10.10.2023
.10.2023
Эксперты Научно-экспертного совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняли участие в заседании круглого стола «О перспективах развития производства и использования электротранспортных средств и создания зарядной инфраструктуры».
Провел заседание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров .
Как отметил сенатор, в России ведется комплексная работа по направлениям развития производства и использования электротранспортных средств и создания зарядной инфраструктуры. Она осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», одноименной стратегической инициативы и Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Юрий Федоров напомнил, что реализация стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» началась в прошлом году и предполагает три этапа: запуск рынка, наращивание спроса и рост загрузки производств, их локализация. По итогам 2022 года в России было произведено около 2 тысяч электромобилей. В 2023 году этот показатель планируется повысить до 18 тысяч штук. В 2024 году объемы производства планируется удвоить – до 36 тысяч.
Сенатор обратил внимание на то, что на сегодняшний день в стране зарегистрировано 24,5 тысяч электромобилей. По данным агентства Автостар, за 9 месяцев 2023 года в России было продано 8752 электромобиля – в 4,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Динамика роста продаж электромобилей обусловлена, в первую очередь, реализацией мер поддержки, которые помогают сделать приобретение электромобиля привлекательным. Это льготное автокредитование для граждан и льготный автолизинг для юридических. В ряде регионов действуют также такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога», — проинформировал законодатель.
Парламентарий считает, что обсуждая механизмы создания спроса на электромобили, нельзя забывать о создании соответствующей инфраструктуры. Так, сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тысяч зарядных станций: из расчета наличия 1,4 млн электромобилей к 2030 году при 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию.
Сенатор указал, что в настоящее время в России отсутствует достаточное количество зарядных станций. В 2022 году в рамках инициативы в 12 пилотных регионах создано 439 быстрых зарядных станций. В текущем году уже 34 пилотных региона, которые будут получать субсидии на строительство и ввод таких объектов в действие. «К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить около 3 тысяч штук. При этом участниками транспортного рынка отмечается, что в настоящее время зарядная инфраструктура для электротранспорта в регионах создается преимущественно усилиями частных инвесторов», — сказал законодатель.
Очевидно, уверен сенатор, что при увеличении количества электромобилей возрастет нагрузка на электросетевую инфраструктуру. Уже сегодня при планировании ее развития в строительстве новых зданий и сооружений, автозаправочных станций, парковочных пространств и автомагистралей необходимо учитывать возможность установки зарядных станций, добавил он.
«Необходимо ориентироваться на перспективы развития новых технологических решений как в современном автомобилестроении, так и при инновационных разработках зарядных станций. Думаю, мы стоим у истоков создания новой отрасли», — подчеркнул Юрий Федоров.
В ходе мероприятия обсуждалась текущая ситуация, динамика и вопросы развития рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры в стране.