СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

В Совете Федерации состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе палаты Федерального Собрания РФ

В Совете Федерации состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе палаты Федерального Собрания РФ
22.04.2011
22 апреля 2011 в Совете Федерации состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе палаты Федерального Собрания РФ.

Проблемы законодательного регулирования и реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере землепользования и градостроительства обсуждены на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации. В его работе приняли участие парламентарии, представители Минэкономразвития и Минрегиона России, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также представители региональных органов государственной власти, муниципальных образований и научного сообщества. Они обменялись мнениями по вопросам практики распоряжения земельными участками и разграничения полномочий между органами публичной власти в сфере землепользования и градостроительства.

Тон дискуссии задало выступление Председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Он обратил внимание на чрезвычайную важность вынесенной на обсуждение темы, которая, по его словам, играет не последнюю роль в межбюджетных отношениях уровней власти. Решения властей по вопросам землепользования и градостроительства, заявил он, предопределяют стратегию развития муниципальных образований на долгосрочную перспективу. Иногда допущенные ошибки в этой сфере не удается исправить даже годами и десятилетиями, заявил глава палаты Федерального Собрания РФ.

Напомнив о масштабных задачах по привлечению инвестиций, поставленных Президентом страны на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Магнитогорске, С.Миронов сказал: «В дополнение к тем мерам, которые оглашены Президентом России, мы можем предложить ещё один механизм – устранение административных барьеров и излишних процедур при выделении земельных участков». Без выделения земельных участков для строительства, по его словам, практически невозможно привлечь инвестиции. Право на землю, земельный участок является основой для привлечения финансовых, технических, интеллектуальных, кадровых ресурсов, подчеркнул Председатель Совета Федерации. Как отметил глава палаты Федерального Собрания, от эффективности законодательных решений, которыми устраняются административные барьеры, напрямую зависит повседневное социальное и экономическое благополучие граждан страны.

Председатель СФ обратил внимание на то положение президентского Послания Федеральному Собранию России, которым была поставлена задача распространения на всю страну опыта некоторых регионов по поддержке многодетных семей. «Я имею в виду бесплатное выделение земельных участков для строительства жилого дома или дачи при рождении третьего ребёнка, - сказал он. - Достаточно ли принятия законодательных мер на уровне регионов для решения проблемы? По-видимому, нет». В рассматриваемой сфере есть над чем работать, констатировал С.Миронов.

Отметив, что большинство специалистов критически относится к сложившейся схеме разграничения полномочий органов власти, Председатель Совета Федерации добавил, что долгосрочные планы градостроительного развития муниципалитетов принимаются одним уровнем органов местного самоуправления – уровнем городских и сельских поселений, городских округов, а ключевое решение о выделении земельных участков принимается органами власти муниципального района или субъекта Федерации. Именно они, по его словам, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. «Это противоречие необходимо устранить», - заметил он.

Глава палаты российского парламента указал и на практику реализации такого института, как разрешённое использование земельных участков. Сейчас в некоторых муниципалитетах в течение года принимается более десятка решений об изменении разрешённого использования, заявил он. Особенно много таких решений, по его словам, принимается в городских округах. «И это делается при наличии утверждённого генерального плана! – заявил С.Миронов. - Так какова достоверность такого генерального плана, если в него перманентно вносятся изменения? Думаю, что требуют ревизии нормы Кодекса о процедурах и критериях изменения разрешённого использования земельных участков».

Особое внимание в своем вступлении глава Совета Федерации уделил недостаткам Градостроительного кодекса. Коренным недостатком этого важнейшего закона, по его словам, является практически полное отсутствие в нем материальных норм – основополагающих параметров градостроительного проектирования и территориального развития. По мнению некоторых специалистов, отметил он, все материальные нормы должны содержаться в специальном техническом регламенте, принимаемом в форме федерального закона, в то время как в Градостроительном кодексе, полагают эти эксперты, должны быть только процедурные нормы и правила. «Думаю, что эта позиция ошибочна, - заявил С.Миронов. - Градостроительный кодекс должен служить основой разработки детальных норм и требований техрегламента». Такой основой, добавил он, должны являться основные параметры градостроительного проектирования: допустимая площадь застройки для различной категории населённых пунктов, допустимая этажность для разных функциональных зон и другие.

Более того, продолжал Председатель Совета Федерации, в Кодекс должны быть включены нормы, которые бы не позволяли уродовать облик наших городов. По его словам, в настоящее время явно недостаточно тех положений, которые есть в федеральном законе об архитектурной деятельности. Во всяком случае, они не обеспечивают формирование архитектурного облика, который бы отражал и сохранял исторические, культурные и национальные традиции России.

Глава палаты Федерального Собрания заметил, что анализ земельного и градостроительного законодательства регионов показывает: сходные и даже одинаковые по своему содержанию отношения регулируются различным образом. Очевидно необходимость унификации, добавил он. В частности, по его словам, назрела необходимость именно на федеральном уровне установить перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться без проведения аукциона. «Конечно же, есть пределы унификации. Там, где это обосновано, должна учитываться специфика муниципалитетов и регионов», - сказал С.Миронов.

Обратив внимание участников заседания на последние изменения, внесенные в Градостроительный кодекс, Председатель Совета Федерации заявил: «В поправках содержатся весьма значимые новации». Упрощаются процедуры согласования «по вертикали» и утверждения документов территориального планирования, пояснил он. Положительный потенциал, по его словам, заложен в положениях о федеральной государственной информационной системе территориального планирования. «Её создание позволит обеспечить доступ к актуальной информации, необходимой для подготовки градостроительных документов. Открывается возможность проведения комплексного градостроительного анализа, в том числе независимыми экспертами», - продолжал он.

Как заявил С.Миронов, по решению представительных органов местного самоуправления сельских поселений генеральный план поселения может не разрабатываться. Норма, сказал он, спорная, но, с другой стороны, такие решения, по его мнению, будут приниматься в исключительных случаях. Кроме того, добавил Председатель Совета Федерации, в законе уже нет «жёстких» временных рамок для принятия генерального плана поселения, как это было предусмотрено ранее. В этом, убежден глава палаты российского парламента, несомненный плюс.

Остановившись на таком важнейшем институте, как публичные слушания, С.Миронов подчеркнул: «Неформальное проведение публичных слушаний в сфере градостроительства и землепользования является залогом успеха реализации решений, принимаемых органами власти». По его словам, это не простой механизм, но при правильной организации публичные слушания могут устранить недоверие граждан к решениям властных органов и позволят избежать конфликтных ситуаций.

С докладом на заседании выступил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Игорь Манылов.

В ходе дискуссии на заседании Совета был представлен опыт реализации полномочий органов местного самоуправления в области землепользования и градостроительства. Специалисты обращали внимание на некоторые тенденции правового регулирования в сфере градостроительства. Эксперты указывали на противоречивость норм земельного, водного, градостроительного и жилищного законодательства. Нормативно-правовая база, по мнению членов Совета, нуждается в совершенствовании.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"