15.02.2011
Реализация проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор», который должен стать ключевой перемычкой системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», идет высокими темпами. «Заполярье-Пурпе-Самотлор» – это, по сути, два разных нефтепровода: «Пурпе-Самотлор» и «Заполярье-Пурпе». Однако в конечном итоге оба проекта составят единое транспортное плечо, которое позволит транспортировать нефть с месторождений Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов и севера Красноярского краявВСТО и далее на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первый этап проекта –строительство нефтепровода «Пурпе-Самотлор». Первоначальной задачей этой ветки будет осуществление прямой поставки нефти в ВСТО с Ванкорского месторождения. Новый нефтепровод позволит сократить расстояние маршрута, что, учитывая высокую себестоимость нефтедобычи в Сибири, имеет немаловажное значение для нефтяных компаний.
Строительство «Пурпе-Самотлор» началось в марте 2010 года. Мощность нефтепровода должна составить 25 млн. тонн нефти в год с возможностью увеличения до 40 млн. тонн. Протяженность маршрута – около 430 км. Изначально объект планировалось сдать в 2012 году, однако уже в январе 2011 года «Транснефть» сообщила, что работы по строительству «Пурпе-Самотлор» ведутся с опережением графика и нефтепровод может быть запущен уже в конце 2011 года.
Стоимость проекта оценивается в 47 млрд.рублей. «Транснефть» рассчитывает построить этот участок за счет собственных средств. В 2009 году компания аккумулировала около17 млрд. рублей за счет ценовой конъюнктуры по трубам и услугам, а также стратегии энергосбережения. Средства, аккумулированные за счет экономии ресурсов в 2010 году, также пойдут на строительство «Пурпе-Самотлор».
В октябре 2010 года было принято решение о строительстве участка «Заполярье-Пурпе», который станет продолжением на север строящегося «Пурпе-Самотлор».Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» соединит целый ряд месторождений с транспортной развязкой в Пурпе. В результате, у нефтяных компаний, работающих в регионе, появится возможность экспортировать нефть как западном, так и в восточном направлении.
Общая протяженность «Заполярье-Пурпе» составит около 500 км. Кроме того, нефтяные компании самостоятельно проложат порядка 1200 км подводящих трубопроводов для доставки нефти со своих месторождений к «Заполярье-Пурпе». Пропускная способность нефтепровода --до 45 млн. тонн нефти в год.
«Заполярье-Пурпе» будет построен в три этапа. Первый этап предполагается завершить уже в конце 2013 года, второй – в декабре 2014, третий, последний – в декабре 2017.Одновременно к 2017 году планируется увеличить мощность участка «Пурпе-Самотлор», что позволит транспортировать в сторону ВСТО до 40 млн. тонн нефти ежегодно.
Ориентировочная стоимость строительства «Заполярье-Пурпе» составит 120 млрд. рублей. При этом финансирование проекта будет осуществляться за счет средств нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения в районе прохождения маршрута.
Согласно договоренностям, нефтяные компании ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и ТНК-ВР совместно с «Транснефтью» создадут совместное предприятие, которое займется строительством трубопровода «Заполярье-Пурпе». Нефтяные компании внесут в СП средства, которые пойдут на реализацию проекта. После запуска нефтепровода «Транснефть» предоставит нефтяным компаниям скидки на транспортировку нефти по маршруту «Заполярье-Пурпе». Впоследствии «Транснефть» выкупит доли ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и ТНК-ВР в СП владеющим нефтепроводом.
Новая схема привлечения финансирования в случае успешной реализации проекта «Заполярье-Пурпе»вполне может стать востребованной. За счет самостоятельного финансирования трубопроводных проектов нефтяные компании смогут регулировать сроки ввода новых месторождений, что чрезвычайно важно при принятии стратегии развития компании. Кроме того, гарантии, что месторождения будут запущены в разработку вовремя, повышают и инвестиционную привлекательность таких проектов.
Вместе с тем трубопроводный бизнес – непрофильный для нефтяных компаний, поэтому для эффективной работы трубопроводов необходимо участие «Транснефти», обслуживающей нефтетранспортную систему России. Участие госкомпании позволит не только максимально эффективно и с минимумом издержек реализовывать проекты, но и договориться о транспортировке нефти после врезки нового нефтепровода в трубопроводную систему.
Кроме того, участие транспортной компании в проекте с обязательствами выкупа нефтепровода в дальнейшем избавит нефтяные компании от необходимости договариваться о продаже непрофильного актива. Сегодняс такой ситуацией столкнулась Роснефть, самостоятельно построившая трубопровод «Ванкор-Пурпе» – ветку со своего месторождения до трубопроводной системы Транснефти. Сейчас Роснефть планирует продать непрофильный актив Транснефти, однако пока компании не могут договориться о цене. Изначальное участие транспортной компании в строительстве этого трубопровода избавило бы Роснефть от этой проблемы.
Таким образом, новая схема финансирования строительства нефтепровода является вполне логичной. Вероятно, что подобный подход к строительству транспортной инфраструктуры будет использоваться и в дальнейшем, особенно при освоении новых нефтяных провинций, как это и происходит в случае с «Заполярье-Пурпе».
Новый трубопровод «Заполярье-Пурпе»– это транспортная нить в богатый нефтью регион. Фактически за счет строительства «Заполярье-Пурпе-Самотлор» будет получен доступ к первой новой нефтяной провинции в современной России. Трубопровод свяжет с транспортной системой «Транснефти»целый ряд крупных месторождений:Сузунское, Тагульское и Русское (ТНК-ВР), Мессояхское (Славнефть – СП ТНК-ВР и «Газпром нефть»), Пякяхинское (ЛУКОЙЛ), Тазовское, Заполярное (группа «Газпром») – это только самые крупные месторождения. Их запасы только по категории C1 оцениваются более чем в 670 млн. тонн нефти. Однако разработка крупных месторождений позволит создать в регионе инфраструктуру, которая сделает рентабельной и разработку небольших нефтяных месторождений.
Таким образом, за счет нового нефтепровода «Заполярье-Пурпе-Самотлор» Россия получит доступ к крупной нефтяной провинции. При этом нефть из этого региона можно будет направлять как на западное направление по традиционным маршрутам, так и на восточное направление по новому маршруту ВСТО.
Иван Андриевский - управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации / MorisonInternational»
Фактически за счет строительства «Заполярье-Пурпе-Самотлор» будет получен доступ к первой новой нефтяной провинции в современной России. Трубопровод свяжет с транспортной системой «Транснефти»целый ряд крупных месторождений:Сузунское, Тагульское и Русское (ТНК-ВР), Мессояхское (Славнефть – СП ТНК-ВР и «Газпром нефть»), Пякяхинское (ЛУКОЙЛ), Тазовское, Заполярное (группа «Газпром») – это только самые крупные месторождения. Их запасы только по категории C1 оцениваются более чем в 670 млн. тонн нефти. Однако разработка крупных месторождений позволит создать в регионе инфраструктуру, которая сделает рентабельной и разработку небольших нефтяных месторождений.
">