Цифровизация – один из трех глобальных трендов, значительно меняющих конкурентоспособность компаний, стран и экономических союзов в современной экономике. По оценке агентства McKinsey, внедрение цифровых решений потенциально может снизить операционные издержки в различных секторах электроэнергетики (включая затраты на обслуживание и ремонт) на 10–25%, а в целом к 2025 году потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России может увеличить ВВП страны на 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), что составляет от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП.
Цифровые технологии предоставляют большие возможности, но и ставят перед участниками рынков нестандартные задачи. Как воспользоваться радикальным снижением стоимости сенсоров (по данным МЭА, более чем на 95% с 2008 года), колоссальными объемами данных, которые они могут генерировать, продвинутыми функциями аналитики и на порядок увеличившимися вычислительными мощностями? Как использовать низкие транзакционные издержки цифровой экономики? Ответ на эти вопросы можно увидеть в новых продуктах, бизнес-моделях, платформах и экосистемах, возникающих и в мире, и в России.
Цифровая экономика отвечает на вопрос «как», а не «зачем» и является средством, а не самоцелью. Основа цифровой экономики – данные в цифровой форме как ключевой фактор производства во всех сферах социально-экономической деятельности, которые обеспечивают снижение транзакционных издержек, операционных и капитальных затрат за счет удаленного контроля, увеличения объемов данных и возможностей для их глубокой аналитики, межмашинного взаимодействия, предиктивного обслуживания объектов, а также формируют доверие между пользователями за счет повышения транспарентности коммуникаций, позволяют повысить эффективность этого взаимодействия (в том числе трансграничного бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан), зачастую за счет устранения посредников в коммуникации, повышения ее скорости. Само по себе внедрение цифровых технологий не гарантирует увеличения операционной эффективности или производительности труда и капитала. Перед компаниями стоит неординарная задача, требующая индивидуального подхода и аккуратного анализа, оптимизации бизнес-процессов, обучения и работы с персоналом, обновления технического оснащения и методологии обслуживания. Для того чтобы «умная цифровая система» начала эффективно работать и приносить «цифровые дивиденды», она должна быть «умно» сконструирована и эксплуатироваться не только «умным» оборудованием, но и «умными», то есть обученными или обучившимися пользователями. И это, несомненно, настоящий вызов – как использовать цифровые технологии на благо компании и общества, учитывая тот факт, что переход на эти технологии подразумевает значительные инвестиции и должен быть экономически и политически оправдан. И энергетическая отрасль приняла этот вызов.
Процесс цифровизации в энергетике активно идет уже сейчас: за рубежом и в России в повседневную практику работы компаний внедряются цифровые решения, которые, например, в электроэнергетике уже можно применить по всей цепочке «генерация – сети – сбыт – управление». Постепенно изменяется нормативная база: принимаются целевые программы (например, «Цифровая экономика Российской Федерации»), меняются подзаконные акты (один из ярких примеров – приказ Минэнерго об изменении правил техобслуживания и ремонтов, допустивший ремонты по фактическому техсостоянию объектов).
Результаты первых успешных проектов уже говорят сами за себя. Так, система раннего предупреждения о поломке оборудования, запущенная на объектах крупной индийской компанией Tata Power, только за счет первого предупреждения сэкономила 270 тыс. долл. По проекту «Цифровой РЭС», запущенному «Янтарьэнерго» в Калининградской области, компания заявляет повышение показателей надежности на 60%, снижение объема потерь в среднем около 10%, снижение операционных затрат – около 20%.
По пилотному проекту умных сетей в Уфе, осуществленному АО «БЭСК», компания заявляет IRR более 20%, экономию времени на переключения до 70% и снижение потерь электроэнергии на 96,3% – с 27,3 до 1% (что в стоимостном выражении составляет более 0,5 млн руб. за год).
Для традиционных игроков энергетического рынка движение в сторону цифровой экономики в масштабах страны требует пересмотра стратегий развития и переоценки возможных изменений конъюнктуры рынка. Процессы цифровой трансформации в той или иной мере уже начались во многих российских энергокомпаниях: возникают новые подразделения, центры компетенций, проектные группы, однако в зависимости от масштаба компаний, оптимизации бизнес-процессов, глубины проникновения технологий в существующую производственную структуру цифровизация может как увеличить производительность капитала и труда, так и привести к убыткам и нецелевым расходам средств.
Общую картину, какой процесс идет сейчас в энергокомпаниях на российском рынке, сложно увидеть даже на отраслевых конференциях. Именно поэтому у нас, в Центре энергетики Московской школы управления Сколково, появилась идея совместно с Центром системных трансформаций экономического факультета МГУ подготовить «Индекс цифровизации российских энергокомпаний».
Разработанный индекс – это инструмент, позволяющий оценивать реальный уровень внедрения цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Рейтинг дает возможность оценить происходящие изменения и увидеть, в каком направлении движется цифровизация в отрасли. Анализ лучших практик и выявление лидеров цифровизации позволит участникам рынка проанализировать свой опыт в цифровых инновациях, оценить уровень развития цифровых технологий и компетенций в компании и сравнить свою практику с другими участниками рынка, определить общие тенденции цифровизации.
Анкета для проведения самооценки цифровизации компаний топливо-энергетического комплекса подготовлена на основе комплексной методики качественной оценки уровня цифровизации энергокомпаний и включает в себя четыре тематических блока:
– «базовые требования» (произошли ли административные, структурные и коммуникационные изменения);
– «перестроение организационной структуры» (повлияла ли цифровизация на операционную модель компании, коммуникацию с клиентами, были ли внедрены новые ИТ-решения, требования к персоналу, с клиентами);
– «трансформация бизнес-процессов» (происходит ли оцифровка коммуникации внутри компании, физических активов, насколько эффективно используются генерируемые объемы данных),
– и самый главный, на наш взгляд, блок «конкурентоспособность» (изменилось ли позиционирование компании на рынке в условиях формирования цифровых экосистем).
Основа методологии рейтинга – самооценка компаний. Участники на основе собственных оценочных суждений и данных из открытых источников: новостных лент, годовых и ежеквартальных отчетов, информации с корпоративных сайтов – отвечают на 50 тематических вопросов. На каждый вопрос участник самооценки может дать лишь один вариант ответа. Участники могут пояснить свой выбор и уточнить подробности в ходе опроса. После заполнения анкеты система оценивает ответы на базе адаптированной модели распространения инноваций Джеффри А. Мура, относя компанию к одной из категорий: «догоняющий», «последователь», «продвинутый» или «цифровой».
Метод самооценки компаний – открытая и прозрачная методика, которая дает возможность анализировать уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Таким образом, индекс цифровизации – это не только инструмент оценки тенденций на рынке, но и возможность самоанализа для самих компаний.
Мы приглашаем энергетические компании к участию в нашем рейтинге цифровизации. Первая очередь рейтинга проводится по отрасли электроэнергетики. В дальнейшем мы готовимся запустить аналогичный рейтинг по нефтяной и газовой отраслям. По результатам опроса мы планируем регулярно публиковать рейтинг цифровизации российских энергетических компаний и обзор цифровизации по отраслям.
Основной вопрос, на который должен ответить Индекс цифровизации, – присутствует ли осознанность в цифровых изменениях, насколько глубинно происходит трансформация в российских компаниях, началась ли она в принципе. Происходят ли эти изменения для галочки, чтобы отметить наличие цифровых инноваций в компании в соответствии с указаниями правительственной программы «Цифровая экономика РФ» и Послания президента РФ Федеральному собранию, или переход к цифровой компании происходит системно и с учетом экономических и структурных интересов каждого конкретного участника.