СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

В Правительстве России обсудили ход подготовки объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов

В Правительстве России обсудили ход подготовки объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов
26.09.2012
26 сентября 2012 года состоялось селекторное совещание «О ходе подготовки объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов»

В своем выступлении Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Межведев отметил что по состоянию на 1 сентября текущего года готовность жилищного фонда примерно 90%, котельных – на 87%, теплосетей и водопроводов – около 91%. Всего на эти цели по подсчётам в бюджетах нашей страны, в бюджетах субъектов Федерации запланировано 219 млрд рублей. Фактически поступило около 150 млрд, то есть 70%. Что настораживает? Настораживает то, что почти на 17% выросла задолженность предприятий ЖКХ за потреблённые топливно-энергетические ресурсы. Это плохо. Эта задолженность составляет около 100 млрд рублей. Нужно регионам вместе с органами местного самоуправления, правоохранительными органами навести здесь порядок, принять меры по ликвидации задолженности. До 5 декабря соответствующая информация должна быть направлена в Минэнерго России и в Минрегион России, а действовать нужно, конечно, раньше. Это просто свод информации.
Итоговый документ о завершении паспортизации объектов энергетики, жилищно-коммунального сектора должен быть представлен в Правительство (я имею в виду Минэнерго вместе с Мирегионом и Ростехнадзором) в срок до 15 ноября. В этот же срок Министерство обороны должно обеспечить готовность своих подведомственных объектов и представить в Правительство соответствующий доклад.

Далее приводим выдержки из стенограммы заседания:

Теперь уже можно начать общение. Сначала для короткой информации, подчёркиваю, короткой, коллеги, информации, я дам высказаться Министерству энергетики и Минрегиону. Александр Валентинович (обращаясь к А.В.Новаку), пять минут максимум. Пожалуйста.
А.В.Новак (министр энергетики Российской Федерации): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Действительно, подготовка к осенне-зимнему периоду уже вступила в завершающую стадию, и сегодня уже на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях начался отопительный сезон. В ближайшее время он наступит уже на Дальнем Востоке, в Сибири и в европейской части России.
В этом году министерство проработало и усовершенствовало нормативно-правовую базу. Не буду подробно на ней останавливаться, скажу лишь, что внесены изменения в федеральные законы, Кодекс об административно-правовых нарушениях, различные правила и приказы. В результате по вашему, Дмитрий Анатольевич, поручению ужесточена ответственность за несвоевременное заключение договоров на поставку топлива, а также за ненакопление топлива в соответствии с утвержденными нормативами.
Минэнерго были сформированы соответствующие комиссии, утверждён график проверок предприятий. Всего в этом году планируется проверить 74 субъекта электроэнергетики, или 536 предприятий. Срок окончания, как вы сказали, 15 ноября. По состоянию на сегодня проведена проверка готовности к ОЗП Норильско-Таймырской энергетической компании, паспорт готовности выдан без замечаний. В настоящее время проводится проверка «Чукотэнерго». В срок до 1 ноября будут проинспектированы теплоснабжающие, теплосетевые организации муниципальных образований.
Хочу отметить, что в этом году мы провели восемь кустовых совещаний в федеральных округах с участием каждого субъекта Российской Федерации, выявили проблемы, отмониторили ситуацию, поставили задачи по решению тех вопросов, которые возникали в процессе обсуждения подготовки.
Докладываю текущую ситуацию. Как вы уже отметили, по углю и мазуту у нас стабильная ситуация, выше нормативных потреблений. На следующем слайде я хотел бы обратить внимание на отдельную проблему. В связи с увеличением доли потребления газа котельными появились риски повышенные по теплоснабжению потребителей. Здесь мы договорились о том, что в тех регионах, где такие риски высоки, необходимо представить в Министерство энергетики согласованные с «Газпромом» графики ограничения подачи газа, утвердить соответствующий набор комплексных мероприятий. Такие поручения даны субъектам Российской Федерации и руководителям объектов электроэнергетики.
Особое внимание мы уделяем вопросу топливообеспечения тепловых электростанций и, в частности, по отдельному поручению Президента Российской Федерации, организовываем контроль утверждения с субъектами Российской Федерации норматива запаса топлива в котельных. К сожалению, на сегодня пока всего 44 субъекта Российской Федерации подготовили и утвердили нормативы запасов и только 39 субъектов предоставили фактические данные по запасам топлива на 1 сентября 2012 года.
Следующий слайд. Выполнение ремонтных программ здесь идёт по графику, так же, как вы отметили. Отдельные отставания есть по турбоагрегатам и котлоагрегатам относительно ранее утверждённого графика. Но хочу сразу отметить, что отставание обусловлено в основном задержками поставок оборудования, и все ремонты, которые были предусмотрены графиком, перенесены и согласованы с системным оператором. В целом по линиям электропередачи ремонты идут в графике на уровне 99–100%, по тепловым сетям – 84%, по трансформаторам – на 95%. Мы осуществляем контроль. По нашей оценке, перенос, согласованный с системным оператором, не влияет на прохождение осенне-зимнего периода, и в большинстве случаев до конца года недостатки будут устранены.
Что касается инвестиционных программ. Как ранее я вам докладывал, в этом году планируется ввести 6 ГВт генерирующих мощностей, по состоянию на сегодня уже 1,8 ГВт введено и более 7 тыс. км сетей. В основном находимся в графике.
Также Министерством энергетики завершена работа по определению регионов с высокими рисками нарушения энергоснабжения потребителей. В этом году мы утвердили шесть таких регионов, где при отключении одного элемента энергосистемы вводятся графики временного отключения потребителей. И мною подготовлен, подписан приказ с мероприятиями по снижению рисков нарушения электроснабжения в вышеуказанных регионах. И мы, естественно, на особом контроле держим эту ситуацию в данных шести регионах. Не буду перечислять, на слайде все видят.
Как я говорил об организации кустовых совещаний, на следующем слайде показаны основные результаты. Не буду также на них останавливаться.
Прошу поставить следующий слайд. В части оснащения автономными источниками, я хотел бы здесь обратить особое внимание, что сегодня у нас имеется в наличии 28 926 автономных резервных источников электроснабжения, в том числе постоянных и резервных. Дополнительная потребность составляет 14 620, это почти 50% от того, что мы сегодня имеем.

Д.А.Медведев: И что мы делать собираемся по поводу этих 14 тыс.?

А.В.Новак: Дмитрий Анатольевич, мною поставлена была задача на этих совещаниях по федеральным округам, с тем чтобы субъекты Российской Федерации данную потребность закрыли в течение трёх лет в рамках вот такой трёхлетней программы.

Д.А.Медведев: То есть создали программы региональные по приобретению резервных источников?

А.В.Новак: Безусловно, да. И мы особое внимание этому уделили, потому что от этого зависит на самом деле, в случае возникновения какой-то чрезвычайной ситуации, возможность манёвра по восстановлению электроснабжения.

Д.А.Медведев: Мы как-то субъектам можем помочь здесь в реализации этих программ?

А.В.Новак: В принципе, здесь, на мой взгляд, средства не совсем такие уж огромные для субъектов. По нашим оценкам, это составляет на три года примерно 10 млрд на все субъекты Российской Федерации…
Д.А.Медведев: 10 млрд?
А.В.Новак: …то есть по 3 млрд в год на 83 субъекта, там, где особая ситуация…
Д.А.Медведев: Ну да.
А.В.Новак: Мы говорили об этом на совещаниях, и руководители готовы закрыть.
Д.А.Медведев: То есть в целом руководители готовы этим заниматься сами? Ну хорошо, если так. Ладно.
А.В.Новак: И на следующем слайде... Я хотел бы просто прокомментировать, что мы в графике идём по расчистке просек нашими сетевыми компаниями и созданию мобильных подразделений. Количество техники примерно на 3–5% больше, чем в прошлом году. То есть здесь, по оценке наших предприятий, достаточно и мобильных подразделений, и количества техники, и количества бригад, для того чтобы закрывать вопросы, связанные с ликвидацией аварийных ситуаций.
Пожалуйста, дальше. На этом графике… Я хотел бы попросить, Дмитрий Анатольевич, дать следующее поручение по результатам нашего совещания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить безусловное выполнение в полном объёме утверждённых планов по подготовке предприятий электроэнергетики и доложить о результатах до 10 ноября, обеспечить разработку схем теплоснабжения поселений и городских округов в соответствии с законом «О теплоснабжении». К сожалению, здесь мы пока в настоящее время видим проблему. С 2010 года закон был утверждён, но до сих пор не все субъекты Российской Федерации утвердили эти схемы теплоснабжения. Просим ещё раз дать поручение, и мы будем также контролировать. И также субъектам Российской Федерации необходимо утвердить показатели удельных расходов и запасов топлива. Как я сказал ранее, примерно половина субъектов до настоящего времени этого не сделала. Кроме этого мы просим также Министерство транспорта совместно с РЖД и другими заинтересованными органами организовать бесперебойную перевозку топлива в период подготовки и прохождения осенне-зимнего периода и просим это включить в протокол. Доклад закончен. Спасибо.
Д.А.Медведев: Ладно. По поручениям я в конце выскажусь, чего и как давать. Учтём, естественно, и ваши предложения.
Теперь начнём общение, но ещё несколько слов Минрегион пусть скажет, и потом уже будем с регионами непосредственно общаться. Владимир Игоревич (обращаясь к В.И.Когану), пожалуйста, вам слово.
В.И.Коган (заместитель министра регионального развития –руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству): Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Добрый день участники совещания! Я остановлюсь очень коротко… Дмитрий Анатольевич, вы обратили внимание, что у нас план подготовки к зиме хотя и в высокой степени готовности, но практически по всем показателям у нас он не выполнен на 100, поэтому я абсолютно коротко обращу внимание на все эти показатели.
Подготовка жилищного фонда. Отстают: Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Чувашия, Камчатский край, Волгоградская область.
Подготовка котельных. Отстают от показателей: Волгоградская, Калининградская и Самарская области. Ветхих, аварийных сетей отремонтировано достаточно много (10 тыс. км), но опять отставание: Башкортостан, Калужская, Орловская, Томская области.
По подготовке водопроводных сетей. Отставание от графика (у нас общий показатель 90%), но отставание у нас: Волгоградская, Вологодская, Калужская, Магаданская области.
По запасам топлива. У нас практически запасы топлива на 91%, поэтому мы считаем, что они сейчас дозавезут, я с ними проводил селектор 12 сентября.
Самой серьёзной проблемой, как вы отмечали, является задолженность предприятий ЖКХ за ранее потреблённые ресурсы, топливно-энергетические ресурсы. У нас катастрофически, я считаю: Ульяновская область – почти 7 млрд, Свердловская область – 6,5 млрд, Тверская область – 4,5 млрд, Московская – 4,5 млрд, Волгоградская – 4,2 млрд рублей. Нами подготовлен по поручению Дмитрия Николаевича Козака… 
Д.А.Медведев: Какие ещё области? Свердловская?..
В.И.Коган: Свердловская – 6,5, Тверская – 4,57, Московская – 4,52, Волгоградская – 4,12, остальные уже уходят за 3 млрд. Основная здесь проблема – это банкротство работающих на арендном имуществе организаций. Организация не оплачивает долги за топливо, электроэнергию, имущества у неё нет, оно арендовано. Она это имущество передаёт в аренду другой организации, которая через два-три года опять накапливает долги, опять банкротится. Нами подготовлен список из 1800 организаций, это уже совсем такие беспредельные, которые более чем на 10% превышают дебиторскую задолженность. Они 30 августа были переданы в МВД и Росфинмониторинг, поэтому просьба дать поручение этим организациям с ними разобраться, с этими 1800, и, где надо, возбудить уголовное дело.
Плюс нами разработан ряд постановлений, которые делают более прозрачным заключение ТСЖ и управляющими компаниями договоров на потребляемые энергоресурсы, в том числе и так называемые расщепляющие платежи, где за каждый энергоресурс идёт отдельный платёж. Всё, доклад закончен.
Д.А.Медведев: Спасибо, Владимир Игоревич. Давайте послушаем, что и как, особенно в тех регионах, где есть проблемы. Давайте начнём с Дальнего Востока, это справедливо. Приморский край включите.
В.В.Миклушевский (губернатор Приморского края): Дмитрий Анатольевич, добрый день!
Д.А.Медведев: Добрый день, добрый вечер, Владимир Владимирович! Ну что, как у вас там дела?
В.В.Миклушевский В целом, Дмитрий Анатольевич, мы к отопительному сезону готовы. Сейчас кратко расскажу без излишних подробностей. У нас отопительная работа ведётся давно, по сути, с начала года. Ещё не закончился прошлый отопительный сезон, мы начали уже подготовку. У нас ситуация такая: на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства у нас близко к 100% готовность; по котельным – 98,5%; по тепловым сетям – 99%; по центральным тепловым пунктам – 100%; по водопроводным – 99%. То есть, по сути, с учётом того, что у нас отопительный сезон начинается 15 октября мы в общем готовы. И вообще, мы хотим по нашей части, по нашей зоне ответственности к 1 октября быть полностью готовыми.
На предприятиях топливно-энергетического комплекса чуть поменьше проценты, но они тоже в норме. Мы с Минэнерго в постоянном контакте, и там тревоги у нас не вызывает.
Из многоквартирных домов подготовлено 98%, объекты образования, здравоохранения, социального назначения – 99% с небольшим плюсом. Таким образом, у нас в этой части проблем, как мы понимаем, нет. Специально созданными комиссиями с участием представителей Управления дальневосточной федеральной службы по техническому, экологическому и атомному надзору, специалистов жилищного надзора проводится проверка готовности муниципальных образований, предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. И эти цифры - на основании этих проверок.
Мы по приказу, о котором говорил министр энергетики, входим в перечень шести регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения. Это обусловлено двумя причинами – недостаточная генерация, то есть нам нужны перетоки, особенно в южную часть Приморского края, и вторая причина – это незакольцованность. Поэтому сделан план мероприятий, он, собственно говоря, утверждён как раз приказом министра, Александра Валентиновича (А.В.Новака). По этому плану выполнено строительство ВЛ-500 Чугуевка–Лозовая–Владивосток, введена в эксплуатацию ВЛ-220 кВ Приморская ГРЭС (НПС) и Лесозаводск (НПС), завершено строительство заходов, но я тут подробности, Дмитрий Анатольевич, не буду называть, то есть мы работаем. В конце сентября будут введены в эксплуатацию котлоагрегаты 7 и 8 на сжигание природного газа Владивостокской ТЭЦ-2. Я напомню, там их 14 всего, из них восемь будут на газе работать, а шесть – пока на угле. Мы планируем ещё четыре перевести на газ в следующем году, а два всё-таки оставить на угле как на аварийном топливе. И мазут ещё как топливо резервное.
В прошлый отопительный сезон, я вам докладывал, были проблемы с гидратными пробками на газопроводе. Газовики об этом знают, работу ведут, мы с ними в постоянном контакте. И в принципе мы готовы пройти этот отопительный сезон уже с меньшими рисками.
Дальше хотел бы сказать об уже тоже обозначенном Александром Валентиновичем резервном электроснабжении. У нас имеется 398 дизель-генераторов суммарной мощностью более 22 МВт. Мы должны иметь примерно 25, поэтому 3 МВт мы должны будем в течение трёх лет докупить, мы к этому готовы.
Теперь о наличии топлива. У нас по жилищно-коммунальному хозяйству: мазут – 103%, уголь – 100%, дизельное топливо – 101%. По топливно-энергетическому комплексу: мазут – 89%, но там тоже тревоги нет, по графикам всё будет завезено, а по углю большой запас – 164%. Кроме этого мы проводили обучение, 1712 человек прошли, соответственно, обучение. 567 аварийных формирований сформировано, численный состав составляет 3412 человек и 943 единицы специальной техники. Также сделан у нас финансовый запас в сумме 364 млн рублей. Всего же на отопительный сезон 2012–2013 годов затраты составят 13,9 млрд рублей, в том числе ТЭК – 1,7 млрд рублей, ЖКХ – 12,2 млрд, из них бюджетных денег, наших 3,9 млрд, остальное – это деньги организаций.
Д.А.Медведев: Владимир Владимирович, вы в целом как оцениваете ситуацию? Потому что цифры вполне оптимистические. Готовы вы?
В.В.Миклушевский: Дмитрий Анатольевич, мы по всем нашим гражданским объектам готовы. Вызывают опасения у нас только военные городки, которые мы должны принять. Сейчас комиссия ведёт их приёмку. Всего мы должны принять 371 городок. Сегодня создано 38 комиссий с участием Пятой армии, Тихоокеанского флота. Пока обследовано 215 военных городков, но мы эту работу завершим до 1 октября. Там есть, конечно, серьёзные недостатки в части готовности жилищного фонда. На сегодняшний день у нас всего 716 многоквартирных домов в этих обозначенных мной военных городках. Там готовность составляет 74%.
Теперь по запасам угля. Пока, на 26-е число, это 19% всего от запланированного накопления на начало отопительного сезона. Конечно, у нас это вызывает тревогу.
Д.А.Медведев: Это где, в военных городках?
В.В.Миклушевский: В военных городка, да. Ну и 121 котельная обслуживает все эти военные городки, уровень подготовки 44% пока. Вот такие цифры. Но там тоже наши жители, мы их не делим, военные они или не военные…
Д.А.Медведев: И не должны делить.
В.В.Миклушевский: Правильно, абсолютно верно, поэтому вот это вызывает у нас тревогу. Честно говоря, поэтому хотелось бы этот вопрос, Дмитрий Анатольевич, обозначить как проблемный, потому что это не в нашей зоне ведения пока, до приёмки. У нас работает ОАО «Славянка» по подготовке и РЭУ «Приморский», которые являются подведомственными организациями Минобороны. Доклад закончен.
Д.А.Медведев: Спасибо. Делаю такой вывод: в целом по объектам у вас всё более-менее нормально, по военным городкам информация принята к сведению. Здесь министр находится, потом соответствующим образом это прокомментирует. Спасибо. Включите Саха (Якутию).
Е.А.Борисов (президент Республики Саха (Якутия)): Добрый день, Дмитрий Анатольевич! В студии Борисов. Здесь руководители всех подразделений, которые занимаются жилищно-коммунальным хозяйством. У нас по Республике Саха (Якутия) все организационные мероприятия проведены. Сегодня республика уже приступила к зимнему периоду, отопительный сезон у нас начался с 8 августа, и сегодня все котельные хозяйства, объекты энергетики в принципе готовы. Мы на подготовку к зиме израсходовали 21 млрд рублей, из них 8 млрд рублей на завоз топлива, твёрдого и жидкого. В основном задачи с доставкой топлива на места уже завершены в навигации этого года. На модернизацию, реконструкцию и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и на энергетику израсходовано 12,3 млрд рублей. На капитальный ремонт жилья, который сейчас проводим и до конца октября закончим, израсходовано 657 млн рублей – это на 293 многоквартирных дома, поэтому задача в принципе сегодня решается. Для нас это очень ответственная, традиционная кампания, без этого, конечно, нам очень трудно жить, поэтому ответственность понимаем, и, соответственно, организационная работа проводится на более высоком уровне. Мы в этом плане средств не жалеем: по сравнению с прошлым годом рост расходов на 3,5 млрд. В основном мы сейчас ведём именно модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, построили 74 новых котельных комплекса. Конечно, это всё требует определённого роста расходов. У энергетиков сегодня тоже объекты полностью подготовлены. 125 локальных дизельных электростанций, гидроэлектростанций и тепловые станции, ГРЭС в городе Якутске – все прошли определённые ремонтные работы, поэтому Республика Саха (Якутия) сегодня готова к зимнему периоду. Дай Бог, чтобы не было у нас в течение восьми месяцев каких-то эксцессов, форс-мажорных ситуаций. К сожалению, такие случаи бывали. Для этого мы создали определённый резерв и 164 мобильных аварийных отряда, которые с учётом опыта работы прошлых лет готовы будут принимать соответствующие меры.
Но у нас есть вопросы, на которые хотелось бы обратить внимание руководства Правительства Российской Федерации.
Д.А.Медведев: Обратите.
Е.А.Борисов: Конечно, первый вопрос – по методике определения начала отопительного сезона. Он определяется внешней температурой воздуха, но мы в этом году пошли на нарушение этого требования и сделали уже начало сезона с учётом внутреннего температурного режима, внутри зданий, то есть насколько низкая температура будет внутри зданий, потому что она не зависит в некотором роде от внешней температуры. Исходя из этого мы начали сезон чуть раньше, чем было в прошлых годах. Это удовлетворило людей и, соответственно, социальные наши объекты. Это первое. Мы хотели бы, чтобы каким-то образом пересмотрели эту методику определения начала отопительного сезона. Это относится к полномочиям Министерства регионального развития.
Второй вопрос: у нас дополнительно появились расходы на 1,7 млрд рублей за счёт повышения цены на нефть. Мы заложили их в бюджет, по определённым требованиям Министерства экономического развития и Министерства финансов Российской Федерации, но, к сожалению, в рамки этих дефляторов мы не уложились. У нас повышение цены произошло вместо 2% до 28–30% на нефть, дизельное топливо, поэтому мы хотели бы (и мы уже поставили в известность Министерство финансов в этом плане) предусмотреть и определённую поддержку на эти дополнительные расходы.
Следующий вопрос. Мы просим Министерство обороны Российской Федерации обратить внимание на Тикси-3 в связи с тем, что уехали военные, там остался целый посёлок на 400 человек. Им сейчас занимаются, мы вчера только на уровне Ишаева Виктора Ивановича (В.И.Ишаев – министр по развитию Дальнего Востока, полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе) вели разговор с военными, но всё равно мы беспокоимся. Проблема обеспечения зимой этого посёлка остаётся не до конца решённой.
Мы получаем каждый день телеграммы о том, что там закрывается котельная, там закрывается электростанция, и, конечно, для нас это очень важный аспект.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"