СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

В Волгоградской областной Думе заканчивается работа по подготовке проекта закона «О государственно-частном партнерстве»

В Волгоградской областной Думе заканчивается работа по подготовке проекта закона «О государственно-частном партнерстве»
14.04.2011
В Волгоградской областной Думе заканчивается работа по подготовке проекта закона «О государственно-частном партнерстве». О ходе этой работы и необходимости принятия данного закона мы попросили рассказать депутата Волгоградской областной Думы, заместителя председателя думского комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту, кандидата экономических наук Владимира Александровича Кабанова.
Почему необходим Закон о государственном частном партнерстве в Волгоградской области?

В. Кабанов:
Прошедшие 2009 и 2010 годы, по мнению большинства экспертов, стали «дном экономического кризиса». Вместе с тем, кризисный период четко обозначил очень важную, а во многих случаях решающую роль государства в реализации крупных общественно-значимых проектов.
Современные модели государственно-частного партнерства основаны на сложном и многообразном взаимодействии с участием государственных и частных структур для осуществления проекта или для передачи частным (или смешанным) структурам функций управления объектом государственной собственности.
Проекты ГЧП, как правило, реализуются на основе софинансирования. При этом в условиях финансово-экономической нестабильности ответственность за финансовое обеспечение проектов может возлагаться главным образом или даже полностью на государственные структуры.
При этом важно, что речь идет, прежде всего, о привлечении финансирования из частных источников под государственные гарантии, а не о субсидиях из бюджета.
Предмет государственно-частного партнерства – государственная или муниципальная собственность или сфера государственной ответственности. Частный бизнес в рамках партнерства как бы «нанимается государством» на условиях распределения рисков, разделения затрат и вознаграждения для исполнения тех полномочий, которые закреплены за органами государственной и муниципальной власти.
Следует разделять государственно-частное партнерство и частно-государственное партнерство. Во втором случае проекты базируются уже на частной собственности, и все связанные с этими проектами программы госпомощи, такие как льготное кредитование, субсидирование и другие, нужно рассматривать именно как ЧГП.
Сегодня в России бизнес склонен любой проект, в котором задействовано государство, считать ГЧП, предъявляя к государству слишком высокие требования. Впрочем, и государство, зачастую, рассматривает бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто умеет наиболее эффективно ими управлять.
В чем состоит главная задача государственно-частного партнерства применительно к нашему региону?
В. Кабанов:

Смысл ГЧП как раз и заключается в достижении максимально возможного эффекта от партнерства. И если основным преимуществом бизнеса является обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет эффективности их использования, то государство может гарантировать возвратность инвестиций на достаточно продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов.
Поэтому именно разработка порядка предоставлений гарантий бизнесу, по мнению ведущих ученых и специалистов, должна стать основным направлением по совершенствованию законодательства о ГЧП.
Крупные города Волгоградской области и сам регион заинтересованы в том, чтобы механизмы ГЧП заработали в полную силу. Совещание, проведенное под руководством губернатора области и подготовленное Управлением по инвестициям и развитию с участием всех глав муниципальных образований в феврале этого года, показало, что муниципалитеты испытывают серьезную необходимость в осуществлении целого ряда капиталоемких, долгосрочных и требующих особо тщательного планирования и управления проектов, требующих серьезного взаимодействия государства и частного сектора. Это проекты, связанные с комплексным развитием территорий и, прежде всего, с созданием и обслуживанием городской и социальной инфраструктур, строительством социального жилья, объектов транспортно-логистической инфраструктуры, повышением энергоэффективности и др.
Уже сегодня целый ряд проектов, реализуемых в области, имеет «признаки ГЧП».
Приведите, пожалуйста, наиболее яркий пример соглашения региональной власти и крупного бизнеса, где применяется принцип ГЧП.

В. Кабанов:
Приведу в пример лишь один из них: строительство комбината по добыче калийных солей в п. Гремяченское Котельниковского района. Лицензию на его разработку приобрела частная компания «Еврохим», которая после доразведки запасов начала активное строительство горно-обогатительного комбината. Весь проект, один из крупнейших инвестпроектов в России, оценивается в 3 миллиарда долларов США. После запуска первой очереди, который запланирован на 2013 год, компания «Еврохим» войдет в узкий пул мировых игроков индустрии удобрений, предоставленный во всех трех секторах этой отрасли (азотные, калийные, фосфорные) и станет четвертым в списке лидеров мировых компаний.
Для региональной власти очень важным является тот фактор, что наряду с открытием крупнейшего комбината, реализуется целый ряд социальных проблем: строятся новые комфортные жилые дома, ремонтируются и строятся автомобильные дороги, модернизируются водопровод и канализация. В 2010 году введен в строй один из лучших в области физкультурно-оздоровительных комплексов, строительство которого велось на основе «Соглашения о партнерстве» компании, администраций области и Котельниковского района, с долевым финансовым участием каждой из сторон.
Принятие закона о ГЧП губернатор области Анатолий Бровко назвал одним из приоритетов. Как вы считаете, почему?

В. Кабанов:
По мнению волгоградских ученых – экономистов из ВолГУ и ВТТУ, активно сотрудничавших с авторами проекта, принятие «Закона о ГЧП», важно еще и в связи с приходом в регион новых руководителей исполнительной власти, сменой руководства Волгограда и ряда муниципальных образований. Как в таких случаях всегда и бывает, в регион буквально «нахлынули» не только высокие федеральные чиновники, что само по себе приятно, но и активно посещают его представители крупного бизнеса.
Прибавило интереса инвесторам решение ФИФА о проведении в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Волгоград рассматривается в числе городов – участников чемпионата. А это значит, что надо будет серьезно решать вопросы строительства стадиона, гостиниц, транспортной инфраструктуры. И чем прозрачнее и четче будут определены принципы сотрудничества государства и бизнеса, тем быстрее и качественнее будут решаться проблемы региона.
Владимир Александрович, когда можно будет ожидать принятие этого закона Волгоградской областной Думой?

В. Кабанов:
Думаю, уже в мае – июне этого года. Во всяком случае, мы к этому очень стремимся.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"