14.07.2009
Безусловным стимулом к внедрению энергосберегающего оборудования являются, как это ни печально, высокие тарифы на энергоносители. Резкий скачок стоимости тепловой энергии в 70-е годы прошлого века в Европе немедленно повлек за собой настоящий бум энергосбережения. В России тарифы растут медленнее, но с каждым годом плата за отопление все больше бьет по карману наших граждан, при этом установка приборов учета и регулирования окупается все быстрее и быстрее. Играет роль не только величина тарифа, но и его структура. Например, в Дании принят трехставочный тариф на тепловую энергию: часть оплаты постоянна (так называемая плата за присоединенную мощность), вторая часть начисляется по показаниям прибора учета, а третья часть рассчитывается в зависимости от расхода теплоносителя. Это стимулирует потребителей к использованию устройств, которые автоматически регулируют потребление тепла и снижают расход теплоносителя, за счет чего дополнительно происходит снижение потерь в тепловых сетях, снижение расхода электроэнергии на насосных установках, уменьшение затрат на прокладку трубопроводов.
Несмотря на сокращение сроков окупаемости, энергосберегающие мероприятия все равно являются достаточно затратными. Поэтому необходим комплекс мер по финансовой поддержке населения при внедрении энергосберегающего оборудования. В мировой практике хорошо зарекомендовали себя схемы, когда часть затрат берет на себя государство, а на остальную часть предоставляются льготные целевые кредиты. Установив энергосберегающее оборудование, жители сразу же начинают экономить на оплатах за отопление и имеют возможность выплачивать кредит.
К сожалению, в действующих процедурах проведения капитального ремонта в рамках 185-ФЗ и региональных программ не предусмотрена система контроля за внедрением энергосберегающих технологий, рекомендованных Фондом содействия реформированию ЖКХ и регламентируемых строительными нормами и правилами (СНиП). В сочетании с отсутствием необходимых знаний у жителей и управляющих компаний это зачастую приводит к тому, что энергосберегающие мероприятия не попадают в проектно-сметную документацию по капитальному ремонту и реконструкции.
По данным Госстроя России, средний износ жилищного фонда по стране составляет 50–65%. В 2007 году правительством была принята государственная программа, согласно которой реконструкция старых домов ведется на базе Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Этот закон определяет единый для всех регионов порядок финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: 95% от стоимости сметных работ выделяются из федерального бюджета. При этом 5% должны будут оплачиваться за счет собственников жилых домов.
185-ФЗ предполагает реформирование всей системы ЖКХ и подразумевает передачу инициатив по проведению капитального ремонта товариществам собственников жилья (ТСЖ). Для получения бюджетных ресурсов собственники, объединившись в ТСЖ, должны подать заявку на участие в государственной программе капитального ремонта.
Сегодня важно понять, что, если ваш дом включен в адресную программу капитального ремонта, необходимо собраться и сообща решить вопрос по оплате расходов. Без этого денег из бюджета не дадут, и впоследствии придется ремонтировать еще более обветшавший дом за свои средства. Но это не единственная причина, по которой владельцам квадратных метров в изношенных домах следует проявить инициативность. Так, ФЗ-185 действует только до конца 2011 года, а за это время надо успеть проделать весь объем работ: от формирования ТСЖ до приемки работ. Кроме того, общая сумма средств, выделяемая на капитальный ремонт, рассчитанный на 2009–2011 годы, составляет 240 млрд. руб. К сожалению, этих денег хватит далеко не на все жилые дома, нуждающиеся в капитальном ремонте.
Варианты калькуляции
По данным Госстроя РФ, на сегодняшний день средняя стоимость по стране полного капремонта типовой пятиэтажки с четырьмя подъездами и 60 квартирами составляет 60–80 млн. руб. В пересчете на одну квартиру получается средняя сумма 50–67 тыс. руб. Поскольку подавляющее большинство владельцев жилья получили права собственности в ходе приватизации, то на самом деле это отнюдь не новые русские, а самые обычные граждане. Как свидетельствует даже официальная статистика, более 30% имеют доходы ниже прожиточного минимума, так что сумма в 2 тыс. долл. на ремонт дома – для них запредельна. Однако при участии дома в государственной программе реконструкции жилого дома потребуется куда меньший объем средств – всего 2,5 тыс. руб. В ряде случаев жильцы получают беспроцентную рассрочку – возможность вносить средства на капремонт равными платежами на протяжении одного года. Итого получаем выплаты по 200 руб. в месяц. А это совсем другое дело!
Однако ограниченность государственного источника финансирования имеет и другое следствие. Количество домов, нуждающихся в реконструкции, велико. А потому жильцы, как правило, сталкиваются с необходимостью выбора, какие виды работ включить в заявку на софинансирование, а какие выполнить впоследствии собственными силами. Целесообразно часть госсредств в первую очередь потратить на реконструкцию систем водо- и теплоснабжения. Эти затраты велики, потребность в них впоследствии все равно встанет, но государство денег уже не даст. Тратить уникальную возможность, используя ресурсы и помощь государства на покраску фасада, – расточительство: прослужит новая краска куда меньший срок, да и тепло в доме не заменит в зимние месяцы. Напомним, что к капитальному ремонту, согласно ФЗ № 185, относятся работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). При проведении капитального ремонта должна быть повышена энергоэффективность многоквартирных домов, созданы благоприятные условия проживания граждан, применены современные материалы и оборудование, что соответствует понятию «модернизация зданий». При этом реконструкция обязательно должна производиться в соответствии с Методическими рекомендациями фонда и действующими СНиПами.
Капитальный ремонт – это, по сути, то же новое строительство. Ведь элементы, системы здания меняются полностью или модернизируются в соответствии с современным уровнем развития техники.
Энергосбережение как капремонт
В настоящее время энергосберегающие мероприятия широко применяются как в капитальном ремонте старых домов, так и в новом строительстве. Практически все новые жилые дома оснащаются автоматизированными ИТП, средствами регулирования внутренних систем теплоснабжения и ГВС. Актуальность энергосберегающих мероприятий при проведении капитального ремонта обусловлена прежде всего тем, что они являются своеобразной «инвестицией» и когда-нибудь будут приносить деньги жильцам за счет экономии тепла. Причем при постоянном росте тарифов эта экономия будет все более и более ощутимой. Практика неопровержимо свидетельствует: подобные инвестиции очень выгодны.
Задача повышения энергоэффективности существующих зданий решается путем установки общедомовых узлов учета тепла, а также замены нерегулируемых элеваторных узлов управления на автоматизированные узлы управления (АУУ) совместно с гидравлической балансировкой внутренней системы отопления на уровне стояков и установкой узлов учета тепловой энергии. Жильцы дома получают инструмент для регулирования потребления тепловой энергии зданием в соответствии с реальными потребностями, а соответственно и снижения оплаты за тепло. Собственно энергосберегающим мероприятием в данном случае является установка регулятора в тепловом пункте, а узел учета является лишь измерительным прибором, фиксирующим фактическое потребление тепла, которое зачастую оказывается меньше нормативного. Данные мероприятия также способствуют обеспечению нормируемых температурных условий во всех помещениях. Ведь как работает отопительная система в старых зданиях? Верхние два этажа, как правило, имеют избыточную температуру внутренних помещений, и остужать их приходится, открывая форточки. Воздух на нижних этажах нагрет недостаточно, и жители квартир в этой зоне постоянно мерзнут. Энергосберегающее оборудование помогает достичь очень удачного результата для жильцов и избежать вышеописанную проблему «недотопов» и «перетопов»: воздух во всех помещениях дома прогревается равномерно до комфортной для проживания человека температуры. В июне в г. Челябинске в рамках реализации программы капитального ремонта девятиэтажный жилой дом по ул. Первой Пятилетки был оснащен энергосберегающей системой индивидуального учета и регулирования тепловой, электрической энергии и воды. На каждой батарее были установлены автоматические радиаторные терморегуляторы, они позволяют управлять температурой в разных комнатах и на кухне (под потребности разных членов семьи). Теперь жильцы могут самостоятельно регулировать температуру в своей квартире. Также в каждой квартире появились счетчики, с их помощью жильцы могут ежедневно узнавать, сколько они потребляют воды, тепла и электричества, и при желании – экономить. Летом, когда многие уезжают в отпуск, это особенно актуально. У жильцов дома плата за коммуналку предположительно снизится на 20%. Кстати, система позволяет ограничить подачу электроэнергии в отдельную квартиру, если есть задолженность за коммунальные услуги.
Практика капремонта старых домов показала, что первоочередные мероприятия по повышению энергоэффективности позволяют снизить потребление тепловой энергии на 20–25%.
«При более комплексной реконструкции системы отопления с установкой радиаторных терморегуляторов и счетчиков-распределителей для поквартирного регулирования и учета тепла экономия по оплатам в сравнении с нерегулируемой системой достигает 35–45%», – комментирует Михаил Шапиро, генеральный директор компании «Данфосс», которая активно участвует в реализации программы капитального ремонта в Москве и регионах.
Надежность систем водо- и теплоснабжения в домах, где было уставлено энергосберегающее оборудование, значительно повысилась. Необходимость в новых капитальных ремонтах исчезла на ближайшие 30–40 лет.
Борис Николаев Независимая газета
Безусловным стимулом к внедрению энергосберегающего оборудования являются, как это ни печально, высокие тарифы на энергоносители. Резкий скачок стоимости тепловой энергии в 70-е годы прошлого века в Европе немедленно повлек за собой настоящий бум энергосбережения. В России тарифы растут медленнее, но с каждым годом плата за отопление все больше бьет по карману наших граждан, при этом установка приборов учета и регулирования окупается все быстрее и быстрее. Играет роль не только величина тарифа, но и его структура
">