СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Министерство энергетики РФ представило утвержденный План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года

Министерство энергетики РФ представило утвержденный План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года
23.03.2012
План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года (далее – План), разработанный Министерством энергетики РФ, получил статус официального документа 1 марта 2012 года. План утвержден приказом Минэнерго России № 79; доклад в Правительство РФ отправлен 14 марта текущего года. Документ был согласован со всеми заинтересованными сторонами – федеральными органами исполнительной власти, включая Минтранс России, Минфин России, Минобрнауки России, организациями с государственным участием и нефтегазохимическими предприятиями.
Директор Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России П.А. Дегтярёв 19 марта 2012 года на международной конференции «Газонефтехимия – План 2030» представил широкой общественности основные положения Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, разработанного Министерством энергетики РФ.
Представитель Минэнерго России подчеркнул общеотраслевой характер Плана, разработкой которого совместно с Министерством энергетики РФ в рамках рабочей группы занимались заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, Российский союз химиков, ведущие нефтегазовые, нефтегазохимические и химические компании, а также академические и отраслевые институты с привлечением исследовательских и консалтинговых компаний. 
Он поблагодарил всех участников разработки Плана за успешную работу. «У нас в итоге получился сбалансированный документ, который закладывает стратегические ориентиры дальнейшего развития нефтегазохимической отрасли РФ, напрямую связанной как с нефтегазодобывающей, так и с перерабатывающей отраслями. Реализация Плана усилит синергетический эффект в смежных отраслях», - отметил П.А. Дегтярёв. Он также обратил внимание, что данный документ синхронизирован с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли РФ на период до 2020 года и Генеральной схемой развития газовой отрасли РФ на период до 2030 года.
Представитель Минэнерго России отметил, что, несмотря на мировой экономический кризис и его последствия, темпы роста производства основных полимеров в России за последние три года были выше темпов роста ВВП, которые составляли около 4% в год. В результате объемы производства практически по всем ключевым продуктам существенно превысили докризисный уровень. Однако на существующих мощностях были достигнуты пределы роста. Таким образом, встал вопрос о необходимости расширения существующих и создании новых мощностей по мономерной базе и полимерам.
В ходе разработки Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года была выявлена основная проблема – избыток нефтегазохимического сырья (СУГ, нафта), высокий потенциал роста спроса на нефтегазохимическую продукцию при явном дефиците мощностей для производства базовых мономеров – пиролизов. Согласно Плану, в период с 2010 по 2030 годы планируется активное строительство и расширение пиролизных мощностей, которые увеличатся по этилену в 4,8 раза. Таким образом, дефицит мощностей по производству мономеров будет устранен.
Реализация Плана предполагает достижение следующих общегосударственных стратегических целей: повышение качества жизни населения за счет выхода потребления нефтегазохимической продукции на уровень промышленно развитых стран, изменения жилищной и дорожной инфраструктуры, существенного повышения энергосбережения экономики страны; рост уровня конкурентоспособности производственного потенциала отрасли за счет создания отраслевых нефтегазохимических кластеров; увеличение объемов переработки углеводородного сырья в нефтегазохимическую продукцию наряду с оптимизацией использования ресурсов углеводородного сырья за счет сбалансированного потребления СУГ, нафты и этана, а также за счет интенсивного вовлечения в переработку первичного газохимического сырья; переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимической отрасли к инновационно-инвестиционной, предполагающей производство продукции высокого передела по всей технологической цепочке от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью.
При этом в числе основных принципов развития отрасли предусматривается поэтапное вовлечение в переработку увеличивающихся объемов нефтегазохимического сырья (СУГ, нафта), использование, в первую очередь, локального сырья в перспективе ближайших 5 лет с постепенным вовлечением новых источников, включая этан, а также приоритет развития проектов на базе уже существующей инфраструктуры для минимизации затрат на создание новых элементов инфраструктуры.
Развитие мощностей отечественной нефтегазохимии в Плане-2030 предполагается осуществлять в рамках шести кластеров: Волжского, Западно-Сибирского, Каспийского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного. Кластеры размещены вблизи источников сырья и рынков сбыта. Функционирование кластеров предполагает активное взаимодействие предприятий всей нефтехимической производственной цепочки, включая производителей конечной продукции, органов местного управления, научных институтов, ВУЗов.
По мнению Минэнерго России, создание кластеров позволит добиться сокращения затрат на логистику сырья и сбыт готовой продукции, экономии капитальных и операционных затрат, а также сбалансированного развития мощностей по производству и переработке нефтегазохимической продукции, прежде всего – этилена. Все инвестиционные проекты в конфигурации, заявленной в Плане, сбалансированы по этилену.
Российская нефтегазохимия в целом и нефтегазохимические кластеры в отдельности обеспечены необходимым сырьем – СУГ, нафтой и этаном. Для повышения сырьевой гибкости кластеров необходимо создавать пиролизные мощности, работающие на смешанном сырье – СУГ, нафта, этан. По мнению Минэнерго России, развитие кластеров с учетом влияния на смежные отрасли даст существенный социально-экономический эффект, который может составить до 900 млрд руб. в год. Будет создано до 80 тыс. новых рабочих мест (с учетом развития смежных отраслей).
В результате реализации всех проектов, заявленных в Плане развития, российская нефтегазохимическая отрасль к 2030 году сделает качественный скачок вперед. В частности, среднедушевое потребление крупнотоннажных пластмасс существенно превысит текущие среднеевропейские показатели и составит более 100 кг на человека к 2030 году по сравнению с 30,9 кг на человека в 2010 году. Причем потребность в них будет покрываться преимущественно российским производством. Благодаря вводу новых современных мощностей Россия может утроить свою долю в мировом производстве мономеров, в частности этилена (5,6% в 2030 году по сравнению с 1,6% в 2010 году). В абсолютном выражении объемы производства этилена в России увеличатся с 2,4 млн т в 2010 году до 14,2 млн т в 2030 году. Более 60% всего легкого углеводородного сырья к 2030 году будет направлено на глубокую переработку, в дальнейшие нефтегазохимические переделы (30,8% в 2010 году).
В ходе доклада П.А. Дегтярёв отметил, что в настоящее время нефтегазохимическое сырье (СУГ, нафта) в России стоит почти в 2 раза меньше, чем в Западной Европе. При этом цены на полимеры на внутреннем рынке России находятся на уровне или выше западноевропейских цен. Таким образом, в нашей стране для нефтехимической отрасли существуют благоприятные условия для расширения нынешних и строительства новых мощностей.
По прогнозам, сделанным в Плане, по отдельным видам базовых полимеров в России будет сохраняться дефицит даже с учетом реализации заявленных компаниями инвестиционных проектов. Такая ситуация может сложиться для поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и АБС-пластиков. Минэнерго России призывает отраслевые компании обратить внимание на указанные дефицитные сегменты и создавать в них дополнительные производственные мощности.
В Плане развития до 2030 года предложены меры поддержки нефтегазохимической отрасли со стороны государства. Они включают в себя регулирование экспортных пошлин на СУГ и нафту, меры по развитию трубопроводного и железнодорожного транспорта сырья и готовой продукции, совершенствование нормативного технического регулирования строительства и эксплуатации нефтегазохимических производств, стимулирование потребления готовой продукции нефтегазохимии на внутреннем рынке РФ.
Для реализации мер господдержки Минэнерго России предлагает реализовать ряд мероприятий: создать отраслевой Информационный центр, повысить доступность долгосрочных кредитов для отрасли, в том числе с помощью внесения изменений в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, определить приоритеты научного и технологического развития в рамках технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», определить потребность отрасли в кадрах с целью адаптации учебных программ российских высших и средних учебных заведений.
Минэнерго России планирует осуществлять постоянный мониторинг Плана и направлять регулярный отчет о его выполнении в Правительство РФ с целью корректировки документа с учетом происходящих изменений в мире и России, в том числе в части мер поддержки отрасли со стороны государства.
Вся совокупность мер, предложенных Министерством энергетики РФ, позволит создать благоприятную инвестиционную среду в нефтегазохимической отрасли нашей страны и успешно выполнить поставленные в Плане задачи.

Справочная информация.
План разработан в целях выполнения поручения Правительства РФ по итогам совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Нижнем Новгороде (протокол от 13.09.2010).
Во исполнение мер государственной поддержки, закрепленных в Плане развития газо- и нефтехимии России до 2030 года, Минэнерго России совместно с другими министерствами реализует меры по совершенствованию технического регулирования отрасли. Соответствующий План-график мероприятий утвержден Правительством РФ в конце августа 2011 года и включает мероприятия по разработке, изменению или отмене 26 нормативных документов, включая Своды правил, ГОСТы, методические указания и федеральные законы.
Помимо этого, Минтранс России, Минэнерго России и другие министерства реализуют комплекс мероприятий по стимулированию потребления полимерных материалов в дорожном строительстве. Соответствующий План-график, утвержденный Правительством РФ в январе 2011 года, включает порядка 20 мероприятий по изменению или разработке стандартов и технических регламентов. Срок реализации мероприятий План-графика – до конца 2012 года.
Минрегион России, Минэнерго России и другие министерства реализуют комплекс мероприятий по расширению применения нефтегазохимической продукции в строительстве и ремонте жилья и промышленных объектов. Соответствующий План-график мероприятий (включающий, в том числе, разработку и актуализацию 10 ГОСТов и СНиПов в строительстве, внесение изменений в ФЦП «Чистая вода» и т.д.) утвержден Правительством РФ в январе 2012 года. Срок реализации мероприятий Плана-графика – до III квартала 2013 года.
Указанные выше мероприятия включены также в План развития до 2030 в Приложение № 1 «План-график предлагаемых основных мер поддержки нефтегазохимической отрасли со стороны государства».


 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"