Жилищно-коммунальное хозяйство - особая сфера экономики региона. Это сложный комплекс общественного сектора экономики, включающий производство, распределение и потребление ресурсов в условиях их ограниченности. Более того, этот комплекс находится в сфере государственного регулирования и территориального управления. Условия деятельности предприятий ЖКХ отличаются тем, что они работают в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение большой прибыли. Администрация и другие органы регионального управления, защищая интересы населения, ограничивают их ценовую политику посредством тарифного регулирования. Вышеуказанные органы преследуют целью установление доступной и справедливой оплаты за услуги ЖКХ при стремлении к неизменному улучшению их качества.
Так же следует определиться из каких составляющих складывается данная оплата, что такое «тариф». Тариф - это инвестиционные и производственные программы ресурсоснабжающих компаний (затраты организаций коммунального комплекса на капитальный и текущий ремонт оборудования и сетей, их модернизацию и обновление), плюс стоимость самого ресурса, плюс хозяйственные затраты компаний (оплата труда персонала, содержание материально-техническая база). Здесь, как и в сфере производства, энергетические ресурсы играют важную роль. Разберем на примере Самарской области [1].
Самая большая статья расходов в платежке за коммунальные услуги - это плата за отопление и горячее водоснабжение, около 60%. Львиную долю затрат в структуре тарифа на тепловую энергию составляет топливо. В регионе котельные теплоснабжающих предприятий работают на различных видах топлива – это природный газ, уголь, мазут, дизельное топливо и другие. По каждому виду топлива своя цена, и она существенно разнится. Так, к примеру, стоимость топочного мазута и дизельного топлива намного выше стоимости природного газа, угля и дров. Выше цена на топливо, больше размер самого тарифа на тепловую энергию. Поставку тепловой энергии в Самарской области осуществляют различные теплоснабжающие организации. По каждой организации министерством энергетики и ЖКХ Самарской области утверждается экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию. Все данные, которые предоставляются поставщиками коммунальных услуг, самым тщательным образом анализируются и проверяются. Все это и ложится в основу расчета тарифа, оплаты за услуги ЖКХ, взымаемые с населения. Нет необходимости указывать на степень важности организации учета этих ресурсов: на месте их производства, в процессе транспортировки и непосредственно на месте их потребления - на входе в жилой дом.
Подводя итог всему вышесказанному нет смысла говорить о том, какую важность здесь приобретает достоверный и точный контроль и учет тех самых энергетических ресурсов, которые сетью пропитывают все сферы и отрасли региональной экономики. К большому сожалению, не всегда приборы учета, показывающие недостоверные показания, допускают ошибку из-за их некачественного производства или халтурной проверки. Хотя и такие случаи иногда встречаются. Но основная проблема не в этом. Как показали тестовые испытания различных независимых компаний, участников рынка энергосбережения, не все приборы учета, применяемые на объектах различных сфер региональной экономики, имеют необходимую защиту от несанкционированного доступа. Таким образом получается, что после сдачи подобного узла в так называемый коммерческий учет, показания прибора могут быть сфальсифицированы. И только на первый взгляд ущерб может показаться несущественным. Если пройти по всей цепочке и оценить местоположение эффективного использования ограниченных энергоресурсов, а также его влияние на экономику региона, становится понятно, что подобная фальсификация может привести к ощутимому ущербу.
В этой ситуации основная задача потребителя - не ошибиться со своим выбором и обратить особое внимание не качество подбора того оборудование, которое в дальнейшем приобретет достаточно важную роль, в какой бы сфере региональной экономики оно не применялось. Потребителю необходимо быть уверенным, что тот продукт, который он выбрал - отражает реальную ситуацию потребления, а не «работает на карман» мошенников.
Литература
[1] – официальный сайт Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области
[2] – Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы; изд-во ГУП ЦПП, 32 стр., 2001г.
[3] – 100 лет теплофикации и централизованному теплоснабжению в России; изд-во Новости теплоснабжения, 250стр., 2003г. Под редакцией Семенова В.Г.
ТАЛЮКИН Даниил Александрович
аспирант Института Проблемм Региональной Экономики
Российской Академии Наук,
Заместитель коммерческого директора
Закрытое Акционерное Общество «ТЕРМОТРОНИК»