17 октября 2012г., 14.15 (к. 420, Георгиевский пер., д. 2) состоится заседание Комитета Государственной Думы по энергетике в ходе которого планируется рассмотреть законопроект №83773-6 О внесении изменения в статью 16 Федерального закона
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Законопроект вносится Новгородской областной Думой.
Внести в часть 2 статьи 16 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711) изменение, заменив цифры «2012» цифрами «2015».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона №83773-6 «О внесении изменения
в статью 16 Федерального закона «Об энергосбережении и
повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23 ноября
2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») обязательное энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 года должны пройти все органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 миллионов рублей за календарный год, организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Однако конкретный перечень указанных организаций (включая категорирование потребителей) в настоящее время отсутствует. Примерная количественная оценка объектов, которые подлежат энергетическому обследованию, колеблется от 0,5 до 1,5 миллионов.
В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление деятельности по проведению обязательного энергетического обследования возможно только лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области энергетического обследования. В Государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (Минэнерго России, по состоянию на 11.01.2012) зарегистрировано 126 СРО. Количество энергоаудиторов, входящих в СРО, превышает 5 тысяч организаций. Исходя из изложенного, на каждого энергоаудитора в среднем приходится до 300 обязательных энергетических обследований.
Как показывает практика опытная энергоаудиторская фирма, располагающая достаточным количеством профессионально подготовленных
сотрудников, необходимым методическим обеспечением, приборно-аппаратурной базой и программным обеспечением, за год может провести не более 30-40 энергетических обследований (4-5 промышленных предприятий, 25-35 объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального
хозяйства).
Кроме того, следует отметить, что итоговым результатом проведенных энергетических обследований является энергетический паспорт.
Поскольку в настоящее время отсутствуют методические рекомендации по заполнению форм энергетического паспорта, установленных Минэнерго
России (приказ от 19.04.2010 № 182), каждая СРО самостоятельно разъясняет своим членам порядок заполнения энергетического паспорта. Паспорта, утвержденные саморегулируемой организацией и направленные для регистрации в Минэнерго России, как правило, получают отрицательные заключения или длительное время остаются без ответа. В настоящее время в Минэнерго России на рассмотрении и регистрации находится несколько тысяч энергетических паспортов, из которых только около 700 энергетических паспортов были зарегистрированы.
Исходя из изложенного, выполнение требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части проведения обязательного энергетического обследования в срок до 31 декабря 2012 года не представляется возможным.
Кроме того, невозможность проведения обязательного энергетического обследования в текущем году также обусловлена:
возможностью проведения энергетического обследования только в период отопительного сезона;
ограничением роста тарифов на коммунальные услуги, что не позволило в тарифах для организаций коммунального комплекса на 2012 год предусмотреть расходы на проведение энергоаудита;
отсутствием затрат на проведение энергоаудита в сметах доходов и расходов на 2012 год большинства организаций с участием муниципального образования.
Увеличение сроков проведения первого обязательного энергетического обследования поможет решить часть указанных проблем, а так же снизит нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части затрат на проведение энергетического обследования для организаций с участием государства или муниципального образования.
Следует также отметить, что Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая изложенное, а также обращения лиц, обязанных организовывать и проводить энергетические обследования, о необходимости продления предельного срока проведения первого обязательного энергетического обследования до 31 декабря 2015 года, предлагается внесение соответствующего изменения в часть 1 статьи 16 Федерального закона.