СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Нелегкий путь к доступной энергетике

30.10.2013
Сложности повышения доступности энергетической инфраструктуры и поиск решений в этом направлении обсудили на первой Уральской межрегиональной конференции в Екатеринбурге. Здесь собрались эксперты Минэкономразвития, «Российских сетей», общественных организаций и сетевых компаний Челябинской, Тюменской, Пермской и Свердловской областей.

Участники конференции, организованной ОАО «МРСК Урала» совместно с ОАО «Россети» и СРО ООО «Деловая Россия», обсудили актуальные вопросы законодательной базы в части технологического присоединения к энергосетям, установления взаимной ответственности сетевых компаний и потребителей, а также возможные источники компенсации выпадающих доходов энергетиков. Напомним, для упрощения и удешевления процедуры подключения к энергосетям распоряжением правительства в июне 2012 г. была утверждена Дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». К 2015 г. присоединение должно осуществляться в пять этапов, срок подключения не должен превышать 40 дней, а стоимость не может быть выше 25% от ВВП на душу населения. По подсчетам правительства, в случае выполнения заявленных требований, к 2018 г. Россия должна войти в состав 20 лучших стран по показателю доступности энергетической инфраструктуры по рейтингу Doing business, который готовит Всемирный банк. На сегодняшний день в данном рейтинге Россия занимает 117 место, сделав скачок на 71 пункт. Эти данные участникам конференции озвучила Марина Сорина, куратор дорожной карты в Агентстве стратегических инициатив. 

Инвестиционная привлекательность региона напрямую связана с доступностью технологического присоединения (ТП) новых потребителей. Все участники сходятся во мнении, что самой острой проблемой для развития российской энергетической инфраструктуры остаются взаимоотношения сетевой организации и потребителя. Это и резервирование мощностей, которые по факту не используются потребителем, и возмещение выпадающих доходов. Представитель Минэкономразвития назвал ряд возможных решений: например, у потребителя и сетевых компаний должна появиться возможность продать или уступить излишнюю мощность в пользу нового заявителя. Таким образом, можно решать проблему присоединения новых клиентов без ввода дополнительных энергообъектов. Если потребитель готов оптимизироваться, ему нужно предоставить возможность выйти на рынок и продать эту мощность тому, кому она нужна. 

Ответственность за своевременное технологическое присоединение несут обе стороны. «Потребитель ответственен за ту мощность, которую он заказывает и сроки ее введения. Компания же отвечает за то, чтобы вовремя предоставить эту мощность выполнить все мероприятия по техприсоединению», - отмечает Дмитрий Горевой, представитель департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России, ссылаясь на 17 пункт Дорожной карты. Однако в данный момент в отрасли сохраняется явный дисбаланс. Электросетевая компания в случае нарушения сроков техприсоединения должна будет выплатить денежную сумму для обеспечения энергией инфраструктуры заявителя. В случае, когда потребитель не готов в срок принять мощность, он также выплачивает штраф. Но в денежном выражении энергетики имеют право взыскать не больше 200 руб. в год, что делает судебную практику бессмысленной.
 
Директор департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Россети» Ирина Масалева отметила ряд законодательных сложностей, которые пока мешают добиться обозначенных в дорожной карте показателей. Один из них - несоответствие сроков ТП, прописанных в постановлении правительства № 861, и заявленным в земельном градостроительном кодексе. Согласно кодексу, процедура занимает 24 месяца, а согласно постановлению сетевая организация должна предоставить ТП через шесть месяцев. Также законодательно не регулируются отношения с третьими лицами, которые привлекаются для строительства сетевых объектов. Стоимость смет за подобные работы может превышать 150 млн руб., однако, нужно ли включать эти суммы в инвестиционную составляющую тарифа, однозначно не прописано. Согласно Федеральному закону, сетевая организация обязана решить этот вопрос, но ни одной уточняющей формулировки так и не появилось. «Для отрасли настал переломный момент: мы можем пойти по пути коренных преобразований или остаться на пике сегодняшних проблем», - отмечает Ирина Масалева.

В завершении пленарного заседания представители застройщиков рассказали о своих «острых углах». В частности, много вопросов вызывает невозможность просчитать стоимость ТП до захода инвестора на участок. Данная трудность характерна для Свердловской области. Как отметил Алексей Калинин, Заместитель директора по развитию и реализации услуг филиала ОАО «Тюменьэнерго» Тюменские распределительные сети, - «В нашем регионе застройщик может обратиться заранее в энергосетевую компанию и узнать затраты на техприсоединение проектируемого объекта».

Представители региональных сетевых компаний поделились с коллегами своим опытом реализации дорожной карты. О методах повышения доступности энергетической инфраструктуры, реализуемых ОАО «Тюменьэнерго», собравшимся рассказал Владимир Кирюхин, начальник Департамента технологического присоединения. Специалисты сетевой компании проделали большую работу для обеспечения прозрачности оказываемых услуг и повышения доверия потребителей. Введено в работу 11 территориальных Центров обслуживания клиентов по принципу «единого окна» (города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым, Нягань, Тюмень, Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Ноябрьск, Новый Уренгой). Любой потребитель на территории ответственности компании круглосуточно может обратиться на Горячую линию. В планах компании – сообщение о готовности документов по технологическому присоединению через автоинформатор. Интерес у собравшихся вызвала интерактивная карта, позволяющая увидеть загрузку центров питания в зоне ответственности компании. Она показывает территорию покрытия нагрузки, фактически потребляемую и резервную мощности для технологического присоединения. Каждый потребитель, зайдя на корпоративный сайт www.te.ru, может получить информацию о наличии резерва мощности в конкретной точке. Не обошел докладчик и «наболевший» вопрос по резервированию мощностей потребителями. На данный момент компанией выполнена инвентаризация обязательств Тюменской энергосистемы по максимальной мощности всех ранее присоединенных потребителей, оформлены соответствующие акты. С 2007 г. специалисты ОАО «Тюменьэнерго» проводят работу по переоформлению «бумажной» мощности и приведению ее к фактически потребляемой за последние 5 лет в соответствие с п. 13(1) «Правил недискриминационного доступа…» (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861). За это время удалось добиться снижения «бумажной» мощности на 400 МВт. 

В ближайшее время планируется внедрение online-инструмента «личный кабинет», который позволит подавать заявки на технологическое присоединение и отслеживать ход реализации вплоть до подачи напряжения. «Личный кабинет - это дополнительное средство взаимодействия и обмена информацией клиента с компанией. С его помощью ОАО «Тюменьэнерго» выходит на новый уровень сервиса, удобный и доступный любому клиенту», - отметил Владимир Кирюхин.

Работой «Тюменьэнерго» в этом направлении заинтересовалось и Агентство стратегических инициатив - организация, созданная Правительством России для реализации приоритетных проектов в экономической и социальной сферах. Представители обеих компаний договорились о дальнейшем плодотворном сотрудничестве. 

Организаторы, подводя итоги Межрегиональной конференции, подчеркивают: независимо от региона, у энергетиков возникают схожие трудности в развитии энергетической инфраструктуры. Значит, и искать решение тоже нужно сообща. Энергетики также высказываются за всестороннюю поддержку инициатив и со стороны властей. Нужно продолжить работу над развитием законодательной базы, регулирующей тех присоединение, и обеспечить максимальную согласованность программ развития территорий в рамках Уральского федерального округа.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"