СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Управление электричеством: кнопка вкл/выкл или интеллектуальные системы?

Управление электричеством:  кнопка вкл/выкл или интеллектуальные системы?
19.11.2012
В Государственной Думе РФ на заседании Рабочей группы "Инновации в электроэнергетике" депутаты, представители ОАО "Роснано", фонда "Сколково", ГК "Росатом", ученые, интеграторы высокотехнологичных решений сошлись на том, что инновационные элементы энергосистем все еще "вне закона". Необходимо придать им легитимность. Речь шла о системах накопления электроэнергии, которые, в частности, позволяют в ночное время, когда энергия дешевая, накапливать ее, а в дневное время, на пике цены и потребления, выдавать в сеть. Такие накопители производятся на аккумуляторных батареях большой энергоемкости - АББЭ. Для России сегодня АББЭ, по словам Леонида Неганова, заместителя директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ - "технический вызов!". Однако пионеры производства и внедрения таких систем готовы предъявить решения по накоплению энергии, чтобы опытным путем посчитать экономику владения, решить вопросы технического плана. "Управлять потреблением энергии можно и на уровне частного дома, и на промышленном предприятии - от малого до крупного, и на уровне распределительных сетей при передаче энергии, - отмечает Вячеслав Колесников, Генеральный директор компании "СПТ". К тому же, системы накопления существенно снижают объем подключаемой мощности и повышают надежность электроснабжения, что очень важно для потребителей первой и особой категорий: серверов, особо опасных производств, аэропортов, больниц. "Решения "в железе" по накопителям энергии, источникам бесперебойного питания на АББЭ в России готовы. Для их внедрения необходимо устранять законодательные и административные барьеры" - констатирует Вячеслав Колесников.

Что меняем?

Сегодня ответственность за энергоснабжение лежит на энергосистеме. Оборудование системы изношено, требуется резервирование под пиковые нагрузки, объекты генерации не в состоянии останавливать свои мощности в ночные часы спада потребления и продолжают вырабатывать энергию практически "вхолостую". К примеру, резерв Московской энергосистемы во время дневного спада потребления составляет не менее 0,7 ГВт на протяжении 6 дневных часов; резерв между дневным и ночным потреблением составляет не менее 4ГВт на протяжении 7 ночных часов (с 11 вечера до 6 утра). Системы накопления энергии, которые могут работать и в режиме "генерация", и в режиме "потребление", дают потребителю возможность управлять процессом, а значит - снижать потери и "удерживать, а то и снижать тарифы", по мнению Алексея Кашина, управляющего партнера НП "НАЭВИ". Но именно из-за этой "двойственности" - генерация/потребление - системы накопления энергии не квалифицированы на рынке мощности, локальный потребитель не может продать в сеть излишки электроэнергии. "Пока "сетевой накопитель" - лишь модные слова, этот элемент в энергосистеме не узаконен - отметил Антон Крючков, Директор по энергетике ООО "Мобэл". - Нужны отраслевые правила, необходима позиция системного оператора".

"Необходимо менять закон об электроэнергетике - отметил Сергей Цырук, заместитель проректора МЭИ. - Потребитель должен стать полноправным субъектом, а сегодня он исключен из процесса формирования цены на услуги по предоставлению электроэнергии". По словам г-на Цырука, ученые МЭИ провели исследование современных систем аккумулирования энергии, в качестве наиболее перспективных рассматриваются отечественные системы на литий-ионе.

Сегодня отраслевые стандарты, правила и требования прописаны под свинцово-кислотные или щелочные аккумуляторы и не рассматривают требования на АББЭ. Например, Правила охраны труда обязывают иметь на предприятии специально оборудованную комнату под замену батарей. Но для герметичных, имеющих третий класс опасности литий-ионных аккумуляторов необходимости в такой комнате нет, что и является одним из их преимуществ. Отсутствие стандартов и технических требований со стороны энергетических компаний (ОАО ФСК ЕЭС, ОАО РусГидро, ОАО Газпром и др.) значительно затрудняет аттестацию новых типов оборудования. Наконец, частные компании не имеют достаточных средств для ведения собственных разработок и неспособны оплачивать НИОКР, не разработаны механизмы возврата потраченных на НИОКР средств со стороны частных инвесторов.

Прозвучало множество предложений - от пилотной Программы по разработке и внедрению систем управления энергией до единой инновационной стратегии развития электроэнергетики. "Есть отдельные законы, подзаконные акты - нот нет системного подхода, нет стратегического управления инновационной деятельностью - отметил Алексей Конев, Директор по инновациям Российского энергетического агентства. - Нужна синхронизация НИОКР, новые технические требования, четкое понимание - какие задачи мы хотим решить."

Компания "Лиотех" внесла на рассмотрение Рабочей группы целый пакет поправок. "Мы проанализировали нормативную базу, сегодня применять батареи на литий-ионе в качестве источника центрального аварийного электроснабжения зданий невозможно, допустимы только никель-кадмиевые и свинцово-кислотные аккумуляторы - говорит Александр Ерохин, Генеральный директор ООО "Лиотех". - Мы производим литий-ионные аккумуляторы (ЛИА), наши партнеры делают на их основе источники бесперебойного питания, накопители энергии, другие партнеры внедряют эти решения в экономику. Но тут встает вопрос курицы и яйца. Нам необходимо реализовать пилоты, показать потребителю наши решения с технической, экономической стороны. А нормы не позволяют. Но чтобы поменять нормы, нужно собрать "доказательственную базу" на основании внедренных решений. Так что первично? На наш взгляд, нужно идти параллельно обоими путями - реализовывать пилотные проекты и менять нормативную базу". 

Александр Степанов, начальник Управления Департамента градостроительной политики Москвы, готов включиться в процесс создания условий для внедрения инноваций: "Очевидно, необходимо вносить проекты нормативных актов по нормированию и стандартизации, которые Департамент готовит совместно с Министерством регионального развития РФ".

Где внедряем?

Николай Складнев, председатель Технического совета фонда "Сколково" рассказал, что в Пермском крае ГК "Ренова" сдан в эксплуатацию 16-этажный жилой дом, где установлен накопитель энергии малой мощности, от которого ночью запитывается освещение в подъезде. Такой же проект скоро будет реализован в Свердловской области. "Чем дороже киловатт-час - тем больше желающих установить накопители. И задачу вижу не только в пилотном, а в последовательном, массовом внедрении таких систем, без увеличения стоимости проектов" - отметил г-н Складнев.

По информации Владимира Лихтермана, советника Президента ОАО "ТВЭЛ", ГК "Росатом" оценила преимущества литий-ионных аккумуляторов и в настоящий момент уже внедрила электробус и электро-Газель на одном из своих заводов, приступает к установке пилотных накопителей для промышленных ИБП. Кроме того, совместно с ОАО "Роснано" в Новосибирске будет построено производство катодно-анодного материала для литий-ионных аккумуляторов. Также запланировано строительство мощностей по утилизации ЛИА, что, наряду с экологическими вопросами, позволит вернуть материалы в технологический процесс.

Подводя итоги заседания Рабочей группы, ее сопредседатель, депутат Андрей Крутов подтвердил готовность законодателей инициировать изменения ведомственных нормативных актов и федерального законодательства. Эти изменения продиктованы требованиями времени, поддержаны производителями, интеграторами, проектировщиками, учеными, представителями органов исполнительной власти. Председатель Рабочей группы депутат Иван Грачев отметил, что опыт законодательной поддержки инноваций есть. Так, например, в закон об энергоэффективности были внесены поправки, устанавливающие в качестве требований к программам в области энергосбережения наличие электрических транспортных средств.



Ответственный Секретарь Рабочей группы Инна Шевченко
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"