27.08.2012
В целях реализации положений Гл. 8, ст. 27. п.4 Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» и абзаца 3 подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Минрегион РФ разработал и опубликовал план перехода российского ЖКХ на социальные нормы коммунальных услуг. Разработанный комплекс мероприятий будет представлен на рассмотрение Правительству РФ 30 августа 2012 года.
Смысл данного нововведения в том, чтобы потребитель за определенный объем электроэнергии, тепла, газа или воды будет платить по отдельным, более низким расценкам, а в случае превышения этого объёма - платить дороже.
Цели, которые преследует данная инициатива, ясны:
• Стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг.
• Повышение эффективности системы социальной защиты населения.
• Снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей (объема перекрестного субсидирования).
и т.д.
Согласно представленного проекта, размер социальной нормы потребляемого объема будет установлен каждым субъектом самостоятельно на основании методики расчета социальной нормы в электроэнергетике, разработанной Министерством регионального развития совместно с Министерством энергетики и Федеральной службой по тарифам. Предполагается, что расчет будет производиться с учетом региональных особенностей, а также с учетом интересов социально незащищенных групп населения, К ним относятся многодетные семьи; одинокие пенсионеры, более 10 лет проживающие в квартире площадью выше нормативной; граждане, проживающие в аварийном жилом фонде и другие.
По словам главы Министерства экономического развития Олега Говоруна, введение социальной нормы позволит потребителям получить контроль за расходами на оплату коммунальных услуг и возможность управлять размером платежа. В долгосрочной перспективе это нововведение должно стимулировать установку приборов учета и воспитывать у потребителей энергоэффективное поведение.
Также одной из целей нововведений является сокращение перекрестного субсидирования. Это будет способствовать улучшению условий для развития промышленности, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, несущих в настоящее время основную нагрузку перекрестного субсидирования.
На первоначальном этапе с октября 2012 года планируется запуск пилотных проектов в нескольких регионах. Количество не утверждено, но предполагается максимум — 25, минимум — 8. Регионы еще не выбраны, но многие регионы уже подали заявки. В их числе Ростовская, Липецкая, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл и другие. На основе полученного результата в частности, будут определены категории и количество граждан, для которых социальная норма потребления коммунальных услуг не может быть рассчитана в общем порядке. Решение о внедрении на территории Российской Федерации социальной нормы в сфере электроснабжения будет приниматься Правительством Российской Федерации только после оценки результатов реализации пилотных проектов, в том числе на основании результатов анализа "затраты-выгоды".
На вопрос о размере этого социального норматива на потребляемые ресурсы в пресс-службе Минрегионразвития пояснили, что это не будет некий «прожиточный минимум», должно будет хватать на вполне комфортную жизнь.
Вместе с тем рассчитывать эту норму будут и, в зависимости от типа домохозяйства (городское или сельское жилье), от количества зарегистрированных в жилье потребителей: чем их больше, тем больше и социальная норма потребления ресурсов, от географического положения. «Надо понимать: есть места, где полярная ночь, а есть, например, Краснодарский край. Разумеется, географические особенности регионов будут учитываться при расчете тарифов», - поясняют в пресс-службе ведомства.
Кроме того, расчеты социальных нормативов не могут не учитывать и имущественный признак, подчеркнул источник в Министерстве: льготные категории так и останутся льготными, изменения коснутся в основном тех, кто «готов платить». А граждан, которые тратят ресурсы умеренно, нововведения почти не затронут.
Из интервью заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Ирины Булгаковой:
« — Какой будет социальная норма на электроэнергию?
— В нашем понимании она должна быть такой, чтобы в нее укладывались потребности 70% населения. Остальные 30 — как раз та часть, которая готова тратить и платить больше.
— Конкретные цифры сейчас можно назвать?
— Во-первых, все зависит от территории: где-то световой день больше, где-то меньше. В тех регионах России, где уже установлена социальная норма, она составляет 65-70 киловатт-часов в месяц.
— Это наше ноу-хау, или в других странах нормы тоже есть?
— Во многих странах, в числе которых Франция, Германия, Китай, Бразилия, Украина, давно применяется такой подход. На Украине тарифы двух видов установлены не только на электроэнергию, но и на газ. Кстати, как я уже сказала, в некоторых российских регионах социальные нормы на электроэнергию уже действуют. К примеру, во Владимирской области. Она составляет 50 киловатт-часов в месяц на одного человека. Этот минимум оплачивается по 2 рубля 81 копейку за киловатт-час. А то, что сверху — по 3-55. В Забайкальском крае социальная норма — 65 киловатт-часов в месяц. Тариф 1,92 и 2,91 соответственно. И здесь необходимо понимать, что если счетчика нет, то заплатить придется не по минимальному тарифу, а по максимальному.
— Сильно ли вырастут тарифы с переходом на социальные нормы?
— Пока можно точно сказать, что низкий тариф будет сопоставим с темпами роста доходов населения. Так что ни о каком резком повышении речь не идет. В перспективе социальную норму могут разбить на 2 части: выделить тот объем, который заложен в потребительской корзине, и установить на него минимальный тариф. Пока такое решение не принято, но предложение озвучивалось.
— Какими будут меры соцзащиты после перехода на социальные нормы?
— Субсидии малоимущим гражданам останутся обязательно. Но нам предстоит подумать и о людях, которые живут в одной квартире больше 10 лет. Также соцзащита должна коснуться тех, кто живет в аварийном фонде. Он продувается насквозь всеми ветрами, и даже осенью приходится включать обогреватели. Есть многодетные семьи, которые расходуют электроэнергию больше других. Всех их надо пересчитать, и в рамках пилотных проектов определить особенности расчета социальной нормы, чтобы остальным регионам было легче работать».
Если для европейских стран экономия на услугах ЖКХ дело привычное, то в России такой стиль жизни только начинает появляться. В проекте Минрегиона переход к новым правилам оплаты предусмотрен поэтапный, и растянется он на несколько лет.
Переход к социальной норме возможен лишь в том случае, если можно посчитать ресурс, если стоят приборы учета. Именно потому, что учёт электричества развит в стране практически на 100%, начать реформу решили с электроснабжения. Сначала с 2013 года пилотные проекты пойдут в электроснабжении. В 2014 году, если пилотные проекты будут признаны удачными, опыт распространится на все регионы. В этом же году, используя опыт электроснабжения, социальные нормы будут вводиться и по воде. Они будут предложены для внедрения регионам, изъявившим такое желание. При положительной оценке нововведения, социальная норма по водоснабжению будет распространена на всю страну. Последними, реформа затронет газоснабжение и отопление: схема ее будет такой же, а исполнение — отложенным на несколько лет и увязанным с конфигурацией системы капремонта многоквартирных домов.
Новая схема оплаты станет не только стимулом для энергоэффективного потребления, но и даст возможность гражданам управлять своим платежом. Здесь получается двойная выгода для жителя. Мало того, что потребитель меньше платит, потому что меньше использовал, но еще и за то, что меньше ресурса потратил, он платит по меньшей цене. Эта реальный посыл потребителю задуматься об энергосберегающих мероприятиях.
Важно, что существующие меры социальной поддержки незащищенных слоев населения сохранятся. Но здесь необходимо учитывать, уже 2014 году одним из главных условий, тоже направленным на совершенствование системы социальной поддержки, станет условие наличия прибора учета при обращении за этой поддержкой. Понятно, что житель, не обращающий внимание на количество потребляемого ресурса, не задумывается об его сбережении, а значит, и не будет помогать государству.
Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить, что вопросы о введении социальных нормативов для потребителей обсуждались давно. Предлагались различные схемы и конфигурации. Но надо отдать должное Минрегиону, что была выбрана наиболее простая, прозрачная и доступная для понимания программа. Это нововведение может стать одним из основных стимулов для проведения ресурсопотребителями России энергосберегающих мероприятий, стимулирует их к разумному потреблению всех видов ресурсов.
М.В. Лебедев
Национальный союз энергосбережения
В целях реализации положений Гл. 8, ст. 27. п.4 Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» и абзаца 3 подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Минрегион РФ разработал и опубликовал план перехода российского ЖКХ на социальные нормы коммунальных услуг. Разработанный комплекс мероприятий будет представлен на рассмотрение Правительству РФ 30 августа 2012 года.
">