09.05.2011
Беседа с руководителем Консультативного совета при председателе Совета Федерации по инновациям, модернизации и энергоэффективности Александром Подлесовым.
– Слово «энергоэффективность», которое входит в название вашего совета, долго имело чисто «производственное» значение и применялось в отношении оборудования, транспортных средств и т. д. А в последнее время все чаще употребляется в связи с реформой ЖКХ. Некоторое время тому назад ваш совет был одним из инициаторов проведения российско-германского круглого стола на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ». Чем объясняется вторжение проблем энергоэффективности в сложный комплекс проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства?
– Чтобы ответить на этот вопрос, придется начать издалека. Как известно, быстрый рост и непомерно большие размеры коммунальных платежей превратились в нашей стране в одну из самых острых социальных проблем. В среднем каждая российская семья тратит на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы, по оценке председателя Совета Федерации Сергея Миронова, 22 % совокупного дохода. Правда, эта сумма сильно разнится в различных регионах. В Москве, например, она не превышает 10 % – это достигается за счет огромных субсидий, покрываемых из местного бюджета. Удерживать коммунальные платежи в более или менее разумных пределах путем частичного финансирования жилищно-коммунальной сферы пытаются и другие регионы.
Однако такому порядку скоро придет конец. На горизонте маячит повсеместное доведение оплаты коммунальных услуг населением до 100 % (что означает полный отказ от всякого рода доплат за счет бюджета), о чем власти говорят уже не первый год. Сначала это собирались сделать в 2006 году, потом срок перенесли на 2010-й. И некоторым субъектам Федерации, например Татарстану, удалось выйти на этот рубеж. Но удача улыбнулась не всем, и ряду регионов разрешили перейти на стопроцентную оплату услуг ЖКХ только в 2012 году.
Сколько же должна платить за коммунальные услуги средняя российская семья? По мнению того же Сергея Миронова, не более 10 % от совокупного дохода. Самое поразительное, что согласно данным Минэкономразвития РФ фактически доля расходов на коммунальные услуги в расчете на семью в 2009 году не превышала 8 % и даже в 2012 году составит 9,5 %. Конечно, эти цифры – не более чем пресловутая «средняя температура по больнице». И у нас немало регионов, где расходы на услуги ЖКХ достигают 15-20 и даже 25 % семейного бюджета.
Население реагирует на это просто: миллионы граждан недоплачивают за коммунальные услуги, а многие вообще месяцами и даже годами не платят ни копейки, тем более что в законодательстве механизмы погашения задолженности прописаны невнятно. Как сообщил министр регионального развития России Виктор Басаргин, на конец прошлого года население задолжало предприятиям ЖКХ 64,9 млрд рублей, а кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, превышает 79 млрд рублей.
Путь решения проблемы один: разработать и приступить к реализации программы повышения энергоэффективности ЖКХ. Экономический эффект может быть поистине колоссальным, ведь жилищно-коммунальное хозяйство потребляет до 45 % тепловой и 20 % электрической энергии, производимой в стране. Вот почему нужно активнее внедрять такие технологии энергообеспечения зданий и такие конструкции жилых домов, чтобы расходы на их отопление, снабжение водой и электроэнергией сокращались, а вместе с ними уменьшались и платежи за коммунальные услуги.
– По-моему, в этом направлении уже кое-что делается. В непосредственной близости от дома, в котором я живу, несколько пяти- и двенадцатиэтажных зданий «обшили» плитами из теплоизоляционного материала, а потом облицевали нарядным пластиком. Я читал в газетах, что расходы на отопление таких домов резко сократились. Хотя их жильцы говорят, что на оплате услуг ЖКХ это никак не отразилось…
– Должно было отразиться. И если плата за отопление квартиры не уменьшилась, этим надо заняться не обслуживающей дом коммунальной компании, а криминалистам.
Полагаю, что читателям газеты «Торгово-промышленные Ведомости» будет интересно узнать, что большинство новых зданий в Москве и других городах сейчас сооружаются с применением теплосберегающих материалов и потому считаются энергоэффективными. Уже в этом году новые жилые дома должны быть в среднем на 15 % энергоэффекивнее тех, что возводились в 2010 году, в 2015-м – на 30 % и в 2020-м – на 40 %.
– Теперь поговорим о состоявшемся в Совете Федерации российско-германском круглом столе на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ», одним из организаторов которого вы были. Почему он был российско-германским? Ведь у нас и своих специалистов, работающих над решением проблем энергоэффективности, немало. И кто с российской стороны принимал в нем участие?
– Мы пригласили немецких специалистов, поскольку Германия – один из технологических лидеров в мире в сфере энергоэффективности: у немцев есть чему поучиться. В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные руководители учреждений ЖКХ из более чем тридцати субъектов Федерации, ученые, эксперты, представители российских и германских деловых кругов.
Открыл заседание круглого стола председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, особо отметил высокую эффективность капвложений в жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиции в эту отрасль приносят даже больший экономический эффект, чем вложения в минерально-сырьевой комплекс, поскольку окупаются всего за три-пять лет. Сергей Миронов сообщил, что в России разработаны и приняты специальные программы повышения энергоэффективности, государство выделило на эти цели 17 млрд рублей . Важно, чтобы они были потрачены рационально, потому что, по словам председателя Совета Федерации, «…наше ЖКХ – это огромная «черная дыра», в которую проваливается огромное количество энергоресурсов и финансовых средств».
– Участие немецких специалистов в решении наших проблем энергоэффективности ограничивалось только присутствием на заседании круглого стола или они уже работают на российском рынке?
– Да, работают, и довольно плодотворно. Об этом рассказал глава представительства германской банковской группы KfW(«Кредитный институт по восстановлению») в России Даниил Алгульян. КfWза последнее время прокредитовала ряд масштабных проектов в России на общую сумму более 3 млрд евро. Специалисты банковской группы провели в нашей стране более трехсот консультаций – в основном в сфере решения проблем энергоэффективности.
– Какую оценку дали участники круглого стола состоянию российского коммунального хозяйства с позиций энергоэффективности?
– В основном резко критическую. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев сообщил, что износ теплосетей в российских городах превышает 60 % и на их ремонт требуется не менее 500-600 млрд долларов. Наивно полагать, что это можно сделать за счет населения – путем повышения тарифов набрать такую колоссальную сумму невозможно. Значит, государству и дальше придется участвовать в реконструкции и обновлении ЖКХ.
Депутат справедливо указал на то, что закон об энергоэффективности в России несовершенен и, в частности, необоснованно репрессивен. Он, например, предусматривает штрафы с владельцев квартир в случае, если они не установят датчики температур. Но такие датчики дороги, и 60 % граждан не в состоянии их приобрести. Значит, и здесь нужно предусмотреть определенные субсидии малоимущим гражданам на покупку и установку датчиков – без этого не обойтись.
– Из всего, что вы только что рассказали, прямо вытекает, что вопросы энергоэффективности – стержень реформы ЖКХ, и с этим трудно не согласиться. Но что конкретно нужно сделать, чтобы идеи и принципы энергоэффективности «овладели массами» и стали предметом внимания всех организаций, причастных к этой реформе? И что нужно сделать, чтобы энергоэффективности была открыта зеленая улица во всех звеньях государственного управления?
– Без участия государства столь сложные и многогранные проблемы, как повсеместное внедрение принципов энергоэффективности, не решить. Нужно развивать государственные инструменты финансовой поддержки энергоэффективных проектов. Они должны включать субсидирование кредитов на эти цели, софинансирование, разделение рисков компаний с государством и т. д. Кроме того, в сфере ЖКХ должен быть создан более благоприятный инвестиционный климат. Вложения в энергосберегающие технологии, в экономичные системы отопления домов и в здания современных конструкций, обеспечивающих сбережение тепла и электроэнергии, должны стать более выгодными для инвесторов.
– Какой вклад в решение всех этих проблем может и собирается внести Консультативный совет по инновациям, модернизации и энергоэффективности?
– Полагаю, что российско-германский круглый стол, организованный нашим советом, – это первый опыт освоения достижений многих зарубежных стран в сфере энергоэффективности. И в Европе, и в Северной Америке, и в Восточной Азии есть впечатляющие достижения во внедрении принципов энергоэффективности в ЖКХ. Использование этого опыта может быть исключительно полезным для России, и мы постараемся наладить творческое освоение этого опыта. Кроме того, видим свою задачу в содействии привлечению иностранных инвестиций в инновационные объекты нашей страны.
Считаю, что, опираясь на высокий авторитет Совета Федерации среди населения, мы будем способствовать активизации информационной и образовательной деятельности и поддержки населением мер, направленных на повышение энергоэффективности в самых разных сферах. Потому еще раз повторю то, что сказал в самом начале: если мы хотим, чтобы рано или поздно оплата услуг ЖКХ снижалась и становилась более доступной, нужно упорно и целеустремленно заниматься решением вопросов энергоэффективности этой отрасли. Другого пути нет.
Беседовал Николай Петров,
обозреватель ТПВ
Беседа с руководителем Консультативного совета при председателе Совета Федерации по инновациям, модернизации и энергоэффективности Александром Подлесовым.
">