить и внести в Государственную Думу дополнения к Федеральному закону № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", обеспечивающие открытый доступ к первичным статистическим данным, содержащимся в формах федерального статистического наблюдения, для российских научных и учебных институтов, консультационных компаний и информационных агентств, специализирующихся на проведении исследований российского нефтегазового рынка;

4. учесть предложения и замечания нефтяных компаний по уточнению формулировок Закона "О защите конкуренции" в части определения основных понятий, характеризующих признаки монополизации рынка нефти и нефтепродуктов, в т.ч. таких как: "монопольно высокие цены", "возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара" и "согласованных действий по установлению цен (ценовой сговор)";

5. ускорить реализацию мер по обеспечению развития независимой нефтепереработки , совершенствованию механизмов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и их законодательному закреплению;

6. подписать меморандум с крупнейшими компаниями-поставщиками и потребителями автомобильных топлив в России в лице профессиональных ассоциаций и союзов о совместных действиях по снижению цен на рынке автомобильных топлив Российской Федерации.


Государственной Думе:


1. Ускорить рассмотрение и принятие внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона № 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения";


2. доработать проекты федеральных законов №130858-4 "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и №254710-5 "«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и внести их на рассмотрение в 2011 году.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"