СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Опубликован Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.."

Опубликован Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.."
03.09.2012
Федеральной службой по тарифам опубликован Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правил ведения учета инвестированного капитала, правил расчета нормы доходности инвестированного капитала».

Текст Проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правил ведения учета инвестированного капитала, правил расчета нормы доходности инвестированного капитала».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, правила ведения учета инвестированного капитала;

Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 29, ст. 3518; 2009, № 38, ст. 4502; 2010, 3 50, ст. 6698; 2011, № 24, ст. 3501) не применяется к отношениям, связанным с регулированием тарифов организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения с 1 января 2013 года.

3. Федеральной службе по тарифам в 7-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

4. Федеральной службе по тарифам в 7-месячный срок разработать и утвердить форму предоставления регулируемыми организациями в органы регулирования информации об определении полной и остаточной стоимости инвестированного капитала для ведения учета инвестированного капитала.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.



Председатель Правительства
Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2012 г. №





П Р А В И Л А

расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения
1. Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила) применяются в целях определения нормы доходности инвестированного капитала организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых регулируются с применением метода доходности инвестированного капитала.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
«безрисковая ставка» - ставка, равная средневзвешенной доходности долгосрочных государственных обязательств за год, предшествующий установлению нормы доходности инвестированного капитала;
«долгосрочные государственные обязательства» - облигации федерального займа, срок до погашения (срок обязательной оферты) которых составляет 8-10 лет;
«заемный капитал» - денежные средства, сформированные за счет получения кредитов, займов, выпуска и продажи облигаций, и израсходованные на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения;
«премия за риск инвестирования» - разница между нормой доходности инвестированного капитала и доходностью долгосрочных государственных обязательств;
«региональная премия за риск» - положительная разница между минимальной нормой доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и нормой доходности инвестированного капитала, утвержденной органом регулирования субъекта Российской Федерации, отражающая риск инвестирования в регулируемый вид деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
«собственный капитал» - средства регулируемой организации, за исключением заемного капитала, израсходованные на строительство, модернизацию и реконструцию объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения;
Другие используемые в настоящих Правилах понятия употребляются в значении, которое определено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Норма доходности инвестированного капитала определяется в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на основе принципов, определенных настоящими Правилами.
6. Норма доходности инвестированного капитала устанавливается органом регулирования тарифов при расчете тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования.
7. Норма доходности инвестированного капитала определяется органом регулирования тарифов на уровне не ниже минимальной нормы доходности и не выше максимальной нормы доходности, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом предложенной федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики минимальной и максимальной нормы доходности инвестированного капитала.
8. Минимальная норма доходности инвестированного капитала рассчитывается путем увеличения безрисковой ставки на премию за риск инвестирования.
9. Премия за риск инвестирования рассчитывается как средневзвешенная величина премии за риск инвестирования в долговые обязательства регулируемых организаций и премии за риск инвестирования в собственный капитал регулируемых организаций, рассчитанная с учетом целевого соотношения собственного и заемного капитала регулируемых организаций.
10. Максимальная норма доходности инвестированного капитала рассчитывается как минимальная норма доходности инвестированного капитала, увеличенная на 3 процентных пункта.
11. Доходность долгосрочных государственных обязательств, учитываемая федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики при расчете минимальной и максимальной нормы доходности инвестированного капитала, определяется на основании сведений о результатах торгов облигациями федерального займа, срок до погашения которых составляет 8-10 лет (срок обязательной оферты), за год, предшествовавший дате, на которую производится расчет, и рассчитывается в соответствии с методикой определения величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств, используемой при расчете цены на мощность для поставщиков мощности, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.
12. Органы регулирования тарифов перед началом очередного долгосрочного периода регулирования определяют норму доходности инвестированного капитала путем увеличения минимальной нормы доходности инвестированного капитала на региональную премию за риск, определяемую в соответствии с методическими указаниями, но на уровне не выше максимальной нормы доходности инвестированного капитала.
13. Региональная премия за риск инвестирования определяется в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения единой ставкой в отношении всех организаций, осуществляющих соответствующий регулируемый вид деятельности на территории субъекта Российской Федерации с применением метода доходности инвестированного капитала.
14. Норма доходности инвестированного капитала регулируемой организации устанавливается отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в порядке, установленном методическими указаниями по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением доходности инвестированного капитала, устанавливается одной ставкой.



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2012 г. № 






П Р А В И Л А

определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, правила ведения учета инвестированного капитала


I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета с целью формирования долгосрочных тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, употребляются в тех же значениях, которые определены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Размер инвестированного капитала определяется органом регулирования тарифов в порядке, установленном настоящими Правилами.
4. При переходе к регулированию деятельности регулируемой организации с применением метода доходности инвестированного капитала первоначальный размер инвестированного капитала определяется в размере, равном стоимости объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, определенной (по данным бухгалтерского учета) в размере остаточной стоимости указанных объектов на 1 января 2012 г. с учетом следующих корректировок:
а) индексации остаточной стоимости на индекс потребительских цен за период с 1 января 2012 г. до 31 декабря года, предшествующего началу первого долгосрочного периода регулирования;
б) увеличения остаточной стоимости на стоимость введенных в эксплуатацию или приобретенных регулируемой организацией объектов систем водоснабжения и (или) водоотведения за период с 1 января 2012 г. до 31 декабря года, предшествующего началу первого долгосрочного периода регулирования;
в) уменьшения остаточной стоимости на стоимость объектов систем водоснабжения и водоотведения, выбывших из эксплуатации либо отчужденных (проданных) регулируемой организацией, за период с 1 января 2012 г. до 31 декабря года, предшествующего началу первого долгосрочного периода регулирования;
г) уменьшения остаточной стоимости на величину платы за подключение, полученной организацией за период с 1 января 2012 г. до 31 декабря года, предшествующего началу первого долгосрочного периода регулирования.
Первоначальный размер инвестированного капитала арендатора (концессионера) определяется как объем капитальных вложений с учетом инфляции в соответствующий год, направленных на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, осуществленные арендатором (концессионером) за период действия договора аренды (концессионного соглашения) за счет собственных средств, за вычетом доходов, обеспечивших финансирование капитальных работ, полученных за счет платы за подключение, надбавок к тарифам, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций, а также за счет амортизации основых средств, учтенной при установлении тарифов. В случае, если инвестиции осуществлялись за счет заемных средств, из первоначального размера инвестированного капитала исключаются средства, учтенные при установлении тарифов регулируемой организации, обеспечившие возврат таких займов и кредитов.
5. В размер инвестированного капитала не включается стоимость легковых автомобилей, а также зданий, сооружений и иных объектов движимого и недвижимого имущества, не связанных с процессом водоснабжения и (или) водоотведения , а также стоимость объектов незавершенного строительства.
6. В отношении договоров лизинга, заключенных до 1-го применения метода обеспечения доходности инвестированного капитала, применяемого для регулирования тарифов регулируемой организации, стоимость объектов систем водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией на основании договоров лизинга с условием перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, включается в размер инвестированного капитала в размере выкупной цены, установленной договором лизинга с учетом накопленной амортизации (по данным бухгалтерского учета), с момента передачи предмета лизинга регулируемой организации в порядке, установленном договором лизинга.
7. Учет инвестированного капитала ведется регулируемой организацией раздельно от учета стоимости производственных объектов регулируемой организации в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом.
8. Учет инвестированного капитала ведется раздельно по системам водоснабжения и (или) водоотведения и субъектам Российской Федерации.
9. В случае если регулируемая организация эксплуатирует объекты системы водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с договором аренды или концессионным соглашением, учет инвестированного капитала ведется отдельно для капитала, инвестированного регулируемой организацией (в том числе в части отделимых и неотделимых улучшений имущества, предоставленного арендодателем или концедентом), и капитала арендодателя или концедента.
10. Стоимость созданных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения учитывается при определении полной стоимости инвестированного капитала с момента ввода соответствующих объектов в эксплуатацию в установленном порядке.
11. Регулируемая организация ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в орган регулирования информацию об определении полной и остаточной стоимости инвестированного капитала для ведения учета инвестированного капитала по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2012 г. №






П Р А В И Л А

регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения


I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов и предельных индексов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования и порядком регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 г. № (далее соответственно - тарифы, Основы ценообразования).
2. Термины, используемые в настоящих Правилах, употребляются в том же значении, которое определено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Правила установления предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации

3. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении индексов максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемых в среднем по субъектам Российской Федерации (далее – предельные индексы), предельные индексы устанавливаются на срок, определенный Правительством Российской Федерации, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливает в течение 14 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные (минимальный и (или) максимальный) индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
4. Предельные индексы устанавливаются для каждого субъекта Российской Федерации в среднем по субъекту Российской Федерации с учетом утвержденных органами регулирования тарифов производственных и инвестиционных программ, тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, установленных для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок три года и более, долгосрочных параметров регулирования тарифов, обязательств по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязательств по соглашениям об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

III. Правила установления регулируемых тарифов

5. Тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.
6. Тарифы и (или) предельные индексы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется:
а) на решения федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов или предельных индексов в соответствие с законодательством Российской Федерации;
б) на решения органов регулирования об установлении платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в индивидуальном порядке;
в) на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
г) на решения органов регулирования, принимаемые в рамках исполнения решений ФСТ России по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке и результатам рассмотрения разногласий;
д) на решения органов регулирования об установлении тарифов, принимаемые в отношении организаций, приобретших в текущем периоде регулирования права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в полном объеме, в размере, равном тарифам, установленным для организации, ранее осуществлявшей регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
7. В случае если пересмотр тарифов осуществляться в течение срока действия тарифов в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации или в рамках исполнения решений ФСТ России по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрении разногласий, дело об установлении тарифов не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются органом регулирования.
8. В случае изменения предельных индексов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов менее чем за 1 календарный месяц до начала очередного периода регулирования или в течение периода их действия органы регулирования в срок не позднее 1 календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются предельные индексы, приводят свои решения об установлении тарифов в соответствие с решениями об изменении предельных индексов.
9. В случае изменения предельных индексов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов более чем за 1 календарный месяц до начала очередного расчетного периода регулирования органы регулирования в сроки, предусмотренные настоящими Правилами, принимают решения об установлении тарифов в соответствии с измененными предельными индексами или приводят свои ранее принятые решения об установлении тарифов в соответствие с решениями об изменении предельных индексов.
10. В случае принятия в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы орган регулирования при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в инвестиционную программу изменения, начиная со следующего периода регулирования (года долгосрочного периода регулирования).

IV. Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов

11. Установление тарифов производится органом регулирования путем открытия и рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
12. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования:
в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении тарифов или материалов, предусмотренных настоящими Правилами;
в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
13. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации долгосрочного метода регулирования, заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
14. В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных организаций на основании имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих тарифов, в том числе для этих организаций, а также результатов проверки их хозяйственной деятельности.
15. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов (далее - заявление об установлении тарифов) и необходимых обосновывающих материалов. В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация:
а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении тарифов (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об ИНН/КПП);
б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления тарифов.
16. К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие документы и обосновывающие материалы, в том числе расчеты по утвержденным ФСТ России формам:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
б) копии приказов об утверждении учетной политики с приложениями к этим приказам, в том числе, утвержденный полный план счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета;
в) копия устава, копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;
г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;
д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы (проект производственной программы, а также расчет финансовых потребностей, с обоснованием потребности в средствах для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;);
е) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, разработанный в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания);
ж) расчет тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения;
и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проект инвестиционной программы);
к) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, а также недополученного по независящим причинам дохода и (или) неучтенных при установлении тарифов и фактически понесенных в предыдущем периоде регулирования экономически обоснованных расходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);
л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов и (или) иных закупочных процедур (положение, извещение, документация, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов (закупок));
м) копии договоров на осуществление регулируемой деятельности (договоры на водоснабжение, на водоотведение, договоры на подключение) или реестр договоров;
н) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;
о) расчет экономически обоснованных расходов по статье фонд оплаты труда на очередной период регулирования;
п) копии договоров на поставку материалов, на предоставление работ сторонними организациями, в том числе подрядными организациями на выполнение ремонтных работ, на аренду имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования;
17. Заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим.
По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
18. Предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме.
В случае представления предложения об установлении тарифов в виде электронного документа оно подписывается электронной подписью заявителя.
19. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 5 рабочих дней с даты поступления запроса в регулируемую организацию. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
Дополнительные сведения, предоставляемые регулируемой организацией, содержащие коммерческую тайну, должны иметь соответствующий гриф.
20. Орган регулирования представляет до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предложение об установлении предельных индексов, сформированное в соответствии с Основами ценообразования с учетом принятых им решений о выборе метода регулирования тарифов и предложений об установлении тарифов регулируемых организаций, представленных в соответствии с пунктами 13 - 19 настоящих Правил.
Указанное предложение состоит из заявления органа регулирования об установлении предельных индексов (далее - заявление об установлении предельных индексов) и обосновывающих материалов.
Заявление об установлении предельных индексов подписывается руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем, скрепляется печатью органа регулирования и содержит опись прилагаемых к нему документов. В случае представления заявления об установлении предельных индексов в виде электронного документа оно подписывается электронной подписью органа регулирования.
21. К заявлению об установлении предельных индексов прилагаются следующие материалы (подлинники или заверенные руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем копии):
а) баланс водоснабжения и водоотведения;
б) расчет предельных индексов в среднем по субъекту Российской Федерации, на территории которого орган регулирования осуществляет полномочия по установлению тарифов, разработанный в соответствии с методическими указаниями;
в) экономическое обоснование предлагаемого расчета предельного индекса;
г) подтверждение выпадающих доходов прошлых периодов регулирования.
22. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для проверки обоснованности расчета предельного индекса вправе запрашивать у органов регулирования дополнительные документы, в том числе:
а) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности для регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме водоснабжения и водоотведения), разработанный в соответствии с методическими указаниями;
б) копии утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) регулируемых организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала.
23. Для организаций в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и (или) текущий период регулирования рассчитываются независимо от срока предложений об установлении тарифов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. Тарифы в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в орган регулирования в полном объеме. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Фактически понесенные экономически обоснованные расходы регулируемой организации, впервые обратившейся за установлением тарифов, понесенные в период с даты подачи заявление об установлении тарифов по дату установления тарифов, рассматриваются регулирующим органом по результатам работы регулируемой организации за полный год, в котором указанная организация начала осуществлять регулируемую деятельность.
24. Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении тарифов и (или) предельных индексов определяется Регламентом.
25. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
Орган регулирования в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования. Указанное решение в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Решение органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала подлежит согласованию органом регулирования с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с правилами согласования решений органов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала. Указанное решение направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.
26. Принятие органом регулирования решения об отказе от применения метода доходности инвестированного капитала в отношении организации, для которой тарифы на текущий период регулирования установлены с применением метода доходности инвестированного капитала, допускается только при условии возврата регулируемой организации в полном объеме инвестированного капитала, определяемого в соответствии с Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами ведения учета инвестированного капитала, применяемых при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, путем выплаты регулируемой организации средств, равных сумме возврата инвестированного капитала и доходности на инвестированный капитал, на протяжении всего оставшегося срока возврата инвестированного капитала, если иное не предусмотрено концессионным или иным соглашением.
27. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и отражает ее в своем экспертном заключении.
Экспертное заключение регулирующего органа является неотъемлемой частью дела об установлении тарифов.
28. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов отпуска товаров, оказываемых услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
г) анализ финансового состояния регулируемой организации;
д) расчеты экономически обоснованных величин расходов, с указанием исходных данных, использованных в указанных расчетах;
ж) мотивированные обоснования, с указанием правовых норм, на основании которых органом регулирования отказано регулируемой организации в признании предложенного размера расходов экономически обоснованным и подлежащим учету в тарифах.
29. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются тарифы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение об установлении тарифов на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций (в том числе на отдельные регулируемые виды деятельности организаций), начало осуществления регулируемой деятельности (отдельных регулируемых видов деятельности) которыми наступило после 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с установленными пунктами 15 - 18 настоящих Правил требованиями, а также в случае представления указанных предложений после 20 ноября года, предшествующего периоду регулирования.
30. Решение органа регулирования принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
а) величину тарифов, в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
31. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении тарифов и включает основные плановые (расчетные) показатели на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:
а) величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования;
б) объем полезного отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;
в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в периоде регулирования (долгосрочном периоде), индексы роста цен на доставку каждого энергетического ресурса и воды, потребляемых регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном) периоде регулирования (долгосрочном);
г) индекс изменения количества активов;
д) нормативы технологических потерь при транспортировке воды, а также объем технологических потерь при транспортировке воды, учтенный при расчете необходимой валовой выручки;
е) нормативы технологических затрат электрической энергии;
ж) нормативы технологических затрат химреагентов;
з) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию производственных объектов, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, включая плату за подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения;
и) основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
32. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
33. Орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов простым почтовым отправлением и в электронном виде.
34. Орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
35. Рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
36. Разногласия в отношении установленных тарифов, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение рассматриваются при обращении организаций федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
37. Решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
38. При изменении установленных тарифов в течение периода регулирования в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта "б" пункта 12 настоящих Правил, орган регулирования открывает дело об установлении тарифов и запрашивает у регулируемых организаций предложения, указанные в пункте 13 настоящих Правил. Срок представления такого предложения указывается органом регулирования в запросе и не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
39. Решение о корректировке тарифов, проводимой с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 11-32 настоящих Правил.

V. Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении ими тарифов, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов

40. Основанием для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, является обращение органа регулирования, которое подписывается руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем (далее - обращение).
41. К обращению прилагаются следующие документы (оригиналы или копии, заверенные руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем):
а) обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с обоснованием необходимости принятия решения органа регулирования;
б) проект решения органа регулирования об установлении тарифов;
в) протокол заседания органа регулирования по вопросу установления тарифов;
г) экспертное заключение органа регулирования об установления тарифов;
д) расчет тарифов;
е) анализ тарифных и социально-экономических последствий принятия решения об установления тарифов;
ж) документы, подтверждающие экономическую обоснованность принятия решения об установлении тарифов.
42. В случае изменения тарифов в течение периода регулирования, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования, к обращению помимо документов, указанных в пункте 41 настоящих Правил, прилагается проект закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год либо подтверждение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отсутствии необходимости внесения указанных изменений.
43. По инициативе органа регулирования к обращению могут прилагаться помимо документов, предусмотренных пунктами 41 и 42 настоящих Правил, иные документы, которые, по его мнению, имеют существенное значение для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа регулирования.
44. Обращение представляется в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов руководителем органа регулирования или уполномоченным им заместителем, либо направляется заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. Датой представления обращения является:
а) в случае представления обращения непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - дата регистрации обращения в этом органе;
б) в случае направления обращения почтовой (курьерской) связью - дата сдачи почтового отправления в организацию связи, подтвержденная штемпелем на почтовом отправлении;
в) в случае представления обращения в электронной форме - дата регистрации обращения в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
45. Обращение подлежит регистрации в день его поступления в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа. Орган регулирования извещается о принятии обращения к рассмотрению в течение 10 календарных дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
46. В случае отсутствия каких-либо документов, предусмотренных пунктами 41-42 настоящих Правил, обращение к рассмотрению не принимается и возвращается в орган регулирования в течение 10 календарных дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с указанием причины возврата. Возврат указанным органом обращения с прилагаемыми документами не является препятствием для повторного представления органом регулирования обращения после устранения причин, послуживших основанием для возврата.
47. В случае если проведение анализа тарифных и социально-экономических последствий установления тарифов и (или) определение их экономической обоснованности на основании материалов, представленных органом регулирования в соответствии с пунктами 41-42 настоящих Правил, не представляется возможным, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов дополнительно запрашивает у органа регулирования информацию, необходимую для рассмотрения обращения, которая представляется в течение 12 дней со дня получения соответствующего запроса.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов приостанавливает рассмотрение обращения до представления органом регулирования указанной информации.
По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в случае необходимости к рассмотрению обращения привлекаются регулируемые организации в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и потребители, права и обязанности которых могут быть затронуты решением органа регулирования.
48. Орган регулирования, а также иные лица, привлеченные к рассмотрению обращения, извещаются почтовым отправлением с уведомлением о вручении о дате, месте и времени рассмотрения обращения не позднее чем за 10 календарных дней до рассмотрения обращения федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
49. Обращение может быть рассмотрено в отсутствие представителей органа регулирования в случае:
а) письменного сообщения органа регулирования о невозможности участия в рассмотрении обращения;
б) отсутствия письменного обращения заявителя о невозможности участия в рассмотрении, когда имеются данные о его своевременном извещении о месте, дате и времени рассмотрения заявления федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
50. Отсутствие представителей иных лиц, привлеченных к рассмотрению обращения, не является препятствием для рассмотрения обращения.
По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для проведения анализа представленных документов могут привлекаться независимые эксперты.
Рассмотрение обращения проводится в соответствии с Регламентом.
51. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов рассматривает обращение и принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании решения органа регулирования об установлении тарифов, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов не позднее 30 календарных дней со дня принятия обращения к рассмотрению.
Решение федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов оформляется в форме приказа, копия которого направляется в орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Руководствуясь решением федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, орган регулирования принимает решение об установлении тарифов, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке и сроки, установленные пунктами 29 - 32 настоящих Правил.



Пояснительная записка 

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон) и в целях реализации пункта 6 Плана подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для реализации Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 536-р, ФСТ России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – проект постановления).
Проект постановления включает в себя Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила ведения учета инвестированного капитала, а также Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала.
В частности, проект Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения содержит:
- перечень тарифов, которые входят в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения, порядок применения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения после выбора гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения, порядок установления и особенности применения одноставочных, двухставочных и многоставочных тарифов, критерии дифференциации и порядок установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, порядок установления тарифов на подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с применением стандартизированных тарифных ставок;
- принципы и методы регулирования тарифов и предельных индексов, порядок учета расходов регулируемой организации при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения;
- порядок расчета необходимой валовой выручки регулируемых организаций, особенности расчета необходимой валовой выручки
- порядок расчета тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов, а также критерии возможности применения того или иного метода регулирования тарифов, порядок перехода организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, от установления тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала к применению других методов регулирования тарифов;
- порядок применения метода экономически обоснованных расходов, содержание расходов (производственных расходов, ремонтных расходов, административных расходов, сбытовых расходов), учитываемых при определении необходимой валовой выручки;
- порядок и особенности установления тарифов с применением метода сравнения аналогов, учет расходов при применении указанного метода регулирования;
- порядок установления тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, критерии применения указанного метода в отношении регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения;
- порядок установления тарифов с применением метода индексации;
- порядок расчета платы за подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения, порядок расчета тарифных ставок за подключаемую нагрузку и за протяженность сети;
- особенности ценообразования в сфере горячего водоснабжения.

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов и предельных индексов в сфере водоснабжения и водоотведения и содержат:
- Правила установления предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации;
- Правила и сроки установления регулируемых тарифов;
- Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов;
- Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении ими тарифов, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения применяются в целях определения нормы доходности инвестированного капитала организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых регулируются с применением метода доходности инвестированного капитала.
Указанными Правилами предусмотрено установление нормы доходности инвестированного капитала органами регулирования субъектов Российской Федерации в пределах между минимальной и максимальной нормой доходности инвестированного капитала, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на основании предложенных федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики минимальной и максимальной ставок.
Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, правила ведения учета инвестированного капитала содержат порядок определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета с целью формирования долгосрочных тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала.
Проектом постановления также предполагается возложить на ФСТ России разработку и утверждение в 7-месячный срок методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также формы предоставления регулируемыми организациями в органы регулирования информации об определении полной и остаточной стоимости инвестированного капитала для целей ведения его учета.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» позволит осуществить тарифное регулирование на 2014 и последующий годы в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Принятие и реализация положения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"