Решение проблем по ликвидации накопленного экологического ущерба и вовлечению отходов во вторичный оборот
В настоящее время в Нижегородской области ежегодно образуются более 3,36 млн. тонн твердых бытовых отходов (далее – ТБО). При этом основным способом обращения с образующимися отходами остается их захоронение на 246 свалках без какой-либо предварительной обработки. Значительная часть свалок не соответствует требованиям российского природоохранного законодательства: они обустраивались без какой-либо проектно-сметной документации, вводились в эксплуатацию без разрешительных документов и эксплуатируются с грубейшими нарушениями требований природоохранного законодательства.
Общая площадь земель, занятых свалками и образующих накопленный экологический ущерб, составляет около 600 га.
Такой способ обращения с отходами противоречит международной практике, предусматривающей использование иерархического порядка обращения с отходами и указывающей в качестве наименее предпочтительного способа захоронение отходов на свалках/полигонах без предварительной обработки.
До 2007 года техническое оснащение предприятий, занимающихся сбором и вывозом ТБО, находилось в неудовлетворительном состоянии: износ контейнерного парка и автотранспорта достигал более 80%; в эксплуатации находились экономически неэффективные контейнеры малого объема и устаревшие мусоровозы; укомплектованность предприятий-перевозчиков контейнерным парком и автотранспортом составляла 40% от необходимого.
В настоящее время в Нижегородской области не сформирована единая тарифная политика в области предоставления услуг по обращению с отходами, что приводит к тому, что внутри муниципальных образований тарифы на вывоз отходов различаются более чем в 10 раз (от 40 до 410 руб. / м3).
Аналогичная ситуация сложилась и в сфере нормирования отходообразования: нормы накопления отходов в муниципальных образованиях либо не утверждаются вообще, либо утверждаются формально; удельные показатели образования отходов потребления, различаются (в зависимости от муниципалитета) более чем в 2 раза (от 1,06 до 2,85 м3 в год на одного человека).
Непрозрачная тарифная политика и невозможность прогнозирования возврата вложенных средств препятствуют привлечению инвестиций в развитие сферы обращения с отходами.
Кроме того, сложилась парадоксальная ситуация, когда контролирующие органы вынуждены выносить решения о закрытии свалок из-за нарушений природоохранного законодательства, но (в связи с отсутствием альтернативы) эксплуатация свалок продолжается.
Сложившиеся условия не только создают негативный имидж территории Нижегородской области и снижают ее инвестиционную привлекательность, но приводят к загрязнению окружающей среды, потере вторичных материальных и энергетических ресурсов, выводу земель из хозяйственного оборота, а также к неконтролируемым выбросам парниковых газов.
Таким образом, становится очевидным, что система обращения с отходами в Нижегородской области нуждается в нормативной, организационной и технологической модернизации, подкрепленной системой подготовки квалифицированных кадров.
Основные направления решения сложившихся проблем
В 2007 г. в соответствии с поручением губернатора Нижегородской области В. П. Шанцева была сформирована (при Правительстве Нижегородской области) межведомственная Рабочая группа, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти, деловых и научных кругов, общественности.
Рабочая группа была сформирована в целях совершенствования нормативной правовой базы и оптимизации организационной, технологической и экономической ситуации в сфере обращения с отходами в Нижегородской области, включая ликвидацию накопленного экологического ущерба. Для достижения намеченного предусматривалось, в том числе, решение следующих задач: анализ отечественной и зарубежной нормативной правовой базы; изучение международного опыта в области организационных и технологических решений в сфере обращения с отходами; проведение инвентаризации накопленного ущерба, проведение инвентаризации образующихся отходов, включая их морфологический состав и др.
Одним из результатов деятельности Рабочей группы явилась разработка Концепции областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы», которая была утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года № 431.
В ходе разработки концепции проводились рабочие встречи и переговоры с крупнейшими европейскими компаниями, результатом чего явилось подписание ряда соглашений и контрактов. Также в Нижегородской области были открыты представительства таких известных на мировом рынке компаний, как «ОТТО GmbH», «FAUN GmbH», «Remondis», которые специализируются в области оптимизации обращения с отходами.
6 марта 2009 года областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы» (далее – Программа) была утверждена постановлением Правительства Нижегородской области № 104.
Новацией Программы является переход Нижегородской области на новую систему обращения с ТБО на стадии их сбора, транспортирования и утилизации.
Основные мероприятия Программы предусматривают:
совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами;
минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот;
в целях ликвидации накопленного экологического ущерба - вывод из эксплуатации свалок, не соответствующих экологическим требованиям, по мере ввода в эксплуатацию новых полигонов;
централизацию и укрупнение объектов размещения отходов и сокращение их количества с 246 существующих свалок до 9 комплексов, предназначенных для обслуживания всей территории области; при этом предусматривается определение зон обслуживания и уточнение планируемого объема поступающих отходов;
проектирование и строительство современных мусоросортировочных комплексов с межмуниципальными полигонами для размещения остатков, не пригодных для переработки;
внедрение системы двухэтапного вывоза отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций.
Стратегической задачей для реализации Программы является привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами, за счет чего происходит ее модернизация. Как показывает имеющийся опыт, при заключении долгосрочных контрактов на сбор и вывоз ТБО частные перевозчики способны за счет собственных средств проводить замену контейнерного и автотранспортного парка. Использование современной техники существенно увеличивает рентабельность деятельности по сбору и вывозу отходов.
Необходимым условием для инвесторов, выдвинутым Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, является обязанность инвесторов по проведению своевременной рекультивации рабочих карт ТБО. В инвестиционных проектах предусмотрено ступенчатое заполнение полигонов. При вводе в эксплуатацию новых рабочих карт, отработанные будут закрываться водонепроницаемым экраном с использованием геосинтетической пленки и дальнейшим засыпанием грунтом с высадкой зеленых насаждений. На закрытых картах будет предусмотрен отвод биогаза. В период после рекультивации полигонов будет организована система мониторинга окружающей среды.
До момента ввода в эксплуатацию новых полигонов все действующие санкционированные свалки подлежат закрытию, после чего должна быть осуществлена их рекультивация. На первом этапе этого процесса Программа предусматривает разработку проектов рекультивации крупнейших полигонов и свалок. По итогам первых двух лет реализации Программы разработан 41 проект рекультивации. Согласно данным, полученным от органов местного самоуправления о действующих объектах размещения ТБО, строительство новых полигонов позволит сократить количество загрязненных территорий и восстановить 450 га земли.
В Нижегородской области на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов с использованием европейского оборудования для минимизации количества размещаемых отходов и реализации принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
В 2012 году завершается четвертый год реализации Программы. За это время произошло значительное увеличение автотранспортного парка и контейнерного парка, соответствующего европейскому уровню. С момента введения практики заключения 5-летних контрактов (по инициативе Правительства Нижегородской области) степень обеспеченности современными контейнерами и мусоровозами достигла 71%, общий объем инвестиций составил более 500 млн. рублей.
В настоящее время на различных стадиях находится реализация проектов строительства новых объектов размещения отходов, что подразумевает крупные финансовые вложения и долгосрочный характер проектов. В этой связи необходимо отметить, что одним из способов обеспечения гарантий для инвестора является четкая и прозрачная логистическая схема (определяющая необходимое количество объектов размещения отходов, а также их зоны обслуживания), которая гарантирует направление потоков отходов на строящиеся полигоны.
Планирование загрузки полигонов создаст общую схему движения ТБО, исключающую бесконтрольность и несанкционированное размещение отходов, и обеспечит сбор и вывоз отходов, образующихся как в многоквартирных домах, так и в частном жилом фонде, гаражных кооперативах и садовых обществах.
В целях ликвидации пробелов в федеральном правовом поле (отсутствие законодательной возможности привязки мусорообразователей к объектам размещения отходов/полигонам) и закрепления соответствующих норм на федеральном уровне Правительство Нижегородской области организовало сотрудничество с Минприроды России.
Правительство Нижегородской области осуществляет координацию работ по разработке генеральных схем очистки территорий муниципальных районов, осуществляемых (в соответствии с закрепленными полномочиями) органами местного самоуправления применительно к сбору, вывозу и утилизации отходов. Генеральные схемы очистки территорий муниципальных районов утверждаются в составе градостроительной документации и в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест; при этом также определяются и потоки отходов. Для осуществления методической помощи муниципалитетам Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработало техническое задание на разработку генеральной схемы. Все районы Нижегородской области активно включились в эту работу.
На региональном уровне (закон Нижегородской области от 23 ноября 2001 года № 226-З «Об отходах производства и потребления», в ред. от 31 июля 2012 года № 98-З) законодательно закреплена «общая схема расположения межмуниципальных объектов размещения отходов на территории Нижегородской области».
В 2011 г. постановлением Правительства Нижегородской области от 26 августа 2011 г. № 669 были внесены изменения в типовой порядок обращения с отходами строительства и сноса, предусматривающие обязательное согласование регламента обращения со строительными отходами в Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Такая система согласования позволяет организовать необходимый контроль над деятельностью строительных и ремонтных организаций в части обращения с образующимися отходами строительства и сноса.
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области совместно с Министерством инвестиционной политики Нижегородской области и Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществляет контроль выделения земельных участков под объекты размещения отходов, согласно логистической схеме, утвержденной Программой.
В настоящее время проводится активная работа по организации и строительству 4 новых межмуниципальных полигонов.
Самым крупным инвестиционным проектом (инвестор – ООО «МАГ Груп»; инвестиционное соглашение с Правительством Нижегородской области от 01.11.2010 г. № 225; общий объем инвестиций — около 1.5 млрд. руб.) является строительство полигона для обслуживания г. Нижнего Новгорода, г. Дзержинска и Володарского района. Инвестор за счет собственных средств осуществляет строительно-монтажные и иные работы, необходимые для строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди объекта. Проект предусматривает строительство объекта на площади 70 га с ежегодным поступлением 850 тыс. тонн отходов в течение 20 лет. Инфраструктура проекта предусматривает участки по переработке строительных отходов, сортировке и дроблению крупногабаритных отходов. Объект введен в эксплуатацию 1 июля 2012 года.
В Выксунском районе осуществляется реализация проекта строительства межмуниципального полигона для обслуживания Выксунского, Навашинского и Кулебакского районов. Площадь планируемого объекта – 9,6 га, мощность полигона – 50 тыс. тонн отходов в год в течение 20 лет. Общий объем инвестиций ООО «Перспектива-Эко» в проект составит 218 млн. руб. Срок ввода в эксплуатацию – 2013 год.
Инвестиционный проект в Богородском районе предусматривает строительство межмуниципального полигона для обслуживания Богородского, Павловского, Вачского и Сосновского районов. Площадь планируемого объекта – 15,5 га, мощность – 130 тыс. тонн отходов/год.
В Вадском районе предполагается строительство межмуниципального полигона для обслуживания 12 районов, расположенных на южных территориях Нижегородской области. Строительство данного объекта предполагается осуществить на площади около 30 га с ежегодным поступлением 170 тыс. тонн отходов в течение 20 лет. Ориентировочный объем инвестиций составит 400 млн. руб.
В Городецком районе осуществляется строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для обслуживания семи районов (Городецкого, Сокольского, Ковернинского, Борского, Семеновского, левобережных частей Воротынского и Лысковского районов) с населением около 270 тыс. человек. Для реализации данного проекта была выбрана форма государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения: проект реализуется полностью за счет средств, привлеченных инвестором. Нижегородская область предоставляет земельный участок под строительство и оказывает поддержку инвестору в рамках законодательства Российской Федерации. Контроль проекта осуществляется Правительством Нижегородской области на всех стадиях реализации (проектирование, строительство, эксплуатация). С момента ввода в эксплуатацию объект будет оформлен в областную собственность. В рамках данного проекта Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области совместно с инвестором просчитали логистическую схему размещения мусороперегрузочных станций с целью оптимизации доставки отходов из районов на объект, предусмотрев строительство 4 мусороперегрузочных станций на территориях, обслуживаемых объектом. Такой подход позволяет уменьшить количество собирающих мусоровозов за счет использования большегрузных транспортных мусоровозов, что позволяет сократить эксплуатационные затраты на ГСМ и ремонт. Прогнозный срок окупаемости этого инвестиционного проекта находится на уровне 7-10 лет. Объект планируется запустить в начале 2013 года.
Наряду с реализуемыми проектами прорабатывается вопрос модернизации системы сбора, транспортирования и утилизации для северных районов Нижегородской области в зоне обслуживания Уренского межмуниципального объекта и юго-востока области в зоне обслуживания Сергачского межмуниципального объекта. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводит мероприятия по выбору инвестора, просчитывает способы организации сбора и транспортирования ТБО на указанных территориях.
Одним из ключевых вопросов является разработка проекта рекультивации полигона ТБО «Игумново». Проект разработан за счет областного бюджета специалистами ЗАО «Институт Чувашгипроводхоз» (г. Чебоксары). Проект предусматривает формирование полигона, обустройство гидроизолирующего саркофага по поверхности, создание так называемого экобарьера для предотвращения распространения загрязнения через подземные воды, а также обустройство сорбционных траншей для очистки свалочного газа. Первый этап рекультивации полигона был начат в 2012 году. Основные работы будут выполнены в 2013-2014 годах.
В зонах обслуживания существующих полигонов ТБО начаты мероприятия по рекультивации закрываемых свалок. В 2010-2012 гг. проведена рекультивация балахнинской и чкаловской свалок ТБО. В 2011 г. выполнен первый этап рекультивации варнавинской поселковой свалки. В 2012 г. проведен первый этап рекультивации сокольской поселковой свалки. На 2013 г. запланировано начало работ по рекультивации свалок в Выксунском, Семеновском, Борском, Городецком, Навашинском, Ковернинском, Кулебакском районах.
Успешность реализации программных мероприятий зависит, в том числе, и от информационного обеспечения отрасли. Центральным звеном этого направления является формирование и ведение регионального кадастра отходов производства и потребления. Цель ведения регионального кадастра – строгий контроль над движением отходов с результатом исключения несанкционированного размещения отходов. Ведение кадастра осуществляется ГБУ НО «Экология региона». База данных регионального кадастра отходов постоянно обновляется и позволяет отслеживать движения массы отходов по территории и за пределами региона. Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 августа 2011 г. № 631 внесены изменения в «Положение о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Нижегородской области», предусматривающие передачу природопользователями данных, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Также планируется внесение изменений в Кодекс об административных нарушениях Нижегородской области, предусматривающих ответственность за непредставление сведений в региональный кадастр. Внесение указанных изменений позволит организовать работу кадастра на твердой правовой основе.
Одним из необходимых условий реализации Программы является работа с общественностью, своевременное информирование населения о развитии системы обращения с отходами производства и потребления в регионе. В целях распространения информации о реализации Программы среди всех целевых аудиторий и возрастных групп населения был разработан целый ряд информационных материалов. Важнейшей задачей является экологическое воспитание молодого поколения - многочисленной и гибкой целевой аудитории, обладающей способностью мгновенно схватывать все новое и имеющей особое влияние на взрослое население. В этой связи был разработан ряд специальных инструментов:
организован и проведен областной конкурс детских рисунков о судьбе отходов;
напечатан тираж книжки-раскраски для школьников младших классов на тему раздельного сбора отходов;
проведен областной Конкурс «Единые Дни Действий в защиту рек Нижегородской области».
В 2013 году в Нижнем Новгороде планируется внедрение раздельного сбора отходов, образующихся у населения, в связи с чем запланирована специальная информационная кампания:
разработаны оригинал-макеты серии из 10 информационных модулей для размещения в печатных СМИ;
напечатан тираж двух информационных буклетов, которые будут распространяться в 2 волны;
разработан дизайн и оригинал-макет магнита на холодильники, призванного стать памяткой для жителей Н. Новгорода о правилах раздельного сбора отходов.
Таким образом, реализация Программы позволит к 2014 году максимально приблизиться к нашей стратегической цели – формированию современной системы обращения с отходами, минимизирующей негативное воздействие отходов на всех этапах обращения с ними.
Поднятие уровня Чебоксарской ГЭС — риск для людей и экологии
Вопрос о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 м начал обсуждаться с 80-х годов прошлого века. Понятно, что единственная структура, которая лоббирует этот проект, — это «РусГидро». Их мотивация понятна. Это гипотетически хороший бизнес, предполагающий, мягко говоря, совсем неплохие дивиденды с его реализации. Но самое главное — это целесообразность такого проекта.
Для Нижегородской области поднятие уровня Чебоксарской ГЭС недопустимо. Например, я родился в Борском районе, и я не хочу, чтобы даже пядь моей малой родины скрылась под водой. И со мной солидарны жители всех территорий, а это 13 населенных пунктов, которые могут попасть в зону подтопления. И то, что на бумаге выглядит просто какими-то площадями, для нижегородцев — их дома, их история, в конце концов.
Нас пытаются убедить, что подъем уровня воды даст толчок для улучшения судоходства Волги. Но ради 40 км, которых сейчас не хватает для функционирования Волги как судоходной артерии, поднимать уровень Чебоксарского водохранилища не нужно — достаточно построить низконапорный гидроузел в районе Большого Козино, аналог которого функционирует на Нижнем Дону. Этот проект, по подсчетам экспертов, обойдется бюджету в 40 млрд. руб. Это совсем другие бюджетные средства, не сопоставимые с теми, что планируется потратить на поднятие воды до уровня 68 м.
Проблема нехватки электроэнергии, которая тоже якобы отпадет после поднятия воды, в Нижегородской области будет решена за счет строительства АЭС в Навашинском районе. В ближайшее время наша область сможет не только себя обеспечить электроэнергией, но и делиться с соседними регионами. Спрашивается, для чего тогда рисковать экологией и судьбами людей?
Ведь у нас на территории г. Дзержинска есть непонятные захоронения различных химикатов. И никто до сих пор не может просчитать ущерб, который будет нанесен, если они будут размыты. Это навредит не только нашему, но и следующим поколениям.
И дело не в том, что мы можем эмоционально рассказывать о возможных последствиях. Есть экспертные оценки и конкретные примеры из истории Советского Союза, где четко и ясно была определена целесообразность отметки именно на уровне 63 м.
Вполне естественно, что кроме «РусГидро» в поднятии уровня Чебоксарского водохранилища могут быть заинтересованы жители близлежащих регионов. Например, сами чебоксарцы. Но если нижегородская относительно чистая вода смешается с их водой, то получится с оптимистической точки зрения получистая, а с пессимистической — полугрязная вода. Но ни то ни другое неприемлемо для нижегородцев. Кроме того, эксперты говорят о том, что в результате подъема уровня воды течение Волги может замедлиться в пять раз. Это, в свою очередь, приведет к заболоченности и гибели существующей флоры и фауны.
Можно предположить, что кто-то искренне беспокоился о проблеме судоходства. Но Волга — это река, которая принадлежит всему миру, и так играться природой недопустимо. Не только у нас в стране, но и в мире, в частности в Канаде или Армении, есть примеры, когда там пытались запустить реки вспять, — к каким экологическим последствиям это привело? Поэтому переиначивать то наследие, которое принадлежало нашим предкам и должно принадлежать нашим потомкам, — это верх безрассудства.
В конце сентября в Общественной палате РФ в Москве состоялись слушания по экологическим аспектам реализации этого проекта, на которых представители Нижегородской области и Республики Марий Эл высказались против реализации такой инициативы, так как социально-экономические и экологические последствия подъема многократно превышают предполагаемую выгоду проекта. Размер потерь, которые при этом могут быть, в первом приближении подсчитаны на уровне 1,5 трлн. рублей. Это разовые потери, а посчитать потери, связанные с безвозвратным затоплением земель и исторических памятников, гибелью экосистем — просто невозможно.
Исполнительная и законодательная власти Нижегородской области направили все соответствующие официальные документы руководству страны. И я надеюсь, что наша принципиальная позиция будет услышана, и в течение полугода в этом вопросе будет поставлена точка.
А.В. Вайнберг, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию