21.03.2011
Вопросы законодательного обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате происшедшей на нем аварии обсуждены на заседании «круглого стола» в Совете Федерации. Парламентарии, представители министерств и ведомств, профессионального сообщества обменялись мнениями по проблемам реализации принятого летом минувшего года закона. При его прохождении в Совете Федерации пленарным заседанием палаты было принято протокольное поручение профильному Комитету СФ проанализировать необходимость внесения поправок в этот правовой акт.
Открыл обсуждение член Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Альберт Кажаров. Он обратил внимание на чрезвычайную актуальность поднятой проблемы в свете происходящего сейчас в Японии.
Председательствующий отметил долгую и сложную историю закона о страховании ответственности владельца опасного объекта. По его словам, вопрос о необходимости такого страхования возник с принятием закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» еще в 1999 году. Направленный на защиту прав населения и организаций, которые могут пострадать при авариях, закон позволит переложить обязанность по выплатам компенсаций в случае техногенных происшествий с государственных и муниципальных организаций на страховые компании.
Косвенный, но не последний по значимости эффект принятия закона - это обеспечение контроля страховщика за страхуемым объектом и таким образом повышение ответственности владельца за его состояние. Согласно статистическим данным, заявил А.Кажаров, в России насчитывается 45 тысяч опасных объектов различного типа и форм собственности. По словам члена Комитета СФ, в зонах потенциальной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных аварий проживает около 55 процентов населения страны.
Как отметил парламентарий, по тексту закона о страховании ответственности и даже целесообразности его принятия велись жаркие споры. Они были обусловлены тем, что документ затрагивает интересы страховых компаний, промышленности и лиц, находящихся в так называемой «зоне риска», а соблюсти баланс интересов всех заинтересованных лиц достаточно сложно, добавил он. В представленном варианте закона были решены многие вопросы, приняты замечания и представителей страховщиков, и представителей промышленности. Однако исключить все противоречия, по словам А.Кажарова, так и не удалось. Остались как технические, так и концептуальные замечания, которые могут стать препятствием к эффективному взаимодействию владельцев опасных объектов и страховщиков при вступлении закона в силу.
В ходе дискуссии, в частности, отмечалось, что, согласно данным МЧС, в среднем за год в России происходит 1 катастрофа федерального масштаба, 4 региональные, 25 территориальных, 172 местных и 798 локальных.
Участники «круглого стола» указывали, что обязательное страхование для любой страны служит локомотивом развития всего страхового дела, повышает страховую культуру общества, а страхование гражданской ответственности гарантирует пострадавшим получение возмещения независимо от материальных возможностей причинителя вреда.
Федеральный закон, по словам специалистов, в целом создает механизм страхового управления рисками и профилактики аварий. Вместе с тем они высказали ряд опасений в связи с принятием правового акта. С точки зрения экспертов, закон может привести к существенному увеличению расходов компаний на уплату страховых премий, а также потерям бюджетов всех уровней, которые связаны со снижением прибыли компаний и соответственно поступлений налога на прибыль. Мерой по сдерживанию необоснованного увеличения страховых премий, по мнению участников обсуждения, должно стать государственное регулирование страховых тарифов. Кроме того, учитывая заинтересованность страхового сообщества в установлении максимальных страховых сумм, определяемых на основании данных о возможном количестве потерпевших и уровне безопасности объекта, наделение профессионального объединения страховщиков полномочиями по установлению порядка определения вреда представляется весьма дискуссионным, констатировали специалисты. Они высказались за нецелесообразность установленного законом смешения функций государственных контрольно-надзорных органов и страховых компаний. С их точки зрения, установление верхнего предела размера страховых выплат потерпевшим без установления нижнего, без четкого определения того, каким образом рассчитываются эти выплаты - кроме вреда здоровью, - может привести к злоупотреблениям.
При дальнейшем развитии страхования ответственности владельца опасного объекта необходимо сделать еще многое, убеждены участники «круглого стола». По их мнению, требуется не только скорректировать законодательство, разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты, но и подготовить участников рынка. На завершение этой работы осталось меньше года, поскольку многие положения Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
17 марта 2011 в Совете Федерации прошло заседание «круглого стола» на тему «О законодательном обеспечении обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
">