С 2010 года в России реализуется проект, одним из главных итогов которого должно стать значительное снижение парниковых выбросов.
«Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» — полномасштабный проект Глобального экологического фонда (ГЭФ), реализуемый в рамках направления «Изменение климата». В роли исполнительных агентств выступают Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Интересы Российской Федерации, как бенефициария проекта, представляет Российское энергетическое агентство (РЭА).
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих показателей:
В рамках проекта планируется оказывать содействие в разработке и адаптации политических и рыночных инструментов обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности промышленности с учетом текущей ситуации, действующего Федерального закона № 261-ФЗ и другой нормативно-правовой базы.
Для достижения поставленных целей проектная деятельность разделена на 4 направления (компонента):
Ключевыми мероприятиями компонентов, касающихся повышения энергоэффективности промышленных предприятий, станут внедрение и освоение систем энергоменеджмента (СЭМ), соответствующих стандарту ISO 50001. Внедрение СЭМ — основа системной оптимизации энергообеспечения и энергопотребления предприятия, результаты которой лягут в основу инвестиционных планов по технологической модернизации производства.
Согласно имеющемуся мировому опыту достичь существенных результатов в энергосбережении и повышении энергоэффективности в целом возможно посредством целевых соглашений (долговременные добровольные соглашения, Long-term Voluntary Agreements) правительства с компаниями промышленного сектора. Опыт внедрения систем энергоменеджмента должен послужить основой как для налаживания широкой практики заключения таких соглашений, так и для введения национального стандарта энергоменеджмента, совместимого с ISO 50001.
Разработка такого стандарта, а также пакета нормативно-правовых и организационных мероприятий, необходимых для его продвижения, составляет содержание компонента «Поддержка государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности». Адаптация стандарта ISO 50001 проложит путь развитию долгосрочных целевых соглашений с промышленностью. Кроме того, компонент предусматривает выявление и применение других хорошо себя зарекомендовавших в мировой практике инструментов повышения действенности государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Основа инвестиционной фазы проекта — разработанная ЕБРР инновационная кредитная линия RUSEFF (Российская программа финансирования устойчивой энергетики). В рамках программы (общий объем которой составляет 300 млн долларов США) ЕБРР предоставляет кредиты российским банкам-партнерам, а те, в свою очередь, кредитуют заемными средствами проекты в области энергоэффективности (на сумму до 6,5 млн долларов США). Программа также включает в себя оказание банкам-партнерам и предприятиям-заемщикам технической поддержки при разработке и финансировании соответствующих проектов. Гранты на техническую поддержку предоставляются Специальным фондом учредителей ЕБРР и правительства Германии.
Существенный вклад в решение проблемы изменения климата будет сделан только в том случае, если предпринятые действия получат дальнейшее развитие и распространение. Данный проект может и должен сыграть роль катализатора устойчивого процесса повышения энергоэффективности российской промышленности. С этой точки зрения главными итогами проекта должны стать, во первых, повышение результативности и эффективности финансируемого посредством кредитных линий портфеля проектов и, во вторых, развитие собственных возможностей правительства и промышленности для масштабирования достигнутых результатов, распространения их по окончании срока проекта и достижения существенных рыночных изменений.
Данный компонент включает в себя работы, необходимые для начала проектной деятельности по другим компонентам. Он предполагает решение следующих задач:
Рабочий момент семинара-тренинга ЮНИДО по внедрению системы энергоменеджмента. Слева – международный эксперт ЮНИДО Ричард Моррисон, справа – российский участник семинара
Полный комплект материалов для тренингов и семинаров должен включать в себя руководство для организатора тренинга (тренера), широкий набор презентационных слайдов и пособия как по системам энергоменеджмента и стандарту ISO 50001, так и по отдельным технологическим системам производства, оптимизация которых может дать существенный энергосберегающий эффект. Все материалы переводятся на русский язык и адаптируются к российским условиям. В рамках адаптации создается библиотека российских оптимизационных решений.
Для решения задачи подготовки российских консультантов-тренеров международная группа экспертов ЮНИДО проводит специализированные углубленные тренинги, в ходе которых квалификация российских специалистов повышается до уровня, на котором они смогут выступать консультантами и сами проводить тренинги по разработке и внедрению систем энергоменеджмента и системной оптимизации. Подготовленные консультанты-тренеры должны стать опорой национального практического опыта и способствовать мультипликативному эффекту проекта.
Целью является обучение не менее 20 российских экспертов системам энергоменеджмента и 100 человек — методам оптимизации таких систем энергохозяйства предприятия, как насосные системы, вентиляционные системы, системы электропривода, паровые системы, системы подачи сжатого воздуха и теплотехнические системы.
Специализированные углубленные тренинги дополняются менее интенсивными ознакомительными семинарами для более массовой аудитории.
Пройдя обучение в рамках программы «Тренинг тренеров», национальные эксперты (консультанты тренеры) по энергоменеджменту, смогут:
Программа тренинга по системам энергоменеджмента для руководства и сотрудников промышленных предприятийвключает в себя три части:
Освоение методики разработки и внедрения системы энергоменеджмента может быть скомбинировано с проведением энергоаудита и внедрением энергоменеджмента на предприятиях — участниках проекта.
В ходе тренинга, проводимого международными экспертами, используются онлайновые средства ЮНИДО (библиотека базовой системной оптимизации), спроектированные для поддержки национальных экспертов и их промышленных потребителей.
По окончании тренинга эти специалисты будут способны:
Техническая поддержка российских банков и подготовка их сотрудников по вопросам кредитования проектов повышения энергоэффективности предприятий включает в себя полностью финансируемую ЕБРР подготовку банков —участников кредитной программы RUSEFF. Маркетинговая и образовательно-информационная кампания, проведенная через банки, поможет увеличить спрос на получение энергоэффективных кредитов и инициирует создание устойчивого рынка финансирования проектов повышения энергоэффективности. Техническая помощь также будет оказываться банкам-участникам при подготовке финансирования проектов, связанных с углеродными выбросами. Банки смогут наладить собственную экспертизу оценки рисков и кредитоспособности клиентов. Выбранный подход является одним из вариантов сочетания «обучения на рабочем месте» и семинаров.
Основным направлением информационной кампании является распространение с помощью широкого круга СМИ информации о системах энергоменеджмента и приносимой ими пользе. Целевой аудиторией данной кампании являются промышленные предприятия, органы исполнительной власти, некоммерческие организации, ведущие соответствующую деятельность, а также вузы.
Существенную роль в успехе проекта должны сыграть разработка и запуск веб-сайта (на русском и английском языках). Сайт содержит описание проекта и информацию о ходе его реализации, сведения о практической деятельности и сервисных услугах в сфере энергоэффективности, формах поддержки отдельных мероприятий и программ повышения энергоэффективности, кредитных линиях. Кроме того, с помощью сайта участники проекта получают доступ к базам данных по энергоэффективному оборудованию, различным мерам повышения энергоэффективности, а также онлайновые инструменты для внедрения системы энергоменеджмента на предприятиях. Наконец, важная часть сайта — онлайн-форум для менеджеров и технических специалистов участвующих компаний и организаций, который в перспективе может быть преобразован в пиринговую сеть, позволяющую обеспечить более углубленный обмен информацией между промышленными компаниями и другими организациями.
На момент начала реализации проекта системы энергоменеджмента вообще и системы, соответствующие стандарту ISO 50001, оставались сравнительно редким явлением даже на крупных российских предприятиях. Некоторые крупные предприятия и холдинговые компании еще на подготовительном этапе проекта выразили готовность участвовать в пилотной программе, спонсируемой ГЭФ. Информационная кампания в промышленных секторах, дополненная семинарами для руководителей, призвана увеличить это число. Основное внимание при этом сосредоточено на таких отраслях, как черная металлургия, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, производство цемента и машиностроение.
Проект предполагает проведение полного цикла работ по программе повышения энергоэффективности на 10 крупных предприятиях. Ключевое мероприятие упомянутой программы — внедрение системы энергоменеджмента.
Как показывает практика, это далеко не легкая задача, в связи с чем может быть полезен поэтапный подход. Так, в достаточно успешном опыте датской политики целевых долгосрочных соглашений между бизнесом и правительством различают базовую систему энергоменеджмента, которая является необходимым условием на первом этапе, и полную систему, которая должна быть внедрена на предприятии по истечении 3 лет участия в программе. Базовая система энергоменеджмента предполагает вовлечение руководства, планирование, распределение ресурсов и ответственности, мониторинг, разработку и ведение базовой документации системы энергоменеджмента, оценку качества выполнения. В полной системе энергоменеджмента к этому добавляются расширенное обсуждение и тренинги, аудиты, расширенный мониторинг и обзоры (отчеты), индикаторы качества энергообеспечения и энергопотребления.
Основные задачи данного компонента проекта:
Общий тренинг для предприятий по системе энергоменеджмента проводится международной командой экспертов совместно с обученными национальными экспертами для сотрудников примерно 50 предприятий из различных отраслей промышленности по всей России.
Для руководителей высшего уровня (два человека от каждого предприятия, например, генеральный директор и главный инженер) организуется краткий ознакомительный семинар о преимуществах системы энергоменеджмента по стандарту ISO 50001. Число участников таких семинаров должно быть по возможности максимальным.
Десять предприятий, отобранных для полномасштабного участия, подписывают Меморандум о взаимопонимании с ЕБРР/ЮНИДО, где четко определена поддержка, которую получит компания в ходе реализации проекта, а также обязательства (направление сотрудников для участия в тренингах, условия для обучения по месту работы, участие в бенчмаркинге (сравнительном анализе) и в деятельности по распространению информации и опыта). Помимо Меморандума должно быть подписано соглашение о конфиденциальности, гарантирующее предприятиям защиту их коммерческой информации.
Предполагается, что после проведения первых ознакомительных семинаров для руководителей другие крупные предприятия проявят интерес к системе энергоменеджмента и системной оптимизации. Данные предприятия получат общий аудиторный тренинг по системе энергоменеджмента и системной оптимизации, а также смогут получить консультации по телефону или электронной почте. Они также смогут участвовать в пиринговой сети веб-сайта. Данной формой обучения предполагается охватить еще 20 предприятий.
Для проведения тренинга по энергоменеджменту на местах руководители 10 основных крупных предприятий — участников проекта назначают сотрудников, ответственных за внедрение системы энергоменеджмента.
Первая двухдневная сессия тренинга посвящена циклу «Plan-Do-Check-Act», принятому во всех совместимых с ISO системах энергоменеджмента. Участники получат подготовку по вопросам разработки эффективной энергетической политики, постановки целей и формулирования задач, выбора индикаторов энергоэффективности, идентификации наиболее существенных потребителей энергии и возможностей для улучшения. Также будет уделено внимание внутреннему аудиту и интеграции системы энергоменеджмента в существующие системы управления, отвечающие организационным стандартам ISO 9001 и 14001.
Десять основных участвующих в проекте компаний, отправивших своих представителей на двухдневный тренинг, получат всестороннюю поддержку от национальных и международных экспертов. Поддержка на местах включает в себя помощь в разработке процедур, инструкций, а также подготовке инвестиционных предложений. Особое внимание будет уделено подготовке и внедрению руководств для операторов, другой необходимой документации.
Каждое участвующее в проекте предприятие должно представлять ежегодный отчет о реализации системы энергоменеджмента, а по окончании срока действия программы подготовить полный управленческий обзор, включающий результаты улучшения системы.
На каждом из предприятий-участников проводится энергоаудит, необходимый для разработки и реализации системы энергоменеджмента, системной оптимизации и дальнейших улучшений в области энергоэффективности.
Эксперты-консультанты, привлеченные для аудита, уделяют основное внимание технологиям производства продукции, а также вспомогательным службам, возможностям генерации энергии на местах и практике управления энергопотреблением.
Консультанты анализируют и оценивают энергопотребление выбранных технологических процессов, основываясь на существующих данных и/или, при необходимости, на дополнительных измерениях. Особое внимание уделяется тем местам, в которых может быть достигнута существенная экономия. Результат работы консультантов — отчет, содержащий анализ использования энергии на предприятиях, индикаторы для бенчмаркинга, предложения по приоритетам потенциальных инвестиций в энергосбережение.
Для основных участников проекта проводятся углубленные тренинги на местах по методам и средствам системной оптимизации.
Несколько десятков специалистов пройдут двухдневные технические тренинги по системной оптимизации для каждой из систем. Столько же обучаются использованию онлайновых инструментов ЮНИДО, разработанных в рамках компонента «Развитие методического, информационного и кадрового обеспечения».
Национальные эксперты продолжат оказывать специализированную поддержку предприятиям в разработке предложений по системной оптимизации на всем протяжении программы.
Помимо основных участников еще 20 компаний могут пройти общий аудиторный курс обучения системной оптимизации в течение 6 трехдневных семинаров для почти 100 своих сотрудников. Они также получат дальнейшую поддержку при проведении оценки систем оптимизации, которая однако будет менее полной, чем для основных участников.
Российскими экспертами совместно с сотрудниками предприятий будут разработаны проекты системной оптимизации для каждого предприятия, которые станут частью инвестиционных планов повышения энергоэффективности предприятий. Для каждого такого проекта будет выполнен полный технический, экономический и финансовый анализ, с тем чтобы план инвестиций мог быть одобрен руководством и обсужден с ЕБРР и другими финансовыми организациями. Инвестиционный план включает в себя следующие элементы:
Мировой опыт показывает, что компании не всегда готовы инвестировать в энергоэффективность, даже если такие инвестиции экономически обоснованы. Для преодоления этого потенциального барьера компаниям может быть предложена субсидия в размере до 25 % на приобретение и установку необходимого для системы энергоменеджмента оборудования и программного обеспечения. Она будет увязываться с подачей разработанного компанией в ходе реализации программы инвестиционного плана для получения кредита из кредитной линии ЕБРР и российских банков на повышение энергоэффективности.
В результате рассмотренной выше деятельности на предприятиях будет не только проведена системная оптимизация, но и оформлены документально 20 – 30 демонстрационных примеров (case studies), иллюстрирующих финансово привлекательные инвестиции в улучшение энергоэффективности. Все эти примеры будут использоваться в мероприятиях по распространению опыта, направляться в промышленные ассоциации, продвигаться через сайт проекта и тренинги.
В президиуме семинара-тренинга: (слева направо) Марко Маттейни, сотрудник штаб-квартиры ЮНИДО; Ричард Моррисон, международный эксперт ЮНИДО; Сергей Коротков, директор Центра ЮНИДО в России; Михаил Дубов, координатор проекта
В рамках проведения тренингов для менеджеров и инженеров крупных предприятий — участников проекта имеется возможность создания пиринговой сети между участниками тренингов. Для этого может быть использован веб-сайт проекта, регулярно обновляющий свое содержание и информацию о прогрессе участвующих компаний и стимулирующий профессиональное обсуждение и информационный обмен. В ходе функционирования эта сеть может быть развернута в сеть обмена знаниями. Это сети, которые сконцентрированы вокруг информационного обмена в отношении различных передовых технологий и решений. Их участниками могут быть представители промышленности, производителей оборудования, научно-исследовательских институтов/университетов и профессионалы из области энергетики. Будут приложены усилия к тому, чтобы включить эти сети в деятельность ведущих ассоциаций бизнеса и обеспечить тем самым долговременные основания для функционирования сети.
В целях развития рынка энергоэффективного оборудования предполагается вовлечение в проект его производителей и поставщиков. Для них проводятся семинары, специализированные по видам систем (двигатели, насосы, компрессоры, вентиляция, паровые системы, системы обогрева). В целом планируется охватить до 40 российских производителей и поставщиков оборудования.
Согласно имеющимся оценкам, на долю малых и средних предприятий (МСП) в России приходится до половины всего потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности. В то же время малый и средний бизнес требует иного подхода, чем крупные предприятия и компании. В частности, небольшие предприятия часто не имеют возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять системы энергоменеджмента, а имеющиеся готовые решения требуют корректировки с учетом масштабов производства и используемых технологий.
Компонент «Повышение энергоэффективности малых и средних предприятий» направлен на решение следующих задач:
Участники проекта будут отбираться преимущественно из энергоемких отраслей, таких как пищевая промышленность, литейное производство, машиностроение, лесопереработка, текстильная промышленность.
Предусматривается разная степень участия предприятий в данной программе. Часть предприятий получит доступ к полному пакету услуг, начиная с тренинга персонала и заканчивая инвестиционными планами, а другая часть будет охвачена только тренингами и внедрением систем энергоменеджмента. Предполагается, что из участвующих в проекте предприятий не менее половины решат внедрять систему энергоменеджмента и примут участие на условиях анонимности и конфиденциальности в проведении бенчмаркинга (сравнительного исследования) в двух-трех отраслях промышленности. При поддержке группы экспертов будут разработаны не менее 25 инвестиционных предложений по повышению энергоэффективности, которые затем могут быть рассмотрены кредитно-финансовыми организациями.
В ходе проведения тренингов и внедрения системы энергоменеджмента планируется проведение ознакомительных семинаров для руководства предприятий и специальных тренингов для сотрудников.
Ознакомительные семинары для руководства предприятий посвящены главным образом обсуждению сути системы энергоменеджмента по стандарту ISO 50001 и преимуществ ее внедрения.
Для персонала предприятий, ответственного за энергохозяйство, проводятся короткие специализированные тренинги по системе энергоменеджмента.
Для предприятий, участвующих в полной программе, будут проведены тренинги, посвященные внедрению системы энергоменеджмента и методов системной оптимизации, а также использованию библиотеки системной оптимизации ЮНИДО. Цель таких тренингов — подготовка к разработке и реализации проектов системной оптимизации с ограниченной поддержкой извне.
На всех участвующих предприятиях проводится энергоаудит (в рамках необходимого для внедрения СЭМ), который может осуществляться группой национальных экспертов-консультантов.
Для малых и средних предприятий, участвующих в проекте, будет создан специальный инструмент для внедрения системы энергоменеджмента и бенчмаркинга (сравнительного анализа).
В качестве примера такого инструментария, специально созданного для МСП, может рассматриваться онлайновое программное обеспечение, разработанное в рамках европейского проекта BESS (Benchmarking and Energy Management Schemes). BESS представляет собой модель (методику) внедрения системы энергоменеджмента (EMIM), отражающую логику процесса внедрения, включает в себя 19 действий и несколько инструментов, поддерживающих этот процесс. Данная методика воплощена в виде веб-сайта, предоставляющего возможность онлайнового обучения внедрению системы энергоменеджмента и проведению бенчмаркинга. На сайте представлены также несколько практических инструментов, поддерживающих цикл непрерывного повышения энергоэффективности компании и включающих в себя вопросники, шаблоны для планирования и аудита согласно требованиям стандарта ISO 50001. Кроме того, предоставляется возможность анонимного сравнения своей энергетической ситуации с другими предприятиями того же сектора экономики.
Предприятиям, участвующим в проекте по полной программе, будет оказана поддержка в разработке не менее 50инвестиционных предложений, основанных на проектах оптимизации систем, часть из которых предполагается реализовать в период действия программы.
Как и крупным компаниям, малым предприятиям, решившим инвестировать в энергоэффективность, может быть предложена субсидия в размере до 25 % на приобретение и установку необходимого для системы энергоменеджмента оборудования и программного обеспечения. Она будет увязываться с подачей разработанного компанией в ходе реализации программы инвестиционного плана для получения кредита из кредитной линии ЕБРР и российских банков на повышение энергоэффективности.
Предприятиям будет оказана поддержка в разработке инвестиционных предложений и в проведении переговоров с кредитно-финансовыми организациями.
С помощью веб-сайта проекта будет обеспечен доступ к информации об энергоэффективных технологиях (оборудовании), решениях и мероприятиях, аналогично тому, как это сделано в европейском проекте ODYSSEE-MURE. Такого рода банк информации может служить базисом для совместной с производителями и поставщиками разработки схемы добровольной маркировки и/или сертификации энергоэффективности производственного оборудования.
Подход к сертификации должен соответствовать существующей системе ГОСТ (российские стандарты).
С момента вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. в ситуации с политикой энергосбережения и энергоэффективности в России наблюдается несомненный прогресс. Ускоренными темпами разрабатывается необходимая для исполнения закона нормативно-правовая база. С июня 2010 г. формируется Государственная информационная система (ГИС) «Энергоэффективность». В конце 2011 г. утверждена масштабная государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В сентябре 2012 г. Правительством РФ принят новый план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В то же время продолжает сохраняться заметный разрыв между российской и международной практикой промышленной и энергетической политики по таким, например, вопросам, как система сбора исходных статистических данных, индикаторы энергоэффективности, бенчмаркинг, мониторинг и оценка качества разработки и исполнения государственных программ и проектов. Предписанные законом № 261-ФЗ меры, по сути, исчерпываются проведением энергетических обследований (аудитов) и паспортизацией предприятий. В то же время в ЕС, как показал проведенный российскими экспертами анализ, число инструментов политики энергоэффективности в промышленности существенно шире: в Германии применяется 30 таких мер, во Франции — 14, в Великобритании — 13. Например, такой широко используемый в различных странах инструмент, как долгосрочные целевые соглашения по повышению энергоэффективности между правительством и крупными промышленными потребителями (предприятиями, холдингами, ассоциациями), в России до сих пор не применяется. В зачаточном состоянии находится использование на предприятиях систем энергоменеджмента согласно стандарту ISO 50001.
Изменение данной ситуации и сближение российской практики энергосбережения и повышения энергоэффективности с практикой развитых стран невозможно без соответствующего повышения уровня компетентности управленцев всех уровней, включая уровень министерств и ведомств, вырабатывающих и реализующих политику стимулирования энергосбережения и энергоэффективности в подведомственных сферах.
Планируемые результаты Проекта ГЭФ / ЮНИДО / ЕБРР
|
Российские участники семинара-тренинга ЮНИДО
В рамках данного компонента предусматривается решение следующих задач:
Для решения первой задачи предполагается разработать программу семинаров для сотрудников министерств, ведомств и других государственных организаций, в чью компетенцию входят разработка и реализация политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. Программа будет включать проведение семинаров, вебинаров и ознакомительных туров.
Тематическое содержание программы будет включать в себя вопросы оценки практической применимости и адаптации проверенных на мировом опыте инструментов повышения энергоэффективности или разработку их российских аналогов. В частности, речь будет идти об адаптации стандарта ISO 50001 и разработке на его основе национального стандарта по энергоменеджменту; об освоении такого инструмента, как целевые соглашения между правительством и компаниями; экономических мерах стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности; о системе мониторинга и оценки хода выполнения государственных программ и проектов, о развитии технологического прогнозирования (форсайта) и о других инструментах и мероприятиях, перечень которых будет определен в диалоге с заинтересованными сторонами.
Большое значение в проекте придается возможному использованию лучшего мирового опыта для создания инструментов поддержки реализации Федерального закона № 261-ФЗ и Государственной программы по повышению энергоэффективности.
Особая роль в решении данной задачи отводится взаимодействию с Министерством энергетики России и совместной работе с Российским энергетическим агентством (РЭА). Предусматривается привлечь агентство в информационную кампанию проекта ГЭФ, в разработку веб-сайта проекта (который планируется по окончании проекта передать РЭА) и в программу повышения квалификации госслужащих.
Предполагается оказать техническую помощь и поддержку РЭА по следующим вопросам:
Кроме того, будет оказано содействие российскому правительству в адаптации таких проверенных во многих странах инструментов государственной и рыночной политики повышения энергоэффективности, как рынок «белых сертификатов», долгосрочные целевые соглашения правительства с компаниями и секторами промышленности, стандарт энергоменеджмента, сертификация энергоэффективности промышленного оборудования, и других.