Цены на бензин в Европейском Союзе продолжают свой рост и все больше людей отказываются от ежедневного использования автомобиля. Одни ссылаются на своё желание приобщиться к более активной жизни, другие - на защиту экологической ситуации, которая в мегаполисах и так не очень. Однако, по оценкам экспертов, большинство отказавшихся от ежедневного использования личного автотранспорта вовсе не спортсмены и не экологи, просто цены на бензин кусаются. Так, в среднем по ЕС, цены на автомобильный бензин колеблются от 1.31 Euro (52.4 руб.) в Румынии до 2.29 Euro (91.6 руб.) за литр 95-го в Норвегии. Цены на топливо продолжают расти, а многие не готовы пересесть на велосипед или общественный транспорт. Личный комфорт, да и просто любовь к автомобилям побеждает. Люди всё больше задаются вопросом: какая же есть альтернатива бензиновым или дизельным машинам? Начинают интересоваться автомобилями на гибридной или полностью электрической тяге, стоимость эксплуатации которых существенно ниже и это уже не европейская прижимистость, а реалии нашего времени.
Пусть электрический транспорт пока развивающаяся ветвь автомобилестроения, но нужно признать его перспективность, ведь газ, как замена бензину так и не прижился в должных масштабах, а гибридный транспорт при всех своих преимуществах только переходный этап к более экономичным электрокарам.
Наиболее острыми вопросами, возникающими в процессе массового развития личного электротранспорта являются: слабо развитая инфраструктура зарядки аккумуляторов электрокаров, сравнительно маленький пробег на одной “заправке”, высокая стоимость самого электромобиля. Однако, и явных преимуществ тоже достаточно. Это и экологичность, и низкая стоимость обслуживания и эксплуатации, пониженный уровень шума, большая, чем у автомобилей с ДВС пожаробезопасность при аварии.
Тонко чувствуя рынок и перспективы, большинство крупнейших автопроизводителей начинают разработку серийных образцов электромобилей. Это уже не дань моде или тренд времени, а реальное требование рынка.
Первым поставляемым в Россию серийным электрокаром стал Mitsubishi i-MiEV. Наверное, со стороны Mitsubishi было достаточно рисковым шагом начало продаж i-MiEV в России, в стране, где практически полностью отсутствует инфраструктура для зарядки аккумуляторов электромобилей, спроса на электротранспорт нет, да и цена за автомобиль класса А равна цене хорошего внедорожника премиум класса (на момент подготовка статьи -1 799000 руб.), но, наверное, кто-то должен быть первым. Цена, конечно, обусловлена и отсутствием рынка сбыта и необходимостью вкладывать немалые средства в сертификацию нового для России транспорта и многими другими расходами. Своими техническими характеристиками i-MiEV не удивляет: дальность пробега на одном заряде аккумулятора около 150 км., время зарядки 8 часов, максимальная скорость 130 км/час. (Также Mitsubishi i-MiEV производится под французскими брендами: Peugeot iOn и Citroen C-Zero. В настоящее время производство приостановлено для корректировки планируемых объемов продаж.)
В конце 2011 года в Москве состоялась презентация серийного электромобиля от Volvo, построенного на базе Volvo C30 - Volvo C30 Electric. Заряд литий-ионных батарей, установленных на модели Volvo C30 Electric, рассчитан на те же что и у I- MiEV 150 километров пути, хотя время зарядки составит уже около семи часов. При всём интересе прессы к C30 Electric, в свободную продажу в России автомобиль так и не поступил. К слову, в Европе C30 Electric является пока единственным электромобилем, участвующим в программе ELVIIS. (Единую систему контроля, учета и оплаты электроэнергии при зарядке в любой точке электросети разрабатывают компании Volvo Car Corporation и Ericsson, в партнерстве с коммунальной службой GöteborgEnergi и институтом Viktoria, как реальную альтернативу строительству сети зарядных станций для электрокаров.)
Еще один серийный представитель семейства электрокаров представила компания Nissan - это Nissan Leaf. Заявленный запас хода 175–200 км. Nissan Leaf имеет два интерфейса для зарядки аккумулятора: первый - для быстрой зарядки на специализированой 400-вольтной станции, до 80% за 30 минут, второй - для длительной зарядки от бытовой сети, занимающей все те же 8 часов.
В марте 2012 года французская компания Renault представила свою новинку Renault ZOE. Продажи ZOE, как и других электрокаров от Renault, будет происходить по новому принципу: покупки самого электромобиля со значительной скидкой, а батарею покупатель берёт в лизинг — за 79 евро в месяц при условии, что контракт подписан на 36 месяцев, а годовой пробег не превышает 12 500 км. Предварительный заказ открыт в 11 странах Старого Света, с 6 марта 2012 года. В стоимости электрокара поучаствует государство, предоставляя субсидию на покупку в размере 5000 Евро во Франции и 4333 фунтов в Великобритании. Вот и меры государственной поддержки развития электротранспорта налицо.
В сентябре 2012 года компания «Револьта» получила сертификат «Одобрения типа транспортного средства» (ОТТС) на модельный ряд Smith Edison. Smith Edison – легкий коммерческий электромобиль, построенный на платформе Ford Transit, выпускается серийно в Англии в г. Нью Кастл компанией Smith Electric Vehicles. Электромобили Smith Edison комплектуются необслуживаемыми герметичными литий-ионными батареями производства Valence, имеющими в зависимости от модификации емкость от 40 до 50 квт * ч и обеспечивающими пробег до 160 км с полной загрузкой, 90 киловатным бесщеточным электродвигателем на постоянных магнитах и тормозной системой с возможностью рекуперации энергии торможения. Специально для России электромобили Smith Edison комплектуются дополнительными дизельным отопителями салона, что позволяет эксплуатировать их в самые суровые морозы без потери автономности.
Решение вопроса дальности хода электромобиля представили Японские ученые. Дочерняя компания университета Кейо вывела в свет своё творение - электромобиль SIM-WIL, запас хода которого составляет уже солидные 351 километр. Существенное увеличение запаса хода у SIM-WIL достигнуто за счет сочетания эффективных двигателей с ёмкой батареей.
Что говорить, если российские производители тоже занялись электротранспортом. В середине августа 2012 года ВАЗ объявил о запуске в серийное производство своего первого электромобиля El Lada. Российский электрокар пошёл в мелкосерийное производство. Первая партия El Lada будет направлена в Ставропольский край и будет предназначена для использования как социальное такси. Отечественный электрокар построен на базе Lada Kalina, способен разгоняться до 130 км/ч, запас хода составляет 150 км, а подзарядка от бытовой сети занимает 8 часов. Отличная инициатива! Посмотрим на результаты эксплуатации и первые отзывы, ведь по техническим характеристикам российский электромобиль не уступает японским, зато дешевле почти на 700 тысяч рублей. При всей привлекательности цены по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобиля можно было снизить используя потенциал Российских компаний, например литий-ионные аккумуляторы Лиотех. Использование продуктов Российских инновационных компаний особенно важно в свете оказываемой государством поддержки компании «АВТОВАЗ».
На пути электротранспорта в России, помимо цены самого электромобиля, стоит ещё одно серьёзное препятствие – отсутствие инфраструктуры для его эксплуатации, станций зарядки или замены батарей.
Первые в России станции зарядки личного электротранспорта созданы Московской объединенной электросетевой компанией в рамках проекта МОЭСК-EV, предусматривающего открытие 28 зарядных станций для электромобилей. Торжественное открытие последних из предусмотренных проектом станций состоялось 16 августа. К слову, стоимость заряда батареи составит 30 рублей в час, при времени зарядки в 8 часов и пробеге в 150 км на полностью заряженной батарее. Несложно подсчитать, что расходы на заправку составят порядка 240 руб. на 150 км. пробега или 1,6 руб./км пути. Для «МОЭСК» участие в создании инфраструктуры электротранспорта - это прежде всего имиджевый проект и долгосрочные инвестиции в перспективный рынок, ведь по прогнозам экспертов ежегодный объем продаж электромобилей к 2020 году достигнет 7 миллионов в год, хотя в 2012 году общий объем продаж не превысит 500 тыс. электромобилей. В развитии сервиса заправок электромобилей видят перспективу и владельцы АЗС, так компания «Волгаресурс» реализует проект по строительству безоператорных автоматических мини-АЗС GT OIL с платформой по обслуживанию электромобилей. Для энергосбытовых компаний перспективы освоения доселе закрытого для них рынка огромны, да и использование отслуживших свой срок аккумуляторов тоже имеет свои неоспоримые плюсы. Например, в Японии отслужившие аккумуляторы используют для накопления электроэнергии в ночные часы по ночному тарифу, и сбросу электроэнергии в сеть в часы пиковых нагрузок уже по дневному, тем самым сглаживая пиковые нагрузки и окупая стоимость самих аккумуляторов за счёт разницы стоимости дневного и ночного тарифов. Конечно, для России это пока только перспектива, да и законодательство и «системный оператор» к этому ещё не готовы, но нужно идти в ногу со временем и стараться находить компромиссы между здоровым консерватизмом и инновациями!
Ну вернемся к инфраструктуре для электротранспорта. Что нам говорит зарубежный опыт? Наверное, передовиком развития электротранспорта является Израиль, точнее компания Better Place. Компания со своим подходом к проблеме. Better Place основана в 2007 году израильским бизнесменом Шаем Агасси (Shai Agassi). Цель проекта Better Place строительство сети «заправочных» станций для электромобилей. На станциях, которые будут строиться в различных странах мира, можно будет зарядить или заменить аккумуляторы электромобилей на уже заряженные. В самом Израиле планируется создать порядка 500 тыс. станций зарядки и замены аккумуляторов. Да, именно замены. Кому хочется ждать 8 часов для зарядки автомобиля? А вот замена аккумулятора на заряженный займет не более 5 минут! Аккумуляторы, заменяемые на станциях Better Place, принадлежат не водителю, а компании Better Place, то есть человек оставляет севшую батарею на станции смены аккумуляторов, а сам берёт другую, заряженную, и едет дальше. Это принципиально новое решение. Основная идея основателя компании Better Place – сделать мир лучше освободив его от нефтяной зависимости, перевезти транспорт с бензина на электричество за счет развития инфраструктуры электротранспорта, ведь это одна из основных проблем его развития. По мнению одного из основателей Better Place Сидни Гудмана, развитие электротранспорта еще на заре автомобилестроения затормозилось как раз из-за отсутствия инфраструктуры для него. В планах копании - использование для зарядки аккумуляторов только «зелёной энергии».
Израиль стал пионером в области эксплуатации электромобилей, но к его опыту приковано пристальное внимание других стран. Подобная схема уже внедряется в Дании, на очереди Австралия, где уже строится сеть зарядных станций в Канберре, Мельбурне, Сиднее и других городах континента. К инициативе Better Place присоединяются всё новые страны.
В августе этого года Американское консалтинговое агентство McKinsey подготовило доклад, согласно которому стоимость аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях и подзаряжаемых гибридах к концу десятилетия снизится на 45%, а стоимость самих машин упадет на 30-40%! Многообещающие перспективы!
Безусловно, в реализации таких амбициозных проектов широкомасштабного внедрения электромобилей и развертывания сети электрозарядных станций высока роль государства. Как описано выше, к мерам государственной поддержки относится и субсидирование стоимости самого электромобиля, и поддержка компаний, развивающих инфраструктуру, инвестирующих в наукоёмкие технологии, вводятся налоговые преференции на ввоз электрокаров и снижение дорожных налогов. Такие меры государственной поддержки уже действуют во многих наиболее развитых странах Европейского Союза, Японии, Канаде, США, Китае. Национальный план развития электрической мобильности Индии предусматривает продажу 6-7 млн единиц новых автомобилей полного спектра электрифицированных транспортных средств.
В России меры государственной поддержки электротранспорта пока больше обсуждаются, чем ощущаются. Хотя в Москве, где проехать по городу без пробок очень проблематично, предлагается разрешить движение электромобилей по выделенным полосам для городского маршрутного транспорта. Существенный стимул для автолюбителей, да и дорожный налог предлагается отменить. В любом случае, становится понятно, что в скором будущем электротранспорт займет свою нишу на рынке.
Если мы не хотим отстать в развитии наиболее перспективного вида транспорта, необходимо уже сейчас всерьёз задуматься над мерами господдержки.
Тенденции и перспективы развития коммерческого электротранспорта постараюсь рассмотреть в следующей статье.
Андрей Романчук
Председатель правления
Национального союза энергосбережения