СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

НОЭ направило замечания и предложения к Законопроекту № 104515-6 на рассмотрение в Государственную Думу

НОЭ направило замечания и предложения к Законопроекту № 104515-6 на рассмотрение в Государственную Думу
21.08.2012
Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования 10 августа 2012 г. направило замечания и предложения к проекту Федерального закона № 104515-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования проведения правового регулирования в области энергетических обследований) в Комитет Государственной Думы по энергетике. 
Замечания и предложения были сформированы по результатам публичного обсуждения Законопроекта профессиональным сообществом энергоаудиторов, проведенного Национальным объединением саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
В представленной на сайте таблице поправок к Законопроекту отражены наиболее значимые предложения и замечания, поступившие в адрес НОЭ.

ТАБЛИЦА
поправок к проекту Федерального закона № 104515-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сформированная Национальным объединением саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.



п/п

Редакция Законопроекта № 104515-6

Предлагаемая редакция

Пояснения

1.

Часть 3подпункта «в» пункта 5 статьи 1:

«5) в статье 12

в) дополнить часть 31 следующего содержания

«31 Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, в отношении которого было проведено энергетическое обследование в соответствии с настоящим Федеральным законом, может быть определен на основании результатов такого энергетического обследования при условии, что с момента его проведения прошло не более трех лет.»;

Поскольку частью 1подпункта «б» пункта 8 статьи 1 Законопроекта организациям, ответственным за содержание многоквартирных домов, разрешается заполнять лишьдекларацию об объеме потребления энергетических ресурсов, то не понятно, как в этом случае определить класс энергетической эффективности многоквартирного дома.

Предлагаем один из 2 вариантов:

1. предусмотреть возможность получения информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома из декларации об объеме потребления энергетических ресурсов, представляемой в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) при высоких совокупных затратах на потребление энергетических ресурсов (например, более 5,0 млн. руб. за календарный год) обязать эти организации проводить энергетическое обследование.

2.

Подпункт «д» пункта 7 статьи 1:

«д) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет отчет о проведении энергетического обследования и энергетический паспорт, основанный на данном отчете, и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки качества результатов проведения энергетического обследования. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана обеспечить проверку качества результатов проведения энергетического обследования в течение десяти рабочих дней с момента получения энергетического паспорта и отчета о проведении энергетического обследования и передать указанные документы с отметкой о проверке качества результатов проведения энергетического обследования лицу, проводившему энергетическое обследование .

Энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования, подписанные энергоаудиторами, участвовавшими в проведении энергетического обследования, с отметкой саморегулируемой организации в области энергетического обследования о проверке качества результатов проведения энергетического обследования передаются лицом, проводившим энергетическое обследование лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома, вместе с

отчетом о проведении энергетического обследования…».

Предлагаем:

«д) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет отчет о проведении энергетического обследования и энергетический паспорт и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия представленных документов установленным требованиям.Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обеспечивает проверку соответствия представленного отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта установленным требованиям в течение двадцатирабочих дней с момента их получения. В случае соответствия представленных документов установленным требованиям саморегулируемая организация в области энергетического обследования передает отчет о проведении энергетического обследования и энергетический паспорт с соответствующими отметками лицу, проводившему энергетическое обследования. Если в результате проверки представленных документов выявлено их несоответствие установленным требованиям, отчет о проведении энергетического обследования и энергетический паспорт возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленных недостатков.

Энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования, подписанные энергоаудиторами, участвовавшими в проведении энергетического обследованияс отметкой саморегулируемой организации в области энергетического обследованияо соответствии представленных документов установленным требованиям передаются лицом, проводившим энергетическое обследование лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома, вместе с отчетом о проведении энергетического обследования…».

Поскольку саморегулируемая организация сама не участвует в проведении энергетического обследования и непосредственно имеет дело только с документально оформленными результатами такого обследования, требование о проверке его качества необоснованно. Поэтому представляется необходимым установление обязанности саморегулируемой организации проверить соответствие представленных документов установленным требованиям (такие требования устанавливаются как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, так и внутренними документами саморегулируемой организации).

Провести качественную проверку энергетического паспорта и отчетной документации в 10-дневный срок не предоставляется возможным для объектов промышленного назначения, объектов, имеющих филиалы на территории РФ, и других крупных предприятий. Поэтому срок проведения экспертизы нужно увеличить для отчетной документации большого объема до 20 рабочих дней.

Кроме того, в данном разделе предлагаем регламентировать порядок передачи энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, при смене лица, ответственного за его содержание.

3.

Часть 44 подпункта «г» пункта 7 статьи 1 законопроекта:

«44. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, проводящим энергетическое обследование, обязательств, предусмотренных законом или соглашением, в том числе вследствие несоблюдения требований к проведению энергетического обследования, правил и стандартов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является, лицо, заказавшее энергетическое обследование, вправе назначить разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении лицом, проводящим энергетическое обследование, в назначенный срок этого требования лицо, заказавшее энергетическое обследование, вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств в соответствии с гражданским законодательством и потребовать возмещения убытков, если иное не установлено соглашением сторон. Лицо, проводящее энергетического обследование и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, с момента проставления саморегулируемой организацией в области энергетического обследования отметки о надлежащем качестве результатов энергетического обследования несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим энергетического обследование, за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением лицом, проводящим энергетическое обследование, обязательств, предусмотренных законом или соглашением. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования несет ответственность в пределах средств компенсационного фонда.».

Исключить.

Регулирование отношений между заказчиком и исполнителем энергетического обследования осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (в том числе гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»). Дополнительное урегулирование на уровне специального закона избыточно и противоречит ГК РФ (см. п.2 ст. 3 ГК РФ).

В соответствии с ч.12 ст.13Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ:

«12. Саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результатепричинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг)».

То же самое установлено п.3 ч.3 ст.18Федерального закона «Об энергосбережении…» № 261-ФЗ. Таким образом, саморегулируемая организация в области энергетического обследования несет ответственность не за качество выполнения работ по договору, а за вред «вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию».Причинение вреда – самостоятельное основание возникновения обязательства, не связанное с обязательствами сторон по договору (см. ст.8 ГК РФ).

4.

Подпункт «з» пункта 7 статьи 1:

«з) в пункте 9 слова «, могут составляться на основании проектной документации» заменить словами «составляются в соответствии с градостроительным законодательством лицами, имеющими право на выполнение работ по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям»;

Исключить

В соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией (подпункт «а» пункта 7 статьи 1 Законопроекта), энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, здания, строения, сооружения. Согласно ч.4 ст.15 действующей редакции федерального закона № 261-ФЗ, деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Частью 6 ст. 15 261-ФЗ установлено, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Таким образом, составление энергетического паспорта здания, строения, сооружения в том понимании, которое заложено 261-ФЗ, предполагает проведение энергетического обследования, и лицо, проводящее такое обследование, должно быть членом СРО в области энергетического обследования.

Если какой-то документ также называется «энергетическим паспортом», но вопросы его составления регулируются градостроительным законодательством, и энергетическое обследование не проводится, то это предмет регулирования градостроительного законодательства.

В связи с изложенным, считаем, что внесение в главу, посвященную энергетическому обследованию, норм, не относящихся к вопросам проведения энергетического обследования, нецелесообразно.

Если энергетическое обследование в отношении здания, строения, сооружения, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, все же должно быть проведено, то на лицо, его проводящее, должны распространяться требования ч.4 ст.15 Федерального закона «Об энергосбережении…» № 261-ФЗ.

5.

Часть 8 статьи 15 действующего федерального закона № 261-ФЗ:

«Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательногоэнергетического обследования…».

Подпункт «д» пункта 7 статьи 1 законопроекта:

Предлагаем:

Часть 8 статьи 15 действующего федерального закона № 261-ФЗ изложить в следующей редакции, исключив слово «обязательного»:

«Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам энергетического обследования…».

Из законопроекта следует, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают требования только к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательногоэнергетического обследования, и к отчету о проведении энергетического обследования. Не определено, каким требованиям должен отвечать энергетический паспорт, составленный на основании проведенногодобровольного энергетического обследования.

6.

Часть 12 подпункта «б» пункта 8 статьи 1:

«8) в статье 16:

б) дополнить частями 11 – 14 следующего содержания:

…«12 Организации, указанные в пункте 7 части 1 настоящей статьи, вправе вместо проведения обязательного энергетического обследования

многоквартирных домов, ответственными за содержание которых они являются, заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.»

Предлагаем:

«8) в статье 16:

б) дополнить частями 11 – 14 следующего содержания:

«12 Организации, указанные в пункте 7 части 1 настоящей статьи,совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов не превышают пять миллионов рублей за календарный год,вправе вместо проведения обязательного энергетического обследования многоквартирных домов, ответственными за содержание которых они являются, заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.»

Если не ввести ограничения по потреблению энергетических ресурсов, то все организации, ответственные за содержание многоквартирных домов, будут вместо проведения обязательного энергетического обследования, заполнять и направлять декларации…

Тогда теряют смысл часть 31 подпункта «в» пункта 5 статьи 1, касающаяся определения класса энергетической эффективности многоквартирного дома по результатам проведенного энергетического обследования, а также часть 21 подпункта «в» пункта 8 Статьи 1, касающаяся прекращения обстоятельств для этих лиц, послуживших основанием для направления деклараций.

7.

Часть 21 подпункта «в» пункта 8 Статьи 1:

«в) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21 Лица, указанные в частях 12 и 13 настоящей статьи, обязаны проводить энергетическое обследование в течение года с момента прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления декларации об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Последующие энергетические обследования проводятся этими лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.»

Предлагаем:

Часть 21 подпункта «в» пункта 8 Статьи 1:

«в) дополнить частью 21 следующего содержания:

«2Лица, указанные в части 13настоящей статьи, обязаны проводить энергетическое обследование в течение года с момента прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления декларации об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Последующие энергетические обследования проводятся этими лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.»

Убрать лиц, указанных в части 12,поскольку не понятно, когда для лиц, указанных в части 12, может наступить прекращение обстоятельств, указанныхв части 21 подпункта «в» пункта 8 статьи 1 Законопроекта? В представленной редакции Законопроекта они при любых обстоятельствах вправе вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и отправить декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов.

Если же ввести ограничения по потреблению энергетических ресурсов организациями, ответственными за содержание многоквартирных домов, для получения права заполнять декларацию (см. пункт 6 поправок), то изменений в данный пункт вносить не нужно.

8.

Подпункт «б» пункта 9 статьи 1:

«9) в статье 18

б) в пункте 3 части 3 после слов «взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования», дополнить словами «в размере не менее двух миллионов рублей»;

Предлагаем:

«9) в статье 18

б) в пункте 3 части 3 после слов «взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования,» дополнить словами «в размере не менее … тысяч рублей в отношении каждого члена саморегулируемой организации»;

Часть 3 статьи 18 ФЗ № 261 дополнить пунктом 4следующего содержания:

«4) наличие системы личного и (или) коллективного страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями работ, услуг, которая может наступить в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных работ, услуг по энергетическому обследованию»;

При формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в области энергетического обследования предлагаем определять его минимальный размер, исходя из количества членов саморегулируемой организации, установив при этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд в отношении каждого члена саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

Данная позиция обусловлена тем, что количество членов саморегулируемой организации не одинаково. При этом, если установить единый для всех размер компенсационного фонда, то члены крупных саморегулируемой организации будут вносить взнос в компенсационный фонд в меньшем размере, чем члены небольших саморегулируемой организации.

Кроме того, чем большее количество членов состоит в саморегулируемой организации, тем больше энергетических обследований проводится, и, следовательно, тем больше риск возникновения ситуации по причинению вреда членами одной саморегулируемой организации, поэтому средств компенсационного фонда должно быть достаточно, чтобы возместить причиненный вред.

Одновременно предлагаем:

Ввести в качестве обязательного институт личного и (или) коллективного страхования гражданской ответственности членов СРО в области энергетического обследования, как способ обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями работ, услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных работ, услуг по энергетическому обследованию.

9.

Подпункт «в» пункта 9 статьи 1 Законопроекта:

«в) в части 4 после слов «следующие документы» дополнить словами

«в соответствии с требованиями к их форме и содержанию, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.»;

Исключить

Предлагаемая норма противоречит ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ, устанавливающей, что иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами.

Таким образом, установление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требований к форме и содержанию документов саморегулируемой организации неправомерно, данный вопрос может регулироваться только федеральным законом.

10.

Подпункт «г» пункта 9 статьи 1:

«г) дополнить частями 51 - 53 следующего содержания:

«51. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана опубликовывать на своем официальном сайте документы, предусмотренные в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение 10 дней с момента их утверждения. Указанные документы вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования. Неопубликованные документы не применяются.

52. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования вправе создавать в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях объединения (ассоциации), осуществляющие информационное обеспечение и координацию деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, в том числе разработку рекомендаций, которые могут использоваться саморегулируемыми организациями для разработки стандартов и правил, обязательных для членов соответствующих саморегулируемых организаций.

53. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана соблюдать требования к проведению энергетического обследования, а также обеспечивать соблюдение требований к проведению энергетического обследования ее членами. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования вправе предъявить требование об устранении недостатков результатов деятельности такой саморегулируемой организации, вызванных несоблюдением требований к проведению энергетического обследования.»;

Предлагаем:

«г) дополнить частями 51 - 53следующего содержания:

«51. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана опубликовывать на своем официальном сайте документы, предусмотренные в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение 10 дней с момента их утверждения.

52. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования вправе создавать в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях объединения (ассоциации), осуществляющие информационное обеспечение и координацию деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, в том числе разработку рекомендаций, которые могут использоваться саморегулируемыми организациями для разработки стандартов и правил, обязательных для членов соответствующих саморегулируемых организаций.

53 – исключить.

51. Установление императивной нормой срока вступления в силу документов саморегулируемой организации нецелесообразно, поскольку может повлечь нарушение прав членов таких саморегулируемых организаций, заинтересованных в ином порядке вступления в силу. Считаем допустимым установить срок вступления «по умолчанию», предоставив право саморегулируемым организациям при утверждении документа установить иной срок. Такой порядок, например, определен для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Также считаем излишним ссылку на то, что неопубликованные документы не применяются, так как в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

53В связи с тем, что саморегулируемая организация в области энергетического обследования самостоятельно энергетических обследований не проводит, установление обязанности саморегулируемой организацией соблюдать требования к проведению энергетического обследования необоснованно, как и установление права членов саморегулируемой организации предъявить к саморегулируемой организации требование об устранении недостатков деятельности саморегулируемой организации, связанных с несоблюдением требований к проведению энергетического обследования. Установление обязанности саморегулируемой организации обеспечить соблюдение членами саморегулируемой организации требований к проведению энергетического обследования излишне, поскольку в силу положений ст. 2 и ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ содержанием деятельности саморегулируемой организации является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности (к которым, в частности, относятся и требования к проведению энергетического обследования), а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

11.

Подпункт «ж» пункта 9 статьи 1:

ж) в части 8 слова «вправе» заменить словами «не вправе».

Часть 8 статьи 18 действующего федерального закона № 261-ФЗ:

«Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональнуюдеятельность. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования – юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования – физические лица,осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации».

Исключить

Предлагаем часть 8 статьи 18 действующего федерального закона № 261-ФЗ изложить в следующей редакции:

«Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследованийвправеосуществлять иную предпринимательскую деятельность. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследованияне вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации».

1) Это нельзя применить к первому предложению части 8 статьи 18действующего ФЗ № 261-ФЗ, так как противоречит ряду федеральных законов, в частности ФЗ «Об акционерных обществах» N 208-ФЗ. Кроме этого, частью 3 статьи 5 ФЗ «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ предусмотрена возможность субъекта, осуществляющего различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов. Следовательно, законодатель предусматривает возможность осуществление общей (универсальной) правоспособности субъектами предпринимательской деятельности, являющимися членами СРО.

Сегодня много проектных и строительных предприятий организовали подразделения, занимающиеся энергоаудитом, и вступили в СРО энергоаудиторов. Эти предприятия предлагают заказчику не только проведение энергетического обследования, но и их практическую реализацию, заключение энергосервисных контрактов и т.п. Таким образом, заказчик имеет возможность получить комплексное решение задачи - «энергосбережение «под ключ»: от энергоаудита и разработки программы энергосбережения и повышения энергоэффективности до заключения энергосервисного контракта из одного подрядчика и реализации этой программы, что снижает стоимость всего объема работ, повышает их качество и ответственность подрядчика.

Предлагаемое изменение:

- исключит возможность реализации программы «Энергосбережение «под ключ», что приведет к увеличению стоимости всего комплекса работ и снижению их качества, поскольку энергоаудит и планирование мероприятий будет проводить одна компания, а их реализацию - другая, при этом размывается ответственность за конечный результат, и определение виновного в отсутствии реальной экономии по результату реализации энергосберегающих мероприятий представляется крайне тяжелым.

2) Поскольку Законопроект не предусматривает членство в СРО «физических лиц», то слова«профессиональная деятельность»не уместны в части 8 статьи 18, т.к. данное понятие применительно к физическим лицам.

По этой же причине целесообразно из части 8 статьи 18 действующего ФЗ полностью убрать фразу: «Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования – физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов».Поскольку Законопроект не предусматривает членства в СРО физических лицэта фраза не актуальна. В этой же связи не обязательно уточнение «члены саморегулируемой организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели», поскольку в Законопроекте уже обозначено, кто может быть членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

12.

Подпункт «з» пункта 9 статьи 1:

«з) дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. Саморегулируемая организация в области энергетических обследований осуществляет контроль за деятельностью своих членов путем проведения плановых и внеплановых проверок в сроки и порядке, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Предметом плановых и внеплановых проверок является сплошная или выборочная проверка результатов энергетических обследований, проводимых членами саморегулируемой организацией, и соблюдение ими требований к проведению энергетического обследования, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований, стандартов и правил саморегулируемой организации в области энергетических обследований, а также условий членства в саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Заключение по предмету проверки направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в течение 10 дней со дня окончания проверки.»;

Предлагаем:

з) дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования осуществляет контроль за деятельностью своих членов путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом плановых и внеплановых проверок является проверка результатов энергетических обследований, проводимых членами саморегулируемой организации, и соблюдение ими требований к проведению энергетического обследования, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований, стандартов и правил саморегулируемой организации в области энергетическогообследования, а также условий членства в саморегулируемой организации в области энергетического обследования.»

1) Упоминание о том, что контроль за деятельностью членов осуществляется в срок и порядке, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ излишне, поскольку в соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ федеральными законами могут устанавливаться особенности функционирования саморегулируемых организаций, в том числе особенности порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. Если никаких особенностей предлагаемые изменения не несут, то отсутствует необходимость в дополнительном воспроизведении в тексте ФЗ «Об энергосбережении…» № 261-ФЗ положений ФЗ «О саморегулируемых организациях» 315-ФЗ.

2) В целях единообразия используемой в законе терминологии считаем целесообразным использование изначально установленного термина «саморегулируемая организация в области энергетическогообследования»;

3) установление обязанности саморегулируемой организации отчитываться перед уполномоченным государственным органом о результатах контроля за деятельностью членов не согласуется с установленным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ принципом самостоятельности деятельности саморегулируемой организации как добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности. В целях обеспечения доступа к информации о деятельности саморегулируемой организации и ее членов ч.1 ст. 7 ФЗ «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ установлена обязанность саморегулируемой организации публиковать информацию о результатах проведенных проверок деятельности членов саморегулируемой организации в средствах массовой информации (и) или размещать в информационно-телекоммуникационных сетях.

13.

Пункт 10 статьи 1:

«10) дополнить статьей 181 следующего содержания:

«Статья 181. Требования к энергоаудитору

1. Статус энергоаудитора подтверждается квалификационным аттестатом энергоаудитора, выдаваемым в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона

К квалификационному экзамену на соответствующую квалификационную категорию допускается претендент, имеющий базовую профильную подготовку по образовательным программам высшего профессионального образования по техническим специальностям с учетом отраслевой специализации и по образовательным программам дополнительного профессионального образования в области энергетических обследований, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований, и имеющий ко дню объявления результатов квалификационного экзамена опыт работы по специальности, соответствующей квалификационной категории, не менее трех лет.»

Предлагаем:

«Статья 181. Требования к энергоаудитору

1. Статус энергоаудитора подтверждается квалификационным аттестатом энергоаудитора, выдаваемым в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона

К квалификационному экзамену на соответствующую квалификационную категорию допускается претендент, отвечающий следующим требованиям:

1. наличие высшего профессионального образования;

2. наличие дополнительного профессионального образования в области энергетического обследования по образовательным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований;

3. наличие опыта работы вэнергоаудиторской организации не менее одного года.»

Предлагаемая в проекте закона методика нереализуема. Отсутствует такая специальность как «энергоаудитор», нет кода специальности и т.п. Предлагаемая статья 181 «Требования к энергоаудитору» кардинальным образом изменяет требования к персоналу, требуя наличие у энергоаудиторов профильной подготовки по образовательным программам высшего профессионального образования по техническим специальностям с учетом отраслевой специализации и опыта работы по специальности не менее трех лет. Что же делать тем энергоаудиторам, которые уже имеют большой опыт работы на определенных объектах, давно работают в энергоаудиторской организации, но высшее образование (базовое) имеют по другой специальности?

Возникает также вопрос, где найти необходимые кадры в таком количестве с опытом работы по специальности не менее трех лет, так как за последние годы в нашей стране наблюдается острая нехватка специалистов с высшим техническим образованием и требуемым опытом работы по специальности от трех лет.

Предлагаемое статьей 181 введение квалификационной категории суживает область деятельности организации, делая предприятия малого бизнеса, занимающиеся энергоаудитом, неконкурентоспособными.

Данные поправки в действующее законодательство приведут к неспособности большого количества малых предприятий вести свою деятельность в области энергоаудита, оставив на рынке лишь организации, созданные при крупных энергетических компаниях.

Принятие предлагаемой поправки отложит реализацию ФЗ № 261 на несколько лет, при этом вряд ли положительно скажется на качестве энергетических обследований.

Может быть, по аналогии с ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», должен учитываться стаж работы претендента в энергоаудиторской организации в качестве помощника энергоаудитора, например? А в качестве базовой подготовки иметь высшее образование без учета отраслевой специализации, по аналогии с ФЗ № 307-ФЗ? «Об аудиторской деятельности»?

14.

Подпункты «а» и «б» пункта 1 статьи 2:

«Внести в статью 9.16. Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях … следующие изменения:

1) в части 8:

а) после слов «Несоблюдение» дополнить словами «требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного

энергетического обследования,»;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

«влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.»;

Предлагаем следующую редакцию:

«Внести в статью 9.16. Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях … следующие изменения:

1) в части 8:

а) после слов «Несоблюдение» дополнить словами «требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного

энергетического обследования,»;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

«влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до пяти процентов совокупных затрат на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии за календарный год.

В данной части статьи 9.16. говорится о несоблюдении сроков проведения обязательного энергетического обследования. Представляется целесообразным установить размер административного штрафа в зависимости от объема потребляемых энергоресурсов для усиления мотивации.

15.

Пункт 2 статьи 2:

«2) часть 9 изложить в следующей редакции:

«9. Несоблюдение саморегулируемой организацией в области энергетического обследования требований к проведению энергетического обследования, требований к стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетического обследования – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.».

Предлагаем следующую редакцию:

«2) в части 9:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.».

Установление административной ответственности саморегулируемой организации в области энергетического обследования за несоблюдение требований к проведению энергетического обследования необоснованно в связи с тем, что саморегулируемая организация не проводит энергетических обследований. Также не обоснована ответственность за несоблюдение требований к стандартам и правилам саморегулируемой организацией. Само по себе установление требований к форме и содержанию документов саморегулируемой организации федеральным органом исполнительной власти противоречит положениям действующего законодательства (см. обоснование к п. 9 настоящих поправок). Кроме того, частью 9 ст. 18 Федерального закона «Об энергосбережении …» № 261-ФЗ установлен порядок осуществления государственного контроля за деятельностью саморегулируемой организации, в том числе при выявлении в результате проверки тех или иных нарушений. Ч.5 ст. 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ предусмотрено право органа надзора обратиться в суд с требованием об исключении сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям федеральных законов.


 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"