СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

В.В.Путин провёл совещание по развитию промышленности строительных материалов

В.В.Путин провёл совещание по развитию промышленности строительных материалов
25.04.2011
Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня в ходе совещания рассмотрим очень важный вопрос – Стратегию развития промышленности строительных материалов до 2020 года. Понятно, что от эффективности этой базовой отрасли в значительной степени зависит выполнение наших планов по обновлению инфраструктуры страны, по жилищному строительству. По сути – здесь специалисты собрались, вы лучше меня знаете, – без этой базовой отрасли нам не решить задач по жилищному строительству, да и по развитию инфраструктуры.

Напомню, что в феврале, на совещании в Кирове, мы обсудили комплекс мер по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на предстоящие пять лет. В 2016 году мы должны строить уже 100 млн кв. м жилья (напомню, что после небольшого снижения в 2010-м у нас с вами 58 млн кв. м получилось, а докризисный уровень – где-то на 63 млн кв. м мы вышли), а в 2020-м исхожу из того, что страна будет в состоянии строить ежегодно 140 млн кв. м жилья.

Кроме того, мы запланировали масштабные проекты и будем возводить объекты промышленности, транспортной инфраструктуры. В топливно-энергетическом комплексе большие планы, и, конечно, громадный объём работ нужно завершить на Дальнем Востоке при подготовке к мероприятиям в рамках АТЭС. В Казани нужно завершить – там уже многое сделано, но тем не менее ещё какие-то работы остаются по подготовке к Универсиаде. Подготовку к Олимпиаде нужно закончить. И у нас ещё один крупный проект появился в 13 городах России – подготовка к чемпионату мира по футболу.

Это такие вещи, которые будут просто подталкивать строительный комплекс, но это, конечно, далеко не всё. Самое главное у нас – развитие инфраструктуры по всей территории страны и жилищная программа. Рассчитываем, что и индустрия строительных материалов, и строительный комплекс в целом станут одним из локомотивов роста и обновления всей экономики России. И конечно, мы обязаны предъявлять повышенные требования к технологиям возведения зданий, производству стройматериалов: это базовые составляющие, которые влияют на качество, конечную стоимость объектов, что особенно важно, когда дело касается строительства жилья для граждан.

Мы сейчас здесь, на этом предприятии, находимся, оно – одно из старейших в отрасли, в стране: с 1955 года работает. Вот сейчас показывали обновлённые линии. Ну, конечно, это другое качество уже: вроде как и дома панельные, а в то же время совсем по-другому это не только выглядит, это по использованию совсем другое. Я сейчас вспоминал, я тоже жил в панельном доме в Петербурге, в так называемом корабле. Но это всё-таки совсем другое. Здесь без швов всё делается, не нужно уже жильцам самим там что-то замазывать, чтобы в квартире ветер не гулял. Всё сделано по уму, с современными технологиями, эффективно. К сожалению, у нас небольшая доля пока таких материалов. У нас и цемент пока по старинке производится: сухим способом только 14% с небольшим, а всё остальное – это старая технология.

Но в целом хочу сказать, что, конечно, отрасль для нас важна и с социальной точки зрения. Мало того, что она решает важные экономические и социальные вопросы, имею в виду жильё, она и сама по себе представляет большое сосредоточение социальных проблем. Достаточно сказать, что здесь работают 5,5 млн человек.

Наше совещание, как я уже говорил, проводится на одном из старейших предприятий. И в общем и целом они здесь демонстрируют хороший пример того, как можно выстроить производство. 340–360 млн, мне коллеги говорили, они вложили в реконструкцию за достаточно короткий промежуток времени, а эффект достаточно серьёзный, большой.

Но большинство предприятий по выпуску цемента, кирпича построены ещё 30 и более лет тому назад. Применяемые технологии соответствуют уровню 1970-х годов в основном. Конечно, такая ситуация не может никого устраивать. Необходимо кардинально менять подходы к жилью экономкласса. Оно также должно возводиться с использованием самых современных строительных и архитектурных решений, полностью соответствовать всем требованиям и стандартам качества, экологии и энергоэффективности, и при этом оставаться доступным для граждан по цене.

Вы знаете хорошо, что в себестоимости жилья 30–40% это как раз строительные материалы. И здесь важно искать адекватное соотношение цены и качества – снижать себестоимость за счёт наращивания объёмов производства при одновременном переходе на выпуск энергоэффективных и высокотехнологичных образцов. Для этого следует провести полное технологическое перевооружение отрасли, создавать новые, оснащённые современным оборудованием производства.

Считаю, для этого необходимо в каждом субъекте Российской Федерации, а на их основе в каждом федеральном округе, создать комплексные планы развития стройиндустрии. И хочу, чтобы руководители регионов Российской Федерации сегодня меня услышали: в каждом субъекте нужно иметь комплексный план развития стройиндустрии.

В этих планах нужно учесть все составляющие: целевые ориентиры региональных программ жилищного строительства, социально-культурных объектов, планы развития промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры. Для отрасли строительных материалов, строительной отрасли должно быть понятно, как будет развиваться рынок. Ясно, что всё предусмотреть невозможно (понятно), но какие-то реперные точки, целевые показатели, рассчитанные на годы вперёд, конечно, нужно показать. И безусловно, при проектировании новых мощностей по выпуску стройматериалов нужно исходить из возможностей и потенциала межрегиональной кооперации.

Считаю, что единым координатором такой работы, конечно, должен выступать Минрегион при активном содействии Минэкономразвития и Минпромторга. И прошу министров вплотную заняться этой работой вместе с регионами Российской Федерации.

Надо создавать условия для модернизации существующих производств строительных материалов, возведения новых мощностей, закупки высокотехнологичного оборудования, станков и другой техники, необходимой в первую очередь для выпуска комплектующих для жилья экономкласса, о котором я уже упоминал.

Отмечу, что во многих регионах уже есть успешные, хорошие примеры такой работы: имею в виду Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Ростов-на-Дону, Самару.

Такой опыт, конечно, нужно тиражировать, тем более что мы предусмотрели дополнительные стимулы для регионов, которые активно занимаются стройкой. Будем предоставлять субъектам Федерации финансовые ресурсы, помощь, а они за счёт этих средств смогут субсидировать процентные ставки по кредитам на техническое перевооружение заводов стройиндустрии. Порядка 40 регионов получит такую поддержку уже в этом году – до конца II квартала текущего года. Всего у нас предусмотрено 21,6 млрд рублей, в 2011 году должно быть 3,5 млрд рублей.

Далее. Когда мы говорим о технологическом перевооружении, естественно, возникает вопрос: как быть с зарубежной техникой? Здесь так же, как и в других отраслях производства, должен действовать единый принцип: мы будем минимизировать, а, когда нужно, и обнулять ставки ввозных таможенных пошлин на то оборудование, которое является уникальным и на территории Российской Федерации пока не производится. Но в любом случае хочу обратить на это ваше внимание, уважаемые коллеги, и внимание ваших иностранных партнёров: мы закупаем, закупаем немало, будем закупать ещё больше. Есть фирмы, которые работают с нами давно – с вами работают давно. Будем стремиться и на правительственном уровне создавать такие условия, которые экономически стимулировали бы перенос производства на российскую территорию с постепенным увеличением локализации производства. Те компании, которые своевременно займутся этой работой, выиграют.

У нас хорошие отношения с нашими партнёрами в Германии, Франции, Финляндии и во многих других странах. Считаю целесообразным распространять этот опыт на организацию в России производства оборудования для стройиндустрии - я уже сказал, на каких условиях. Я прошу Минрегион совместно с Минпромом внести в Правительство соответствующие предложения – так, как мы это делаем в некоторых других отраслях. Повторять не нужно: вы это все хорошо знаете.

И конечно, в субъектах Федерации должны быть созданы площадки для дополнительных мощностей. Я ещё раз обращаю внимание руководителей регионов России, фонда РЖС: необходимо в ускоренном порядке вовлекать в оборот земельные участки под запуск новых предприятий стройиндустрии, при этом они должны быть обязательно обеспечены соответствующей инфраструктурой. Дело хлопотное, большое и дорогостоящее, но это того стоит.

И в этой связи ещё раз напомню: нужна координация региональных программ жилищного строительства с планами развития инженерных сетей, включая газ, электричество, теплоснабжение. Конечно, важно продолжать совершенствование законодательства, сокращать административные барьеры. К середине 2012 года прошу полностью завершить работу по обновлению национальных стандартов в сфере строительства и производства стройматериалов.

Нужно вкладывать ресурсы в будущее стройкомплекса, развитие опытно-конструкторской базы, привлекать средства бизнеса в инновационные разработки, способствовать их быстрому внедрению в производство. И для этого предприятия стройиндустрии и отраслевые научно-исследовательские институты должны быть интегрированы в рамках единой инновационной цепочки.

Давайте по всем этим проблемам поговорим, все эти вопросы обсудим. Слово – Басаргину Виктору Фёдоровичу. Прошу вас.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Несколько слов, что из себя представляет строительный комплекс страны. Владимир Владимирович, Вы уже отмечали, это прежде всего наш крупный мультипликатор: это 6% валового внутреннего продукта, это 8% занятости населения. С точки зрения потребления строительный комплекс потребляет сегодня 25% российской стали, 14% алюминия и более 20% полимеров.

Вы уже отметили те приоритеты, по которым мы будем развивать наш строительный комплекс. Прежде всего это упрощение административных процедур, это совершенствование отраслевого и технического регулирования, это стимулирование эффективных форм жилищного строительства, развитие профессионального образования и науки, это стимулирование технического и технологического перевооружения отрасли.

Как реализуется план по снижению административных барьеров? Сегодня изменения в Градостроительный кодекс сократили сроки разработки проектов документов по терпланированию и сбору исходной информации до четырёх месяцев, хотя было до одного года. Мы установили закрытый перечень административных процедур, заложили основу для создания института негосударственной экспертизы и в этом отношении готовы двигаться дальше. Мы считаем, что уже сегодня на федеральном уровне во многом реализованы меры по снятию административных барьеров, необходимые для формирования благоприятного климата в отрасли.

В области отраслевого регулирования внедряется новая система ценообразования, основанная на ресурсных моделях, стоимости материалов и нормативах цены строительства. Мы понимаем, что система в первую очередь направлена на повышение эффективности бюджетных расходов. Но она сегодня дает и стимулирует поле для конкуренции. Неделю назад Министерством регионального развития было утверждено 10 сборников нормативов, в ближайшее время будет утверждено ещё шесть: мы завершим эту работу буквально в ближайшее время.

Вместе с коллегами из Белоруссии и Казахстана мы утвердили программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Евросоюзе. Это реальное формирование единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Еврокоды можно будет применять уже в этом году. Это позволит открыть строительный рынок для инвесторов и использовать лучшие проектные решения других стран.

Ведётся актуализация государственных стандартов и сводов правил. Уже обновлена треть из 90 обязательных стандартов, остальные в работе, и Вы уже отмечали, что в этом году мы эту работу будем завершать. Многое в этом отношении нам помогли сделать наши институты саморегулирования. Многие саморегулируемые организации весьма эффективны, и от недобросовестных, сделавших ставку на торговлю разрешениями, мы избавимся до конца текущего года. На этой неделе состоится Съезд национальных объединений строителей, где будут поставлены новые задачи по развитию строительного комплекса.

Что касается жилищного строительства, Владимир Владимирович, мы информировали Вас в Кирове по этим проблемам. Региональные планы сегодня реализуются, мы проводим систему контроля за этим. Практически мы идём в графике. Единственное, хотелось бы отметить, – несколько выше планируемых показателей количество квартир, сданных в I квартале. Мы отмечаем, что растёт строительство жилья экономкласса.

Появились дополнительные приоритеты. Мы усиливаем развитие института аренды жилья. Это наш совместный продукт с институтами развития, АИЖК, банками, предусматривающий участие, в том числе, негосударственных пенсионных фондов. На наш взгляд, мы создаём возможности для частно-государственного партнёрства, позволяем повысить мобильность населения, решать проблемы привлечения квалифицированных кадров в строительный комплекс. На наш взгляд, этот вопрос должен стать предметом отдельного совещания по этому направлению.

Вы знаете, что началась работа по реализации пообъектного графика возведения жилья для обманутых дольщиков. Буквально только в этом квартале мы обязуемся предусмотреть и ввести более 16 тыс. квартир для этой категории населения. Развитие современного стройкомлекса невозможно без возрождения и подготовки кадров и отраслевой науки. Если при системе Госстроя было 120 отраслевых институтов, и с точки зрения всей системы стандартизации работало по соглашениям ещё более 1000 институтов, то на сегодняшний день их осталось всего 30.

Мы пытаемся этот процесс деградации отраслевой науки остановить, аккумулировать все научные разработки и объединить их в так называемое объединение «Росстройнаука», но пока этот процесс идёт с большими-большими сложностями.

Также министерством разрабатывается система использования сети территориального профильного образования для профессиональной переподготовки специалистов, развития дистанционного начального, среднего и высшего образования. При этом будет использован потенциал всех 140 профильных учебных заведений. Мы это реализуем на базе нашего профильного института, научного центра – Московского государственного строительного университета. Эта программа станет звеном системы непрерывного образования, мы сюда подключаем и все институты переподготовки наших строительных кадров.

Многое сделано для внедрения новых энергоэффективных технологий и стройматериалов. На уровне лучших международных образцов сегодня выпускаются мягкие кровельные изоляционные материалы. Мы практически полностью отказались от импорта всей этой продукции. Производство теплоизоляционных материалов почти десятилетие росло на уровне 17% в год. Интенсивно развивается производство отделочных материалов, используемых не только в строительстве, но и в ремонте. В настоящее время отрасль обеспечивает потребности стройкомплекса по большинству видов продукции и имеет резервные мощности. Но потребление основных стройматериалов, их конструкций должно вырасти к 2020 году от 1,8 раза (для кровельных материалов) до 4,8 раза (для деревянных домов), производство сборной железобетонной конструкции для крупнопанельного домостроения должно вырасти в 2,2 раза. При сохранении текущих темпов развития мы видим сегодня риски дефицита стройматериалов. Так, в Северо-Западном федеральном округе, несмотря на наличие сегодня избыточных мощностей, в 2013 году сформируется дефицит теплоизоляционных материалов. У нас всё это есть в слайдах по производству основных видов продукции.

По Центральному округу уже есть дефицит производства листового стекла, при этом большинство производителей может рентабельно поставлять продукцию с транспортным плечом не более 500 км. Сегодня те хозяева, которые принимают нас здесь, на предприятии, мы в выходные разговаривали….

В.В.Путин: У них до 1 тысячи, да? Я посмотрел в материалах.

В.Ф.Басаргин: Да, но оптимальное плечо, на которое они с учётом того, что это не габарит… возможности всей нашей транспортной инфраструктуры максимально 80–100 км.

В.В.Путин: Я посмотрел: на ваших плакатах было до 1 тыс. км написано.

В.Ф.Басаргин: Поэтому у нас сегодня огромные проблемы со строительными материалами – на Сахалине, на Камчатке стоимость транспортировки сопоставима со стоимостью самой продукции.

Ещё один важнейший вопрос, Владимир Владимирович, Вы его затрагивали: сейчас в стране 210 домостроительных комбинатов. Это то, что (коллеги нам говорили) досталось нам в наследство от Советского Союза, и только в 30 из них налажено современное производство – на остальных износ оборудования достигает 80%, а их загрузка всего 30%. Казалось бы, есть резерв, но их продукция не соответствует сегодня минимальным современным требованиям, и на смену, конечно, должны прийти мобильные линии на подобие тех, что мы видели сегодня.

По нашим расчётам, в отрасль индустриального домостроения необходимо привлечь 200 млрд рублей инвестиций, при этом на перевооружение предприятий до 2016 года необходимо, Владимир Владимирович, минимум 60 млрд рублей, что даст нам прирост ввода качественного жилья в 30 млн кв. м. Это к тому, чтобы выйти на показатели к 2016 году в 100 млн кв. м.

Решение этих вопросов рассмотрено в Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года. Реализация стратегии сегодня не сводится только к производственной базе на основе существующих технологий, а предусматривает качественное технологическое перевооружение всего стройкомплекса. Мы уже начали формирование открытой, единой информационной базы по планируемым и строящимся предприятиям, чтобы любой инвестор, Владимир Владимирович, мы это подчеркиваем, – любой инвестор мог зайти в интернет и понять: где, в каком объёме и в какой вид продукции для стройиндустрии выгоднее вкладываться, чтобы завтра иметь фактически гарантированный спрос на эту продукцию. С учётом того, что более 90% предприятий промышленности цветных материалов находится в частной собственности, в стратегии мы делаем ставку на меры стимулирования, модернизацию отрасли и содействие саморегулированию, а не на бюджетное финансирование, хотя Вы уже говорили, что по программе «Жилище» 21,7 млрд рублей мы предусматриваем на 2011–2015 годы из федерального бюджета на компенсацию процентной ставки.

В то же время в региональные программы жилищного строительства заложено предоставление подготовленных площадок для строительства производства стройматериалов. Фонд РЖС (Фонд содействия развитию жилищного строительства), Вы тоже отмечали, сегодня предоставляет для строительства участки. Эти участки должны быть оборудованы, конечно, инженерными коммуникациями и инфраструктурой. Уже понятно, какие объекты нужно строить. Нами отобраны сегодня современные технологии домостроения, доказавшие эффективность. Всего до 2016 года по нашим программам запланировано строительство объектов промышленности стройматериалов в 34 регионах Российской Федерации.

Мы проанализировали возможности зарубежных производителей, Владимир Владимирович, которые обладают как раз лучшими технологиями, и до 20 мая регионы предоставят информацию о потребностях в перевооружении своего домостроительного сектора, которая ляжет в основу технического задания для иностранных компаний. До конца года мы приступим к реализации этих проектов.

Вы уже сказали, Владимир Владимирович, что необходима, конечно, локализация в России лучших зарубежных производств. В этой связи отмечу, что все зарубежные производители, с которыми мы встречались, готовы пойти на этот шаг и к 2017 году готовы локализовать от 70% до 80% производств. Параллельно мы ведём переговоры о создании машиностроительных заводов для производства технологических линий и оборудования по выпуску стройматериалов. Основное внимание мы уделяем Центральному, Приволжскому и Уральскому округам, где традиционно развито машиностроение. Здесь нам с Минпромторгом нужно проработать вопрос о включении в список строительных технологий, использование которых является основанием для налогового кредита. Такая возможность сегодня для энергоэффективных технологий заложена в Налоговом кодексе. Это позволит нам осуществлять техперевооружение отрасли каждые пять лет, как это принято вообще в мировой практике.

Всё вышесказанное невозможно без создания координационного центра. Мы назвали его центром индустриального домостроения. Сегодня в мире индустриальное домостроение обеспечивает в год более 70% жилья. Все решения практически уже приняты, и центр будет открыт в ближайшее время. Его цели – обеспечить координацию реализации конкретных проектов, а также при необходимости способствовать субъектам в получении госгарантий, бюджетных кредитов и другой господдержки.

Осенью в Санкт-Петербурге мы проведём инвестиционную выставку, на которой подведём итоги конкурса среди регионов, создавших лучшие условия для привлечения инвесторов, желающих построить новое производство в стройиндустрии.

Также нами проработаны вопросы рационального использования отходов производства и потребления. Сегодня стройиндустрия способна переработать значительную часть российского вторичного сырья как в качестве исходного материала, так и в качестве топлива, что внесёт вклад в экологическую безопасность.

На основе проведённой работы нами подготовлены предложения по повышению эффективности работы строительного комплекса. В частности, мы сегодня прорабатываем вопрос регулирования ставок ввозных таможенных пошлин (Вы тоже уже об этом говорили) и НДС на оборудование для создания машиностроительной базы по производству оборудования для промышленности стройматериалов. Мы сегодня решаем вопросы снижения себестоимости стройматериалов при реализации федеральной целевой программы «Жилище» в отдалённых регионах. И здесь мы видим два варианта. Это снижение затрат на транспортировку, и второе, может быть, всё-таки более предпочтительное, – это финансирование со стороны федерального центра по созданию таких производств непосредственно в регионах, которые локально бы работали на межрегиональных рынках.

Также считаем, что стоит пересмотреть объём финансирования мер по стимулированию реализации региональных программ, в состав которых входят и те меры, о которых мы говорили выше. У нас, Владимир Владимирович, получается так, что мы предусмотрели по ФЦП «Жилище» в этом году 3 млрд рублей, в 2013 году 5 млрд рублей, но в следующем году у нас идёт провал: в 5 раз ниже мы предусмотрели по федеральному бюджету – всего 600 млн рублей. И мы бы хотели, чтобы всё-таки эту планку не опускать – с учётом того, что объёмы жилищного строительства у нас прирастают примерно на 10 млн в год.

Мы предлагаем внести изменения в меморандум о финансовой политике Банка внешнеэкономической деятельности, включив промышленные стройматериалы в состав основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности банка, а также создать в ВЭБе отдельное подразделение по работе со стройиндустрией.

Также мы предлагаем создать координационный совет по реализации стратегии в целом и реализации всех проектов, которые будут созданы в субъектах Российской Федерации. Мы считаем, что все эти меры сегодня должны привести к тому, что строительный комплекс останется той ведущей силой, которая сегодня двигает в целом и экономику, и социальную сферу Российской Федерации. Просим нас поддержать.

В.В.Путин: Спасибо!

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Это очень важный вопрос, очень важный, потому что от его решения зависят на самом деле темпы жилищного строительства, массового жилищного строительства. То, что вы говорили, справедливо. Есть, правда, и социальные продукты, то есть кредит для социально защищённых или защищаемых государством специальных групп населения – молодых семей, некоторых других категорий, – которые поддерживаются, скажем, с регионального уровня либо через систему Внешэкономбанка: там до 9,5% доходит. Для некоторых категорий заёмщиков так и есть 9%, даже 9,5%: это зависит от «качества» кредитора в широком смысле, в кавычках «качества» – от его доходов, стабильности его положения на производстве, его кредитной предыстории и так далее.

Генеральный способ снижения ставок кредитования вообще и ипотеки в частности – это снижение инфляции, вот это самое главное. Если мы в экономике добьёмся с вами такого тренда на дальнейшее снижение инфляции, то будет снижаться и ставка по ипотечным кредитам. Согласен с вами, Любовь Савельевна (обращаясь к Л.С.Аристовой – председателю правления НП СРО «Самарская гильдия строителей»): приемлемая ставка по ипотеке 5–6% – это наша цель, к этому и нужно стремиться. Но обращаю внимание, что и в прошлом году, и в позапрошлом (в 2009–2010 гг.) у нас инфляция 8,8% – это исторический минимум для России. Меньше у нас никогда не было. Мы и дальше, повторяю, будем таргетировать инфляцию, как специалисты говорят, будем её подавлять. Надеюсь, что в ближайшее время мы добьёмся этих результатов. Это зависит от очень многих составляющих. Сейчас не буду повторяться, мы уже много раз говорили: некоторые экономисты, финансисты считают, что одним из главных критериев является сдерживание государственных расходов, в том числе и субсидирование процентных ставок. Как ни странно, это всё взаимосвязано в современной экономике. Чем больше расходов (а субсидирование – это госрасходы), тем больше инфляция. Вот они так говорят: не надо ничего субсидировать, и жизнь, экономика, постепенно всё должна зажать и свести к нужным параметрам.

Что касается использования 40 млрд, о которых вы сказали, то, конечно, можно подумать на этот счет. Это «подушка безопасности» для строительной отрасли, но в целом это возможно. Вместе с тем обращаю ваше внимание на то, что 40 млрд рублей – это деньги не маленькие, но всё-таки не решающие. Скажем, по линии Внешэкономбанка мы закачиваем туда 250 млрд рублей. 250 млрд! Напомню, что в ходе преодоления кризисных явлений в работе на рынке, в работе с финансовыми учреждениями государство получило прибыль, то есть вложило деньги, помогло предприятиям, поддержало рынок ценных бумаг, потом постепенно из этих бумаг выходило (в тот же Внешэкономбанк на поднимающемся рынке), и на кризисе государство заработало, в том числе Внешэкономбанк. И часть этих денег – 50 млрд – сразу направили на субсидирование ипотечных кредитов.

Вот это дало определённый эффект, но не кардинальный. Хотя, если сначала у нас была ставка 14,5% и больше доходило, а сейчас – 12,5, вы правильно, совершенно корректно сказали: это в среднем по стране. Но в целом есть и продукты, то есть ипотечные кредиты, под 9% и под 10%. Точно знаю, «Сбербанк», допустим, выдаёт под 9%, а своим сотрудникам либо тем, кто работает рядом, в ком они уверены, там даже пониже уже спускается.

Но нам нужно сделать массовый кредит 5–6% – вместе будем идти к этой цели. Спасибо большое!

Нам нужно заканчивать, к сожалению. Как раз сейчас этим займёмся. У нас сейчас коллегия Минфина и Минэкономразвития – вот сейчас как раз по этим проблемам и поговорим там с коллегами.

Что бы хотел сказать в завершение? Мы с вами поговорили и по финансовым проблемам: Любовь Савельевна (Л.С.Аристова) сейчас об этом сказала, по ипотеке, по проблемам, связанным с архитектурой, производством, непосредственно с самим производством строительных материалов. Собственно говоря, это проходило практически во всех выступлениях: говорили о необходимости совершенствования так называемой нормативно-правовой базы (это и 94-й ФЗ, и другие нормы, о которых здесь было сказано). Леонид Александрович (Л.А.Казинец – председатель совета директоров корпорации «Баркли») говорил по этим темам и Мартин Люцианович (М.Л. Шаккум – председатель комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям) говорил, да все практически упоминали.

Собственно говоря, стратегия, о которой мы с вами говорим и которая будет в самое ближайшее время выпущена, как раз нацелена на то, чтобы обозначить ключевые вещи, по которым мы должны двигаться, ключевые проблемы, которые мы должны преодолеть, для того чтобы продвинуть строительную отрасль в целом. А индустрия строительных материалов, безусловно, базис строительства. Не будет современных строительных материалов – не будет нормальной стройки.

И в завершение я хотел бы вот что сказать. Это для граждан важно, для экономики важно, для всей страны важно. И важно, конечно, продвигать продукт на внешний рынок – не для «междусобойчика» нужно! Нам нужны, безусловно, не только нефть и газ. Машинное оборудование надо продвигать, строительные материалы надо продвигать на внешний рынок. И если трудно пробиться, скажем, на европейский рынок, то азиатский и любой другой рынок для нас открыт. Там огромные перспективы, просто огромные перспективы. И если в государственных программах строительство не упоминается в качестве приоритета, то это, конечно, большая ошибка, я здесь согласен.

Мы говорили о кадрах, говорили о важности самой этой отрасли. Я уже о ней сказал (а вы и без меня знаете это хорошо, если это у нас нигде не прозвучало): отрасль вполне может быть высокотехнологичной и должна быть высокотехнологичной. Если это нигде не звучит, то это ошибка, мы это поправим. Спасибо вам большое за совместную работу!
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"