СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Доклад министра энергетики РФ Александра Новака на международном энергетическом форуме в рамках Ганновер Мессе 2013

Доклад министра энергетики РФ Александра Новака на международном энергетическом форуме в рамках Ганновер Мессе 2013
10.04.2013
Добрый день, уважаемые дамы и господа, коллеги!
44 года назад, здесь же, на промышленной ярмарке в Ганновере, министр иностранных дел СССР Громыко предложил идею контракта «газ-трубы». Эта «сделка века» положила начало масштабному энергетическому сотрудничеству России с Германией и другими странами Европейского Союза.
Символично и то, что в далеком 1826 году именно в Ганновере впервые в континентальной Европе приступили к освещению улиц с помощью так называемого светильного газа.
За последние десятилетия взаимодействие России и Германии в сфере энергетики постоянно росло. Оно открывало новые отрасли, новые проекты, новые горизонты сотрудничества.
В марте этого года мы с еврокомиссаром Эттингером подписали в Москве «Дорожную карту энергетического сотрудничества до 2050 года».
Ее стратегическая цель-2050 - это «формирование пан-Европейского энергетического пространства с функционирующей интегрированной сетевой инфраструктурой, с открытыми, прозрачными, эффективными и конкурентными рынками», которое будет способствовать обеспечению энергетической безопасности и достижению целей устойчивого развития ЕС и России. В конечном итоге все наши совместные усилия должны вести к улучшению качества жизни людей и росту их благосостояния.
Сегодня сотрудничество России и Германии в энергетической сфере уже носит стратегический характер. Уверен, оно может и должно перейти на новый качественный уровень, способствовать широкому внедрению инноваций и передовых технологий.
В течение всего новейшего периода экономического взаимодействия России и Европы поставки российского газа и других первичных энергоресурсов на рынки стран ЕС оставались ключевым сегментом товарооборота. Вы знаете, что эти поставки рассматриваются как основа энергетической безопасности Европы уже на протяжении нескольких десятилетий.
В 2012-м году Россия поставила на европейский рынок 141 млрд. куб. м. газа, из них четверть (34 млрд. куб. м.) составили поставки газа в Германию.
В общем объеме товарооборота (в 2012 г. 74 млрд. долл.) между Россией и Германией доля топливно-энергетических ресурсов стабильно превышает 40%. Россия обеспечивает около 40% импорта Германией природного газа, 30% нефти и 5% угля.
Несмотря на доминирование в структуре российского экспорта энергоносителей, российско-германское сотрудничество носит многоплановый характер. Кроме поставок энергоресурсов и оборудования для их добычи, стороны реализуют совместные инфраструктурные проекты, открывают высокотехнологичные производства, участвуют в модернизации предприятий и генерирующих мощностей, ведут исследования в области ВИЭ.
Постоянно растут немецкие инвестиции в российскую экономику – только в 2012 г. их объем составил 7,2 млрд. евро.
Германия и Россия являются крупнейшими участниками глобальной экономики, и, соответственно, на наши отношения оказывает влияние ситуация на мировых рынках.
Безусловно, мировой рынок углеводородов переживает сейчас непростые времена. Президент В.В. Путин назвал это зоной «глобальной турбулентности».
«Сланцевая революция» в США за короткий период сформировала значительный сегмент мировой добычи «нетрадиционной нефти» и «нетрадиционного газа».
В мире появились новые лидеры роста добычи, что в перспективе усилит конкуренцию производителей. Доступность и разнообразие углеводородного сырья приведут к появлению новых областей его применения.
Особенно это может отразиться на рынке природного газа, который будет демонстрировать опережающий рост за счет производства газомоторного топлива, газохимии и других эффективных способов использования этого ископаемого.
Меняется и структура мировой нефтегазовой отрасли. Кроме бурного роста сегмента добычи «нетрадиционных» нефти и газа, стабильно растет шельфовая добыча, увеличивается доля СПГ на международном рынке газа. Сегодня СПГ занимает уже треть рынка с потенциалом увеличения до 40% и более.
В мире формируются новые центры спроса на углеводороды. Опережающий рост показывают рынки Китая и других стран АТР (формируют 60% роста мирового спроса), при относительно стабильном спросе на первичные энергоресурсы в Европе.
В настоящее время спрос на газ в Европе стабилизировался и существуют предпосылки для его роста в связи со снижением объемов собственной добычи и сокращением доли атомной энергии в энергетическом балансе.
Министерство энергетики России реагирует на все изменения на глобальных рынках. Ведется работа по диверсификации экспортной инфраструктуры, внедрению новых технологий добычи, переработки и транспортировки.
Мы планируем значительно увеличить поставки углеводородов в Китай и другие страны АТР. В этих целях будет построен новый газопровод «Сила Сибири» из Сибири на Дальний Восток с ответвлением в Китай.
Россия развивает также добычные проекты на шельфе и в Восточной Сибири, запускает строительство новых мощностей по сжижению природного газа на Ямале, во Владивостоке и на Сахалине.
Несмотря на обозначенный мной азиатский вектор, европейское направление остается для нас одним из приоритетных. Стабильные партнерские отношения с европейскими потребителями определяют общие подходы к обеспечению энергетической безопасности на Европейском континенте.
Как я уже отметил, Россия является традиционным и одним из самых крупных поставщиков газа на европейский рынок.
При этом хочу особо подчеркнуть, что Россия не является монополистом на европейском рынке природного газа (27%), однако является самым надежным поставщиком, способным оперативно удовлетворять непредвиденные скачки спроса – будь то в результате аномальных природных условий, техногенных катастроф или терактов.
Надежность трубопроводного транспорта, безопасного и экологически чистого, позволяет бесперебойно и быстро поставлять требуемые объемы газа на огромные расстояния. Это наше несомненное преимущество.
Как я уже говорил ранее, совместные российско-германские инфраструктурные проекты, в том числе трубопроводы Северный и Южный поток, работают на обеспечение энергетической безопасности на европейском континенте.
В свою очередь, энергетическая безопасность подразумевает не только надежное снабжение потребителей энергоресурсами, но и свободный доступ поставщиков к рынкам потребителей. Участники рынка должны иметь возможность самостоятельно выбирать приемлемый для них вариант сотрудничества – будь то СПГ или трубопроводы, покупка по спотовым ценам или долгосрочные контракты с привязкой к нефтепродуктовой корзине. (Справочно: цены на газ в Европе по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой уже 2 месяца ниже спотовых цен).
Тем не менее, для российских поставщиков поспешная имплементация в законодательство стран ЕС «Третьего энергетического пакета» создает барьеры в плане развития сотрудничества.
Возьмем, к примеру, газопроводы «ОПАЛ» и «НЕЛ», являющиеся сухопутным продолжением «Северного потока» на территории Германии и Чехии.
Нормы «Третьего пакета» не могут иметь обратной силы в отношении инвестиций, запланированных и осуществленных еще до вступления в силу этого законодательства.
Представьте себе: Вы разместили депозит в немецком банке, но в один «прекрасный» день регулирующие органы решили забрать у вас половину ваших средств. Как вам это понравится?
Применительно к трубопроводам результатом становится их недозагрузка, увеличение сроков окупаемости инвестиций, риски невыполнения обязательств перед клиентами – иными словами, ущемляются интересы бизнеса, в том числе немецкого.
Полагаю, названные мной крупнейшие европейские газотранспортные системы «ОПАЛ» и «НЕЛ» должны иметь статус приоритетных по классификации Еврокомиссии.
Россия рассчитывает на помощь немецких партнеров в разъяснении этой позиции для Евросоюза.
Другой беспокоящий нас сюжет - намерение Еврокомиссии пересмотреть ранее заключенные межправительственные соглашения России со странами – участницами трансграничных проектов, включая «Южный поток».
Как вам хорошо известно, инвестиционные проекты в энергетике отличает крайне высокая капиталоемкость и длительные сроки реализации.
В этой связи инвесторам, независимо от их страновой принадлежности, чрезвычайно важна предсказуемость энергополитики не только в Германии, но и в Евросоюзе в целом.
Однако пока у нас возникает больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, не до конца понятно, на какой вид топлива правительство намерено делать упор при замещении атомной генерации – природный газ или более грязный каменный уголь?
Сейчас в Германии заявлено много проектов по строительству мощностей угольной генерации. Эти планы обусловлены, в основном, конъюнктурой цен. Но в будущем газовая генерация может вернуть свою привлекательность. Уголь гораздо менее экологичен. Так, остановка 8 энергоблоков в Германии после аварии в Фукусиме и замена их на другие источники уже привела в 2012 г. к излишним выбросам СО2 на 18 – 34 млн. т. Как это стыкуется с целями Евросоюза по снижению выбросов парниковых газов?
Во-вторых, не ясно, из каких источников будет финансироваться планируемый рост генерации на основе возобновляемых видов энергии? По оценкам экспертов, для доведения доли ВИЭ в энергобалансе до 50% к 2030 г. потребуется порядка 700 млрд.евро.
Кроме того, многие из вас знают о проблемах расширения сетевой инфраструктуры в Германии, требующей для своего расширения еще порядка 300 млрд.евро.
Очевидно - чрезмерное вмешательство регулирующих органов в работу рыночных механизмов приводит к таким негативным последствиям, как двузначный рост тарифов для конечных потребителей, которые, кстати, уже выше, чем в среднем по Евросоюзу. Соответственно, немецкие предприятия теряют конкурентоспособность на мировых рынках.
Нерешенность названных мной вопросов мешает российским инвесторам участвовать в проектах на территории Европы. Объем российских инвестиций в экономику Германии не превышает 4 млрд. долл. в год.
Со своей стороны, Правительство России постоянно предпринимает усилия для расширения участия иностранного бизнеса в российских проектах.
В дополнение к ранее предпринятым усилиям несколько дней назад Правительство РФ одобрило поправки в закон об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. Они существенно облегчат ведение бизнеса в России для иностранных инвесторов, имеющим в собственности российский стратегический актив.
Теперь им не нужно будет обращаться в правительственную комиссию для получения разрешения на реорганизацию, они будут освобождены от необходимости предварительного согласования сделок по месторождениям федерального значения
Отмечу, что и до принятия этих поправок иностранный бизнес неплохо себя чувствовал на территории России.
Например, если говорить о немецком бизнесе, сегодня в России действует около 4600 предприятий с германским участием и около 800 предприятий со 100% германским капиталом. Причем инвестиции идут в самые разные отрасли экономики.
Так, в сфере ТЭК немецкие компании взаимодействуют с российским бизнесом не только в области поставок энергоресурсов и оборудования для их добычи. Они реализуют совместные инфраструктурные проекты, открывают высокотехнологичные производства, участвуют в модернизации предприятий и генерирующих мощностей, ведут исследования в области ВИЭ. Все это приводит к созданию тысяч современных рабочих мест - как в России, так и в Германии, что немаловажно в условиях продолжающейся рецессии во многих странах Евросоюза.
Среди крупных проектов можно назвать совместную разработку и освоение российского нефтегазового месторождения Южно-Русское, доказанные запасы которого составляют более 800 млрд куб. м. Партнерами Газпрома в этом проекте выступают немецкие компании «Винтерсхалл» и «Э.ОН Рургаз».
Сотрудничество России и Германии в сфере электроэнергетики так же имеет свою долгую историю.
Современный уровень сотрудничества в электроэнергетике хорошо характеризуют совместные проекты российских компаний с такими немецкими индустриальными гигантами, как «Э.ОН» и «Сименс».
Очень важным для России является взаимодействие ОАО «Силовые машины» и «Сименс» по проектированию, производству, и обслуживанию газовых турбин на базе СП «Интертурбо». Созданные на предприятии турбины уже эксплуатируются на нескольких российских электростанциях. Кроме того, совместными усилиями ОАО «Холдинг МРСК» и концерна «Сименс» мы планируем наладить на территории России производство самого современного оборудования для электроэнергетики. Этот проект поможет нам решить задачу комплексной модернизации российских электростанций на основе самых прогрессивных и инновационных технологий.
Компания «Э.ОН» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую электроэнергетику. За последние 2 года компания ввела в эксплуатацию почти 2 ГВт новых мощностей. Сегодня она вырабатывает 6% суммарной генерации России.
Мы рассчитываем на ответную открытость немецких партнеров для участия российских компаний в проектах на территории Германии и Евросоюза в целом.
Мы говорим о необходимости выхода на новый, инновационный уровень сотрудничества.
Исключительно торговое партнерство в энергетической сфере имеет, в силу целого ряда причин, ограниченный потенциал развития. Другое дело, если мы говорим о сотрудничестве в области энергетического инжиниринга, повышения квалификации и развития человеческого потенциала работников, занятых в энергетическом секторе. Это соответствует намечаемому и Германией, и Россией пути инновационного экономического развития, и имеет хорошие перспективы – кстати, эти вопросы отражены в упомянутой Дорожной карте энергетического сотрудничества России и ЕС.
Хочу отметить, что мы открыты в рамках реализации планов по модернизации энергетики. Процесс технологического сотрудничества развивается, но явно недостаточными темпами. Перспективным, на наш взгляд, является адаптация передового немецкого опыта по разработке госполитики в сфере энергоэффективности к российским условиям.
Одна из сфер, где это уже происходит - реализация региональных программ повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, включая системы теплоснабжения.
Значительный потенциал имеет и применение передовых немецких технологий по использованию торфа, запасы которого широко распространены в России.
Завершая свое выступление, хочу привлечь внимание также к весьма перспективному проекту совместного сооружения кабельной линии постоянного тока Калининградская область – северо-восток Германии, мощностью до 1000 МВт, которая позволит покрывать взаимный дефицит мощности и электроэнергии.
По данным предварительного исследования ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», коммерческое использование объектов экспортно-импортной инфраструктуры возможно с 2019 г.
Особое внимание мы уделяем программам модернизации в нефтегазовом комплексе. Реализуется крупнейшая программа модернизации НПЗ, инициируются новые проекты СПГ, обсуждаются условия для развития рынка газомоторного топлива. Так что тем для сотрудничества у нас много.
Разрешите пожелать нам плодотворной работы в рамках Ганноверской выставки и заключения новых выгодных сделок! Благодарю всех за внимание! Условия для инвесторов мы обеспечим!
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"