СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

В Правительстве России обсудили вопросы инновационного развития ТЭК

В Правительстве России обсудили вопросы инновационного развития ТЭК
20.08.2012
Текст выступления Д.А. Медведева на совещании по вопросам инновационного развития отраслей экономики (в части АПК и ТЭК) (выдержки):

... Теперь о ТЭКе. Начиная с 2011 года девять основных госкомпаний в топливно-энергетическом секторе утвердили программы инновационного развития, причём мы их многократно проверяли, потому что у нас всегда была дискуссия о том, где начинаются инновации и заканчивается просто обычная технологическая модернизация, которой занимаются все. Но в любом случае только за прошлый год для их реализации было выделено почти 200 млрд рублей, и, что особенно важно (это действительно хорошая цифра), 50 млрд рублей только на научные исследования. Вот это действительно важно. А пять крупнейших частных нефтяных компаний на финансирование НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) потратили практически 0,5 млрд долларов. Это, может быть, не фантастика, но это уже что-то.
Однако нужно сознавать, что дополнительные, более действенные стимулы ещё только требуется развить, и основной упор надо делать на обеспечение экологической безопасности, развитие энергоэффективных проектов. Они все тоже известны, речь идёт о технологиях повышения отдачи нефтяных и газовых скважин, с помощью которых можно было бы более эффективно и полно использовать соответствующие месторождения. Речь идёт о переработке попутного газа в синтетическую нефть и другие жидкие виды топлива, ну и, конечно, о снижении нагрузки на окружающую среду. Речь идёт о технологиях построения интеллектуальных электросетей, которые способны управлять режимами энергосистемы, а также о способах защиты линий электропередачи от известных проблем (речь идёт о коррозии, обледенении), которые существенно снижают потери при передаче. Это всё российские разработки. Скажем, в «Сколково» только в рамках кластера «Энергоэффективные технологии» зарегистрировано 160 участников (компании-разработчики в них участвуют). Из них уже одобрены 34, для которых выделены гранты на сумму 1,8 млрд рублей. Значительная часть уже выделена и осваивается.
Действует госпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая предполагает снижение энергоёмкости нашего ВВП на 40% к 2020 году. Цель амбициозная, но мы, надеюсь, всё-таки будем двигаться к ней. Ежегодно выделяются субсидии в сумме более 5 млрд рублей, предусмотрены госгарантии на 10 млрд рублей на аналогичные проекты в промышленности и в нашем ЖКХ, а также средства на проведение НИОКР. И, конечно, надо поощрять участие российских энергокомпаний в технологических платформах, таких как глубокая переработка углеводородов, технология добычи и использование углеводородов и интеллектуальная энергетическая система России. В общем, все эти проекты – в стадии реализации. Мы не начинаем эту работу, а продолжаем, но я посчитал правильным, уважаемые коллеги, даже сейчас, в самый глухой месяц – август, когда вся Европа отдыхает, нам всё-таки встретиться и об этом поговорить, чтобы не терять времени. Так что надеюсь, никому не разрушил планы на отдых, а если кому и разрушил, то ненадолго.
Давайте начнём диалог на эту тему. Сначала я попрошу выступить министра энергетики. Пожалуйста, Александр Валентинович Новак.
А.В.Новак (министр энергетики Российской Федерации): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Топливно-энергетический комплекс является локомотивом российской экономики, и мы прекрасно понимаем долю своей ответственности, нашей отрасли, в переходе на инновационный путь развития. Потенциал применения инноваций в ТЭКе России огромен: это обусловлено масштабом отрасли и потребностями модернизации, исчисляющимися десятками триллионов рублей. Объём рынка ТЭКа России составляет примерно 20 трлн рублей в год. Инвестиционные программы предприятий топливно-энергетического комплекса уже сейчас составляют 2,6 трлн рублей ежегодно. Инвестиции могут стать, как Вы и сказали, Дмитрий Анатольевич, драйверами для создания и внедрения инноваций как в самом ТЭКе, так и в смежных отраслях, а также в импортозамещении. Объём инвестиций сегодня в топливно-энергетическом комплексе в ближайшие 10 лет оценивается в 30 трлн рублей. Зарубежный опыт показывает, что при эффективном государственном администрировании в энергетической сфере в короткие сроки создаются отдельные инновационные отрасли, такие как возобновляемые источники энергии, добыча сланцевого газа, интеллектуальные электрические сети, личный электротранспорт. Каждое из вышеперечисленных направлений является мощнейшим катализатором инновационного экономического развития. Оборот этих отраслей составляет сотни миллиардов долларов, а это огромные дополнительные возможности для создания рабочих мест, диверсификации экономики и реальные точки роста.
Одним из важнейших факторов, определяющих такой спрос, является характер и структура минерально-сырьевой базы. Так, в нефтегазовой отрасли мы входим в фазу истощения традиционных месторождений, значительного увеличения в будущем доли добычи нефти и газа в регионах со сложными условиями и низкой освоенностью. Также ключевым фактором спроса на инновации является необходимость повышения энергоэффективности как предприятий собственно топливно-энергетического комплекса, так и всей экономики. Сегодня энергоёмкость российской экономики в 2–3 раза превышает показатели ведущих индустриальных стран, и перед нами стоит задача снизить этот показатель на 40%.
Ещё одним важным фактором спроса на инновационные технологии является уровень влияния топливно-энергетического комплекса на экологию. Решение экологической задачи зависит от массового внедрения современных энергоустановок, полного использования попутного нефтяного газа, повышения КПД котельных и угольных электростанций, а также увеличения доли атомных электростанций, доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе. Чтобы не допустить технологического отставания, необходимо обеспечить научные разработки, производство и внедрение данных технологий, а также интеграцию российского научного потенциала в мировых научных исследованиях.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, готовясь сегодня к совещанию, мы столкнулись с проблемой: как измерить расходы компаний на инновационную деятельность? И по факту единственное, что сегодня можно выделить в компании, – это расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. И, конечно же, важный фактор, который определяет в целом инновационность развития компании, – это конкурентоспособность компании, доля участия на рынке, производительность труда.
На данном слайде показано, где сегодня мы находимся в рамках инновационной деятельности, каковы затраты госкомпаний по отношению к выручке. И можно сказать, что сегодня эти затраты находятся на уровне лучших международных компаний и зачастую даже превышают их. Такая динамика сложилась в последние три года. И в то же время необходимо понимать, что качество инновационной деятельности российских компаний нужно существенно повышать, требуется большая отдача от вложений. Например, видно, что компания Exxon Mobil, которая имеет меньший процент затрат на инновации по отношению к выручке, за год регистрирует сотни инновационных международных патентов на новые технологии: геологоразведка, добыча, переработка нефти. Это суммарно больше, чем все российские нефтегазовые компании, вместе взятые. Аналогичная ситуация наблюдается и в электроэнергетике. Опережая сегодня зарубежные компании по доле затрат на НИОКР к выручке, наши компании примерно в 5–10 раз уступают им в количестве зарегистрированных патентов. Поэтому одно из предложений, которое мы выносим на сегодняшнее заседание, заключается в том, чтобы поручить провести анализ эффективности исполнения программ инновационного развития за 2011 год и реализацию в 2012 году и подготовить предложения по пересмотру ключевых показателей эффективности, имея в виду, что это должны быть не только объёмные показатели в процентном отношении расходов на НИОКР от выручки, но и показатели качества и результативности внедрения инноваций.
Далее я хотел обозначить приоритетные технологические положения, которые, по оценке Министерства энергетики, будут определять будущее отраслей топливно-энергетического комплекса на 10–15 лет в нефтяной отрасли. Во-первых, это сланцевая революция, которая произошла в мировой нефтегазовой отрасли. Она обязана своим появлением технологии множественного гидроразрыва нефте- и газоносного пласта. Сама по себе технология не нова, но ноу-хау технологии заключается в нахождении правильной комбинации использования этой технологии и других технологий воздействия на пласт для максимизации нефтеотдачи. Поиск такого ноу-хау определяется в ходе построения сложнейших геологических и геофизических моделей, постоянного экспериментирования и тонкой настройки решения. На сегодня такое новшество для условий Западной Сибири пока не найдено, и коэффициент извлечения нефти из месторождения остаётся на крайне низком уровне: порядка 37%, хотя в развитых странах он достигает 65–70%. Эффективность использования данных технологий позволит раскрыть потенциал трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, и поэтому первым важным технологическим фронтом мы видим технологии применения множественного гидроразрыва пласта в комплексе с другими методами стимулирования нефтеотдачи.
Второе направление потенциала – нефте- и газодобыча на российском шельфе. Прежде всего это российская Арктика. Потенциал этот не может быть раскрыт без существенного технологического прорыва в создании автономных систем подлёдного и подводного освоения и обустройства месторождений с применением современных, новых роботизированных комплексов.
Третьим важным направлением, на наш взгляд, является комплекс технологий, связанный со сжижением газа, прежде всего на основе технологии GTL, и сжижением метана угольного пласта. Во всём мире достаточно давно строятся большие заводы GTL, но это не новая технология для экспорта сжиженного газа: крайне перспективным направлением видится технология мини-GTL, которая может позволить строить относительно компактные установки для сжижения газа. Прорыв в этом направлении принципиально изменил бы структуру и конкурентоспособность российской отрасли.
На следующем слайде показаны перспективные технологии в угольной отрасли, по которым ведутся исследования, разработки и внедрения. Из них я бы выделил, первое – бесшахтные технологии и разработки угольных месторождений на основе газификации, гидролизации, биотехнологий. Внедрение данных технологий позволит исключить нахождение человека под землёй и существенно повысить безопасность. Второе важное направление – это технология глубокой переработки угля, то есть производство синтетического жидкого топлива и других продуктов углехимии. Внедрение данной технологии, на наш взгляд, позволит создать новые продукты, открыть новые современные рынки сбыта.
Из представленных на следующем слайде в электроэнергетике новых технологий я бы в первую очередь выделил разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости. Этим занимаются сегодня ФСК, Росатом на стадии опытно-конструкторских разработок. Применение данных технологий позволит снизить потери энергии в оборудовании на 80%, а также позволит существенно увеличить пропускную способность сетей.
Создание отечественного угольного энергоблока, ориентированного на супер-, сверхкритичные параметры пара. Применение данной технологии позволит существенно повысить КПД работы электростанций – до 44–50%. Необходимо отметить, что перечисленные направления исследований и разработок компаниями топливно-энергетического комплекса абсолютно соответствуют мировым трендам, и, конечно, успех этих разработок и их внедрение в промышленную эксплуатацию будут определять в будущем конкурентоспособность всей экономики.
Также хотел бы отметить, что инновационная активность компаний ТЭКа сегодня значительна, и она повысилась, как уже было сказано, в последние три года. Но при этом компании используют значительные инструменты в своей инновационной деятельности, которые уже на сегодняшний день созданы и о которых говорил в своём вступительном слове Председатель Правительства. Во-первых, это и самостоятельная инновационная деятельность в рамках создания собственных RnD-центров (Research & Development), а также создание совместных производств со своими поставщиками, оборудованием и партнёрами. Эта формула «технология в обмен на рынок» уже заработала.
Я здесь хотел бы отметить буквально несколько: это создание Арктического научного центра шельфовых разработок – совместное предприятие Exxon Mobil и «Роснефти» для трансфера передовых шельфовых технологий, с бюджетом на ближайшие годы 500 млн долларов. Другим примером является совместное предприятие «РусГидро» и французской корпорации Alstom по производству на территории Российской Федерации гидроэнергетического оборудования для малых ГЭС и ГЭС средней мощности: общий объём инвестиций уже составил около 120 млн евро. Также компании ФСК (ОАО "ФСК ЕЭС"), «Силовые машины», Toshiba создали совместное предприятие по выпуску силовых трансформаторов, пуск завода будет уже в 2013 году.
Во-вторых, мы видим и отмечаем инновационную деятельность топливно-энергетического комплекса с поддержкой со стороны государства. Так, уже было сказано о том, что по поручению комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию девять компаний разработали и утвердили программы инновационного развития. Кроме этого организовано взаимодействие с научными учреждениями – Российской академией наук, вузовской наукой, институтами развития, такими как «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк. Созданы и территориальные кластеры. Запущена и набирает обороты государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В 2009 году было принято решение о разработке подпрограммы развития силовой электротехники и энергетического машиностроения на период 2012–2016 годов. Сегодня она находится в стадии подготовки Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Срок, конечно же, уже сдвинут на 2013 год. Данным проектом подпрограммы подразумевается поддержка создания ряда ключевых инновационных технологий, включая такие, как парогазовые установки, элементы угольного блока на суперсверхкритичных параметрах, внутрицикловая газификация. Учитывая важность данной программы для инновационного развития компаний, уважаемый Дмитрий Анатольевич, я хотел бы попросить в рамках этого совещания дать поручение в кратчайшие сроки утвердить проект концепции данной подпрограммы. Министерство экономического развития поддерживает её, и это могло бы быть толчком для дополнительных наших разработок в современных прорывных технологиях и в рамках государственной поддержки.
Несмотря на существенный прогресс в становлении институтов развития и запуске инновационного процесса, практически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса темпы внедрения инноваций, к сожалению, пока достаточно низкие. По мере роста инновационной активности в отдельных отраслях становятся очевидными и требуют решения новые проблемы. Позитив заключается в том, что это по-настоящему уже проблемы роста. С нашей точки зрения (по итогам общения с компаниями), проблемы роста можно разделить на два блока. Во-первых, есть комплекс проблем, связанных с тем, что, с одной стороны, поставщики инновационных услуг часто не понимают долгосрочного спроса на инновационные услуги предприятиями топливно-энергетического комплекса, а с другой, сами непосредственно покупатели, являющиеся центрами инновационного спроса, не готовы работать сегодня с новыми технологиями и поставщиками, которые ещё не апробированы их компаниями. Это создаёт замкнутый круг, который нам необходимо разомкнуть. Анализ лучшего мирового опыта, проведённый Минэнерго России, показывает, что такие проблемы в принципе решаются в других странах, и такие позитивные примеры есть. Мне показался интересным опыт Норвегии, где существует общеотраслевая система закупок, в которой зарегистрированы и работают ключевые потребители и поставщики нефтегазовой отрасли, где введены свои чёткие стандарты квалификации поставщиков и где за счёт прозрачной и понятной системы закупок в конечном итоге обеспечена работа конкурирующих между собой компаний, в том числе и на рынке высокотехнологичной продукции. Такой механизм стимулирует появление новых бизнесов и существенно облегчает доступ компаний-операторов к высокотехнологичным услугам с гарантиями качества и в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность нефтегазовой отрасли. Кстати, Норвегия, начавшая серьёзную работу по освоению шельфа всего лишь в 1970-х годах, сегодня может заявить о том, что местные компании экспортируют современные инновационные технологии и услуги для мировой нефтегазовой отрасли в объёме более 20 млрд долларов в год.
Образно говоря, речь идёт, по сути, об электронной бирже идей, технологий и проектов, подкреплённых конкретными долгосрочными заказами.
Второй важный элемент, который полезно вынести из мирового опыта, – это необходимость реализации новых инструментов и новых форм отсева и коммерциализации технологий, что не является стандартным подходом для российских энергетических компаний. На примере других стран мы увидели, что такой инструмент, как корпоративные венчурные фонды, которые управляются профессиональными инвестиционными управляющими, позволяет существенно повысить внутрикорпоративную конкуренцию за идею, за капитал. Хорошим примером является опять же норвежский фонд Energy Capital Management компании Statoil, который сегодня управляет активами более чем на 250 млн долларов и, по сути, просматривает и ведёт постоянный отсев новых идей, сталкивает новые идеи с существующими технологическими подходами внутри компании. Основываясь на этом опыте и на нашей оценке состояния инновационной деятельности, Министерство энергетики предлагает рассмотреть семь предложений, которые направлены на развитие инновационной сферы в топливно-энергетическом комплексе. Ряд из них я уже назвал в своём выступлении и хотел бы озвучить оставшиеся. Это предложение о поручении проработать вопрос создания единой российской системы поставщиков с квалификационными требованиями и прозрачной конкурентной системой заявок, предложение о проработке изменений в законодательство для обеспечения раскрытия компаниями топливно-энергетического комплекса с госучастием долгосрочных инвестпрограмм на период не менее пяти-семи лет в части инновационных продуктов и услуг, поручение подготовить предложения по повышению инновационной открытости компаний топливно-энергетического комплекса с госучастием для обеспечения возможности независимым исследовательским центрам и инновационным компаниям проводить экспертизу и апробировать на практике новые технологические решения. Спасибо. Доклад закончен.
Д.А.Медведев: Спасибо большое. Единственное: всегда просьба следить за регламентом. Это, видимо, наследственное: Сечин (И.И.Сечин) длинные доклады делал, теперь Вы. Надо чуть короче.
Теперь по этой тематике: давайте поговорим по ситуации с развитием научных разработок. Я посмотрел таблицу сравнения расходов на НИОКР российских и зарубежных компаний (Александр Валентинович уже показывал нам её). Действительно, у Exxon Mobil 329 патентов, но доля выручки 0,22%. А вот, например, у нашей компании ФСК 35 патентов, но доля выручки – 1,38%: это уже хорошая цифра. Поэтому Олегу Михайловичу Бударгину (О.М.Бударгин) передаю слово. Пожалуйста, коротко расскажите о том, что сделано.
О.М.Бударгин (председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС»): Спасибо большое. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Стратегия инновационного развития сетевого комплекса страны – это создание сетей нового поколения, умных сетей. Если в 2010 году мы приступили к разработке программы нового поколения сетей в высоком классе напряжения, то сегодня это качественно новый уровень программы – это комплексное внедрение инноваций от умной энергетики до разумного потребителя. Программы, утверждённые советами директоров ФСК и МРСК, определили основные направления научно-исследовательских работ. Это семь направлений в магистральных сетях, четыре направления в распределительных сетях. Для независимой оценки, для координации независимой оценки был создан совместный научно-технический совет с Российской академией наук: из 20 членов совета четыре являются академиками Российской академии наук. Это позволило нам проработать серьёзно все эти направления, определить основные точки, которые необходимо сформировать, для того чтобы привлечь к разработкам максимально большое количество заинтересованных сторон не только с российской стороны, но и с зарубежной. Мы определили эти направления, в первую очередь это новые типы силового оборудования, это системы управления и многое другое. И самое главное, что исполнителями НИОКР для нашей компании являются не только отраслевые институты, а это 60%, но также и организации малого и среднего бизнеса (12%), и наши вузы страны, которые занимают в этих работах пока 5%, но есть хороший потенциал и есть хорошие перспективные программы. В рамках данных направлений был проведён мониторинг технологий в мире и в стране и была организована процедура по сбору заявок на решение проблемных точек на данных направлениях.
На слайде №3 показана цепочка инновационного процесса – это формулирование проблем, это поиск идей, это сбор и анализ предложений, это сам НИОКР, это «пилоты» и коммерциализация. Мы проделали большую работу вместе с Академией наук, и в научной среде обсуждались разные взгляды, подходы к реализации этих направлений. Мы приняли в 2011 году 481 заявку, которые как раз и были сформулированы в части этих направлений. Отобрали из них 140 работ и распределили их как на прорывные технологии, так и на улучшающие технологии. Сегодня из этих 140 работ 20 технологий находятся в пилотном режиме реализации, две работы уже находятся в тиражировании.
На четвёртом и пятом слайдах мы говорим о тех успехах пилотных проектов в разной стадии разработки. Но самое главное, что действительно сегодня доверие к нашим разработкам, нашим идеям имеется не только на российской площадке, в наших работах участвуют и зарубежные компании, являются активными участниками.
В первую очередь, конечно, наша ближайшая перспектива – это цифровая подстанция, это создание высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии переменного тока в Москве и линии постоянного тока в Санкт-Петербурге. Приступили уже к реализации инфраструктуры для обеспечения электромобилей. И уже конкретно есть работа в Перми, где мы реализуем проект «Считай, экономь и плати» именно для распределительных сетей. Объединяя усилия ФСК и МРСК (Межрегиональная распределительная сетевая компания), мы обеспечиваем синергетический эффект объединения инновационной деятельности компаний, и на шестом слайде это видно.
Работа по реализации инновационного процесса позволила ФСК организовать продвижение своих интеллектуальных разработок на рынке. Технология действительно инновационная, она востребована на конкурентном рынке. За 2011 год получено 36 патентов по инновационной деятельности ФСК, в том числе два зарубежных, заключено четыре лицензионных договора с тремя организациями, более 10 технологий находится на стадии коммерциализации.
ФСК совместно с российскими и зарубежными партнёрами развивает производство в Российской Федерации современного электротехнического оборудования, используемого в российских и зарубежных инновациях. Буквально через несколько дней мы откроем новый завод во Владивостоке по выпуску современного электротехнического оборудования вместе с компанией Hyundai. Этим летом вступил в строй в Воронеже завод по выпуску современных трансформаторов гидротехнического оборудования, созданный совместно с Siemens. Наша гордость – это «Таткабель». Без всякой поддержки, без долгосрочных контрактов мы уже приступили к выпуску нашего отечественного кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена (класс напряжения 6) от 6 кВ до 330 кВ, сегодня проводятся испытания кабеля 500 кВ.
К сожалению, в настоящее время в России отсутствуют испытательные центры, обеспечивающие проведение всего цикла создания электротехнического оборудования, что сказывается и на реализации инновационных программ (это сдерживает экспорт отечественного производства оборудования за рубеж), и на развитии интеллектуальной электрической сети как элемента её инфраструктуры. В Советском Союзе было пять масштабных испытательных центров. В России, к сожалению, нет испытательных центров. В Европе действует 20 испытательных центров. Решения принимались, но, к сожалению, до сих пор постоянно вычёркивают из инвестпрограммы Федеральную сетевую компанию. Деньги есть, нет просто воли. Надеемся, что сегодня новое Министерство энергетики нас поддержит, и в инвестиционной программе ФСК появится наконец совместный с Российской академией наук проект формирования нового, современного испытательного центра. В рамках программы инновационного развития организовано взаимодействие с вузами по различным аспектам – от привлечения к НИОКР (5% вузы выполняют, я уже сказал) до участия в учебных процессах. Считаем, что подготовка новых кадров является важным инструментом в реализации инновационных идей.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я готовил три просьбы, но считаю, что самая главная просьба – это всё-таки дать поручение Федеральной сетевой компании, Министерству энергетики включить в нашу инвестпрограмму создание мощного современного испытательного центра России, потому что это есть основа и главный инструмент реализации инновационной программы ФСК. И разрешите после совещания Андрею Ивановичу Рудскому (ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»), нашему ректору Политеха, подарить новый сборник из статей и учебников, для того чтобы подчеркнуть наше долгосрочное партнёрство по подготовке кадров для реализации инновационных проектов.
Д.А.Медведев: Разрешаю, дарите.
О.М.Бударгин: Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо большое. Спасибо.
Я не прокомментировал выступление министра в этом плане, но, естественно, все предложения, которые есть (там семь штук), я посмотрю, и поручения по ним сформулируем. По подпрограмме, включая ту, которую вы называли (я так понимаю, «Развитие силовой электротехники и энергоэффективного машиностроения»), тоже, соответственно, давайте определяться.
По поводу испытательных центров. Картина действительно плохая: судя по вашей презентации, в Союзе было пять таких центров, в Европе 20 уже, у нас ни одного. Я не знаю, сколько это стоит, здесь написано 10–12 млрд. Это не фантастические деньги, откровенно говоря. Я готов, естественно, дать поручение и по вашей инвестпрограмме, но мне кажется, мы должны в целом подумать об этой ситуации, потому что они нам нужны не только для энергетики, они нам нужны и для машиностроения, и для других отраслей. Естественно, что их нужно создавать на базе того, что называется частно-государственным партнёрством. Вот как это сделать, давайте обсудим. Ну и надо постараться сблизить позиции, потому что это в интересах всех присутствующих и огромного количества отсутствующих здесь бизнесменов.
Договорились. Так, теперь давайте сделаем переход к техплатформе «БиоТех 2030», коллеги тоже ещё выступят. А потом ещё вместе всё это, если потребуется, обсудим, я дам слово всем желающим для коротких комментариев.
По самой техплатформе – Владимир Олегович Попов, директор Института биохимии имени Баха, пожалуйста. Тоже у меня просьба компактно.
В.О.Попов (директор Института биохимии им. А.Н.Баха Российской академии наук): Спасибо. Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, дорогие коллеги! Биотехнологии сегодня наряду с информационными технологиями и нанотехнологиями являются ключевыми элементами для инновационного развития современной экономики. Мировой рынок биотехнологий к 2025 году достигнет уровня 2 трлн долларов США. С использованием биотехнологий к 2030 году будет создаваться до 35% химической продукции, 50% продукции агропрома и около 80% лекарственных средств. Биотехнологии обеспечат 2,7% валового внутреннего продукта развитых стран, а для развивающихся экономик эта доля будет ещё больше. Следующий слайд, пожалуйста. К сожалению, в 1990-е годы Российская Федерация во многом утратила те лидирующие позиции, которые имел в области биотехнологий Советский Союз, который полностью обеспечивал себя такими важными для агропрома продуктами, как, например, микробиологический белок или незаменимые аминокислоты. В последние годы наблюдается устойчивый рост рынка во всех сегментах, однако, как Вы видите, они полностью импортозависимы, и эта зависимость запредельна. Преодолеть эти проблемы и призван комплекс мер, который реализуется по инициативе руководства страны в последние годы. Следующий слайд, пожалуйста. Все развитые экономики мира, в том числе Соединённые Штаты Америки, Евросоюз, Китай, Бразилия и другие регионы имеют долгосрочные стратегии развития биотехнологии. В России сосредоточена львиная доля мировых лесных запасов, наиболее плодородные пахотные земли. У нас нет недостатка пресной воды – всё это создаёт надёжный базис для построения будущей биоэкономики или её отдельных элементов. В силу специфики Российской Федерации (её территория, низкая плотность населения на востоке) биоэкономика приобретает для страны особое социальное значение, поскольку является средством закрепления трудоспособного населения в отдалённых регионах, на селе, обеспечивает устойчивое местное энергоснабжение, опираясь на региональные ресурсы, и способствует созданию новых рабочих мест. В России сейчас разработана и принята в апреле этого года комплексная программа развития биотехнологий Российской Федерации, так называемая программа «БИО-2020», которая является первым документом такого высокого уровня, определяющим государственную политику в области биотехнологий. Эта программа была подготовлена и разработана при активном участии трёх технологических платформ – нашей («Биоиндустрия и биоресурсы»), техплатформы по биоэнергетике и платформы «Медицина будущего».
Следующий, пожалуйста, слайд. Технологическая платформа «Биоиндустрия и биоресурсы», являясь формой частно-государственного партнёрства, способна оказать влияние на самые разнообразные отрасли экономики. В первую очередь это, конечно, аграрный, лесной, пищевой секторы. Это область промышленной химии, утилизации и обработки отходов, добыча и переработка полезных ископаемых, аквакультура.
Следующий слайд. В рядах нашей платформы объединилось более 150 различных организаций. Это ведущие университеты страны, научные центры, работающие в области наук о жизни, крупные промышленные предприятия и научно-производственные объединения, профессиональные союзы и ассоциации, малые биотехнологические предприятия. У техплатформы сложились хорошие рабочие отношения со всеми институтами развития и федеральными органами исполнительной власти, которые используют техплатформу в первую очередь в качестве экспертного органа при рассмотрении проектов биотехнологического профиля.
Я хотел бы коротко остановиться на нескольких успешных примерах реализации крупных биотехнологических инновационных проектов, которые осуществляются при участии членов нашей платформы и которые могут оказать заметное влияние на экономику соответствующих отраслей. Один из таких проектов реализуется на восточносибирском комбинате биотехнологий «РТ-Биотехпром», это структурное подразделение «Ростехнологий». Там создаётся опытно-промышленная установка по конверсии лигноцеллюлозного сырья (это отходы лесопереработки, опилки) в продукты с высокой добавленной стоимостью. На основе отечественных разработок создаётся первое в стране производство химических продуктов, таких как бутанол или органические кислоты, которые в качестве сырья используют не углеводороды, а возобновляемую биомассу. В настоящее время идёт монтаж оборудования, пуск намечен на 2014 год. Стоимость этого пилотного проекта оценивается примерно в 800 млн рублей, одна треть из которых была предоставлена в качестве гранта Министерством образования и науки. В случае успешной апробации комплекса этих инновационных технологий этот опыт планируется распространить на другие предприятия гидролизной отрасли промышленности. Таким образом, мы сможем уйти от опасной и вызывающей неблагоприятные последствия с точки зрения охраны окружающей среды технологии кислотного гидролиза древесины к новым, современным, «зелёным», эффективным биотехнологиям.
Ещё один крупный проект реализуется в Белгородской области. Он нацелен на комплексную переработку малоценного пищевого сырья птицефабрик, таких как пух, перо, так называемый мясокостный остаток, который образуется после разделки бройлеров в процессе птицепереработки. Это хороший пример отечественной разработки, значительно опережающей мировой уровень, которая прошла все ступени инновационного лифта – там было и начальное частное финансирование, потом были деньги от Министерства образования и науки в размере 180 млн рублей, а сейчас «Роснано» вместе с консорциумом зарубежных инвесторов реализует крупный проект общей стоимостью 4,5 млрд рублей. В России сейчас строится два завода, технология имеет значительный экспортный потенциал: она направлена на получение белковых гидролизатов, которые составляют основу функциональных пищевых продуктов и кормов. В настоящее время проводятся проектные работы в Италии и Франции.
В качестве других положительных примеров можно упомянуть Омский технологический кластер, интегрирующий в своей структуре предприятия агропромышленного комплекса, химические и биотехнологические производства, проект по созданию производства лизина мощностью 35 тыс. тонн (это незаменимая кормовая добавка) и успешную деятельность, например, предприятия «Сиббиофарм» из Бердска (это флагман отрасли и успешно продвигает свою продукцию на мировых рынках).
Российским разработчикам есть что предложить нашему отечественному бизнесу. Следующий слайд, пожалуйста. Это только некоторые примеры технологий и продуктов, которые уже либо готовы к масштабированию, либо уже также выпускаются опытными партиями. В области агропромышленного комплекса – это биоудобрения, средства защиты растений, кормовые добавки. Для ветеринарии мы можем предложить вакцины и различные тест-системы. Это системы и сенсоры для контроля качества и обеспечения безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья, биоразлагаемая упаковка.
В области топливно-энергетического комплекса – это микробиологические технологии увеличения нефтеотдачи пластов, это препараты, используемые для приготовления буровых растворов, наконец, это очистка загрязненных территорий, будь то почва или акватория, от нефтеразливов.
Широкое применение биотехнологий (следующий слайд, пожалуйста) приводит к значительным экономическим эффектам. При этом биотехнологии отличаются тем, что у них высоки так называемые косвенные экономические эффекты, которые выражаются, например, в уменьшении нагрузки на окружающую среду путём замены токсических и химических соединений на безвредные биокомпоненты, или улучшении качества конечных продуктов.
В качестве примера можно привести использование ферментных кормовых добавок, которые даже при применении в незначительных количествах приводят к тому, что животные меньше болеют, лучше и быстрее прибавляют в весе и имеют лучшее качество мяса. Уменьшаются и расходы на лекарственные средства. В таблице представлены расчётные эффекты по некоторым группам товаров АПК, которые можно достичь при условии реализации комплекса мероприятий, заложенных в программу «Био-2020». Суммарно при реализации всех мероприятий программы такой эффект может достигать к 2020 году 30 млрд долларов США.
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о тех проблемах, которые сдерживают широкое применение биотехнологий у нас в стране. Следующий слайд, пожалуйста.
Мы понимаем, что инновации не могут появляться на пустом месте, они должны быть кем-то востребованы. Для этого нужен соответствующий бизнес, который применит эти инновации, чтобы получить конкурентные преимущества на определённых рынках. К сожалению, в настоящее время рынки биотехнологической продукции и технологий находятся в зачаточном состоянии, их объёмы весьма незначительны. Бизнес, соответственно, проявляет к ним малый интерес и абсолютно невосприимчив к инновациям.
Если мы хотим реализовать все преимущества биотехнологий, необходимо в первую очередь создать рынки для сбыта биотехнологической продукции. Для этого необходимо применить весь арсенал методов, который есть у государства, – это меры технического регулирования, введение новых, более строгих, более экологичных, более «зелёных», если хотите, стандартов. Необходима последовательная государственная закупочная политика, стимулирующая спрос на продукты, получаемые с использованием биотехнологий, будь то биоразлагаемая упаковка или оксигенирующие присадки к моторным топливам.
Сейчас дело доходит до курьёзов. По действующим нормам субсидируется, например, закупка химических удобрений и пестицидов, а биологические удобрения и средства защиты растений, которые не оказывают вредного воздействия на окружающую среду, под такие льготы не подпадают. Необходима глубокая, системная разборка законодательства, направленная на стимулирование производства биотехнологической продукции, разработка и внедрение систем и мер, направленных на поддержку отечественного, именно, подчеркну, отечественного производителя в области биотеха.
Ещё я хотел бы поддержать предыдущего оратора. Биотехнологические производства – это, как ни крути, крупные заводы, строительство которых требует и значительного времени, и финансовых ресурсов и сопряжено с технологическими рисками. Невозможно лабораторный прототип, какой бы он хороший ни был, сделать завтра работающей технологией. Для этого необходимо пройти все стадии опытно-промышленных испытаний, а для по-настоящему инновационных, прорывных разработок необходимо создание новых уникальных испытательных стендов и пилотных комплексов, стоимость которых составляет многие сотни миллионов рублей, и здесь отечественные разработчики не могут обойтись без помощи государства. Без подобных пилотных комплексов (если хотите, их можно назвать центрами прототипирования биотехнологической продукции) российские разработчики просто обречены, а российский бизнес будет продолжать закупать комплектные технологии за рубежом.
Все эти меры и мероприятия, о которых я сейчас говорил, подробно описаны в программе «Био-2020». Это такая хорошая, правильная программа, верно отражающая основные векторы и тренды современной биотехнологии, однако в настоящее время это, практически, протокол о намерениях и не более того: программа координационная и не обеспечена финансовыми ресурсами.
Для реализации полного потенциала программы и обеспечения развития биотехнологий в Российской Федерации необходимо обеспечить трансляцию плана мероприятий программы «Био-2020» в отраслевые программы федеральных органов исполнительной власти, а главное – крупных компаний с госучастием, с обязательным соответствующим финансированием. И ещё: у нас необходимо, к сожалению, принуждать к инновациям. В связи с этим принципиально важно создание постоянно действующего совещательного органа высокого уровня, следящего за реализацией и контролирующего ход выполнения данной программы.
В заключение от имени всех участников форума…
Д.А.Медведев: Где этот орган создавать, раз это принуждение? В Совбезе? При Министерстве обороны? Как лучше поступить?
В.О.Попов: Он должен быть достаточно высокого уровня. Это такой кнут, который должен, по-моему, всех погонять.
Д.А.Медведев: Подумаем, хорошо.
В.О.Попов: При комиссии по высоким технологиям, например, при президиуме комиссии.
Д.А.Медведев: Ладно, понятно. Спасибо большое. По поводу испытательных центров. Раз и Владимир Олегович (В.О.Попов), и Олег Михайлович (О.М.Бударгин), и другие коллеги об этом говорили, у меня есть предложение всё-таки куда-то двигаться. Я тогда поручу Владиславу Юрьевичу (В.Ю.Сурков) как вице-премьеру, курирующему вопросы модернизации в Правительстве, собрать совещание. Нам нужно, откровенно говоря, найти на это деньги. Причём, как вы правильно выразились, есть принуждение к инновациям, но это такое общее понятие, а вот принуждение к созданию испытательных центров – это вполне очевидное продолжение первого. Действительно, здесь придётся соединять деньги частные с деньгами государственными. Это единственный возможный вариант. Нужно будет собрать компании и переговорить с ними, потому что мы уже довольно приличные деньги тратим на НИОКР (и компании на них раскошеливаются, молодцы), но в том, что касается испытательных центров, такое ощущение, как будто все ждут манны небесной - когда Правительство подпишет распоряжение и выделит многие миллиарды рублей на создание десятка испытательных центров. Так не получится. Надо будет по конкретным направлениям собирать совещание и принимать решение. Вот стоит он 200–300 млн долларов – значит, скидываемся в таких-то пропорциях и создаём, и вся страна на нём работает. Давайте так и сделаем. Но есть и передовики, кто много чего патентует. 

... И.С.Кожуховский (генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», сопредседатель технологической платформы «Малая распределительная энергетика»): Кожуховский, координатор технологической платформы малой распределённой энергетики. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания! Я благодарен Филатову Виктору Ивановичу, который поднял проблему малой распределённой энергетики в Белгородской области. На самом деле это сейчас одно из бурно развивающихся направлений в энергетике развитых стран мира. Мы, к сожалению, в этом вопросе в очень сильной степени зависим от западных технологий, и, в частности, по газопоршневым установкам доля западных, зарубежных видов оборудования – 75%, микротурбин у нас вообще нет – 0% отечественного.
Центром энергетического машиностроения в этом вопросе является «Сатурн – Газовые турбины», которая производит газовые турбины малых мощностей, средних мощностей. И в прошлом году «Сатурн – Газовые турбины» при поддержке Минпромторга, при поддержке нашей технологической платформы структурировала проект по созданию типовых энергетических установок мощностью до 50 МВт для оснащения, внедрения в коммунальных системах теплоснабжения небольших городов и городских районов. В рамках этого проекта Минпромторг выделил на три года (на 2012–2014 годы) 500 млн рублей, «Сатурн» добавил ещё 500 млн рублей, то есть 1 млрд на эту программу. В том числе предполагается около 100 млн на создание испытательного стенда, то есть это пример уже запущенной работы, я имею в виду - начатой работы в рамках государственно-частного партнёрства, в которой предусматривается создание испытательного стенда, о которых мы сегодня много говорили.
И хотел несколько слов сказать об одной важной системной проблеме. Поскольку наша организация, которую я возглавляю (это Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике) является разработчиком генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, разработчиком государственной программы энергосбережения энергетической эффективности в Российской Федерации, мы остро чувствуем и сталкиваемся с проблемой несовпадения горизонтов государственного планирования и прогнозирования и горизонта инвестиционного планирования в энергетических компаниях. Представьте, 2030 год – это горизонт государственных программ. Пять-семь лет – это максимальный горизонт планирования компаний в электроэнергетике за исключением двух-трёх крупнейших государственных компаний, я имею в виду Росатом, «РусГидро» и Федеральную сетевую компанию. Такой горизонт не позволяет энергетическим компаниям выступить заказчиками по отношению к «Энергомашу» для инновационного энергетического оборудования. Здесь нужно предпринимать именно такую системную меру по синхронизации горизонтов планирования – в рамках государственного и корпоративного. Спасибо.

Н.П.Агеев (генеральный директор компании «Novas Energy Services»): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я генеральный директор компании Novas, резидент фонда «Сколково». Компания – одна из тех, кто уже получил грант в фонде «Сколково». Мы занимаемся разработкой и внедрением технологии плазменно-импульсного воздействия для повышения отдачи углеводородов. Технология основана на принципах нелинейной физики, то есть области науки, где Россия ещё удерживает лидирующие позиции. В настоящий момент реализуются три программы с данной технологией. Первая – это как раз в рамках фонда «Сколково» по реализации, скажем так, полного потенциала горизонтальных скважин – как нефтяных, так и сланцевых. Данная программа благодаря фонду «Сколково» развивается очень активно. И большой интерес проявляют как западные компании, так и различные инвестиционные организации.
Второе наше направление идёт совместно с «Газпром геофизикой» – это работа со скважинами по добыче метана из угольных пластов. Данное направление началось полгода назад, и проведены первые положительные полевые испытания. И сейчас планируется предложить программу «Газпрому» совместно опять же с «Газпром геофизикой», чтобы использовать данную технологию для получения промышленных объёмов добычи метана из угольных пластов. И последнее направление, которое мы реализуем самостоятельно, – это повышение нефтеотдачи вертикальных скважин. Уже в России применяется в ряде компаний («Томскнефть», «Полярное сияние», «Когалымнефтегаз»). Планируем преодолеть психологические барьеры и в максимально большом количестве компаний также продемонстрировать данную технологию. Вот что хотелось бы предложить, может быть, от имени большинства или всех малых компаний. Хотелось бы, чтобы крупные корпорации в рамках реализации своих инновационных программ уделяли чуть больше внимания разработкам малых компаний, позволяя проводить опытные внедрения или опытные работы данным компаниям, чтобы продемонстрировать эффективность их разработок. Для примера, наша компания владеет шестью российскими и одним американским патентом, и сейчас достаточно тяжело идут такие опытные работы в России, хотя они идут, я назвал компании. С другой стороны, западные компании проявляют более настойчивый интерес, хотя для нас приоритетным рынком является всё-таки рынок России. Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо большое. Так мы же у вас только что в гостях были. Давайте потом мне передадите, потому что мы довольно много всё-таки времени потратили на посещение Кемеровской области. Вам большое спасибо за гостеприимство. Рад вас видеть и среди инноваторов, а не только среди тех, кто занимается обычной энергетикой. Николай Васильевич (обращаясь к Н.В.Фёдорову), пожалуйста.
Н.В.Фёдоров: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Председатель Правительства объявил, что по теме госпрограммы развития сельского хозяйства предусмотрены подпрограммы технической и технологической модернизации, инновационное развитие по объёмам более 20 млрд рублей до 2020 года. Здесь на техническую модернизацию львиная доля уходит, на собственно (в узком смысле этого слова) инновации и биотехнологии - порядка 7,5 млрд рублей. Много это или мало? Вот честно признаюсь: затрудняюсь дать ответ, тем более просить, что надо больше денег. Почему? В частности, потому что, скажем, за 2010–2012 годы (пример есть такой) Россельхозакадемия получила 20,5 млрд рублей из федерального бюджета, плюс за этим нашим учреждением закреплено примерно 1,5 млн га земель – лучших земель, особо ценных и ценных, уникальных порой земель, о чём уже говорил Председатель Правительства. А вот насколько эффективно (плюсом к бюджетным ассигнованиям) использует их наша государственная Россельхозакадемия, вопрос большой у всех возникает, в том числе у аграрных университетов, которые не имеют этой земли. Поэтому с учётом научно-технического, земельного, имущественного потенциала предложения инновационных разработок, скажем, со стороны Россельхозакадемии, конечно, должны соответствовать потребностям реального сектора экономики. Но практическая отдача российских исследований здесь крайне низка, Дмитрий Анатольевич. Остаётся невостребованным абсолютное большинство разработок. К примеру, по отчёту Россельхозакадемии, за три года создано её институтами (я сказал: за 20 млрд рублей) четыре типа и 35 новых селекционных форм животных, птиц, рыб и насекомых, 883 сорта и гибрида сельхозкультур, 915 новых и усовершенствованных технологий и так далее. При этом сельхозпроизводители России импортировали за это время зарубежных технологий на миллиарды и миллиарды рублей, а мы экспортировали на несколько миллионов рублей из этих разработок (27 млрд рублей). И мне наши сельхозпроизводители говорят: «Зачем нам эти разработки? Дайте нам хотя бы одну разработку типа ангусской породы мясного животноводства, которую создали американцы и теперь взяли на контроль, поставили в зависимость вообще половину земного шара». Вот пример того, как где работают, с какой эффективностью.
Вот в контексте сказанного, чтобы не затягивать выступление, может быть, стоит, уважаемый Дмитрий Анатольевич, всё-таки дать нам поручение в данном случае, чтобы усилить возможности (так аккуратно скажем) координации работы этого государственного института по потребностям реального сектора экономики, по потребностям наших сельхозпроизводителей. Я не буду просить напоминать о том, что после вступления в ВТО Украина приняла решение Национальную аграрную академию вообще ввести в систему Минсельхоза Украины, сделав президента первым заместителем министра аграрной политики. Не очень хочу брать пример напрямую от наших братьев-украинцев, но есть над чем подумать.
Д.А.Медведев: Спасибо. Вы правы, точно есть над чем подумать. Не скрою, думаю об этом не первый год, иногда даже в более радикальных сценариях. Тем не менее, давайте изучим вопрос о координации, о деньгах, имея в виду государственную природу, соответствующие академии и государственный источник происхождения соответствующих средств. Учредительные документы и всё остальное применительно к академии утверждает Российское государство, что-то - Правительство. Давайте, внесите предложения, и будем размышлять, как способствовать, как минимум, выходу гораздо более эффективных исследований из недр этой академии, как и некоторых других.
Мне, конечно, не хочется завершать разговор, потому что, я смотрю, коллеги хотели ещё что-то сказать. Если есть что-то такое совсем важное, что в виде поручения нужно дать, я готов послушать ещё 5–7 минут, но не в смысле презентации того, что сделано. Вы знаете, мы репликами обменялись сейчас с Владиславом Юрьевичем (В.Ю.Сурковым), эти совещания стали гораздо более содержательными, чем это было три года назад, когда мы эту работу начинали. Почему? Потому что есть какие-то результаты. Да, они, может, не фантастические, но любой присутствующий рассказывает о том, что сделано, в том числе с использованием государственных механизмов, государственных институтов и при государственной поддержке (помимо собственного интереса и собственной частной инициативы). Это значит, что медленно, со скрипом, но эти наши с вами институты набирают обороты и приносят результат. Не скрою, меня это радует.
Тем не менее, вопрос задан: есть какие-то поручения, идеи по поручениям? Пожалуйста.
Н.В.Фёдоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я представляю тут тоже резидента «Сколково» и, как было отмечено в докладе Александра Валентиновича (А.В.Новака), конечно, внедрение инноваций сегодня осложнено тем, что компании не имеют стимула. Институты развития сегодня созданы, они помогают нам осуществлять и реализовывать инновационные проекты и решения. Но, может быть, можно принять решение, которое будет не принуждать, а поощрять компании апробировать эти решения? И после того как они будут апробированы, уже потом другие компании могут приобретать эти решения с помощью либо рыночных механизмов, либо принуждающих механизмов. Спасибо большое.
Д.А.Медведев: Надо подумать. Я пока не очень понимаю, как всё это будет действовать. Но, пожалуйста, давайте. Давайте подумаем о механизмах, которые здесь могут использоваться для такой двухстадийной работы.
Есть ещё предложения именно по конкретным поручениям ведомствам, министерствам? У Минфина нет комментариев?
А.Ю.Иванов (заместитель министра финансов Российской Федерации): Мы только успеваем записывать поручения.
Д.А.Медведев: Но в этом ваша работа.
А.Ю.Иванов: Хотелось бы только сделать акцент на том, что не столько без денег нет инноваций, сколько инноваций нет без инвестиций. И в этом смысле нам предстоит очень серьёзная работа. Мы Вам докладывали уже о ней, о работе по изменению нашего инвестиционного законодательства и работе над государственной программой развития инновационной экономики и инвестиций, в рамках которых мы бы находили новые формы государственного участия в инновационной деятельности и направляли бы существующие инвестиции на пилотные передовые территории, идеи, проекты. Нам для этого… Мы, конечно, отдельное поручение просить не будем, потому что мы эту работу ведём, но вот это наш ключевой взгляд. И, конечно, коллег хотелось бы ориентировать на то, что государственно-частное партнёрство не означает увеличения бюджетных ассигнований, оно означает их эффективное использование в рамках заявленных приоритетов. Поэтому в рамках этой идеологии готовы выполнять все поручения.
Д.А.Медведев: Минфин, как обычно, добавил оптимизма, что и должен был сделать. Ну что? Пожалуйста, прошу вас.
В.Ш.Ванеев (генеральный директор агропромышленного комплекса «Евродон»): Дмитрий Анатольевич, компания «Евродон» – производитель индюшатины. Мы с чистого поля сделали проект. Сделали первый этап: всё время завозили коммерческое яйцо из Канады и Англии. Сделали второй проект по генетике, первый шаг. Поручение Николаю Васильевичу (Н.В.Фёдорову) – он поднял вопрос, что люди просят именно ту породу крупного рогатого скота. Мы буквально в унисон: через две недели к нам приезжает хозяин компании (всего лишь две компании в мире контролируют индейку – две компании), хозяин компании прилетает к нам, он никогда к нам не приезжал.
Д.А.Медведев: А откуда эти компании?
В.Ш.Ванеев: Англичане, но хозяева – немцы. Немец хозяин, но контролирует. Он был удивлён, что мы сделали такой проект, и мы задали им вопрос буквально месяц назад: разработайте для России вместе с вашими генетиками (6 человек приезжает)… Россия больше ест тёмное мясо, чем грудку. Вот я покажу (показывает фото), это 45 кг. Эту породу они разработали. Вот передайте, посмотрите.
Д.А.Медведев: Что это такое? Издали даже страшно становится.
В.Ш.Ванеев: Дмитрий Анатольевич, я всегда говорил, я не могу уже привести пример, как убедить людей, что это не какие-то генно-модифицированные... Есть овчарки, есть дворняжки, вот это овчарка порода, которая выведена. 40 лет и десятки миллионов долларов они вкладывают в эту породу. Десятки миллионов! У нас 20 кг. Эта - 45 кг.
Д.А.Медведев: Сколько килограмм весит?
В.Ш.Ванеев: 45 кг.
Д.А.Медведев: 45 кг индейка!
В.Ш.Ванеев: Ну мы специально, чтобы американцев обойти: у них 39 кг, у нас – 45 кг. Это просто мы оставили.
Д.А.Медведев: Спасибо. Интересно на самом деле. И чья это порода? Английская?
В.Ш.Ванеев: Английская. Но мы с двумя компаниями – и с канадской, и с…
Д.А.Медведев: А от нашей-то академии что-то можно такое получить? Хоть что-нибудь?
В.Ш.Ванеев: Вот они приезжают, я его буду убеждать, чтобы вместе с нами, перенести часть сюда, в Россию, чтобы для нас разработали бедренную часть, тёмное мясо. У нас огромный спрос на бедро. Грудка есть…
Д.А.Медведев: Понятно.
В.Ш.Ванеев: И поэтому они для нас будут разрабатывать. Мы будем вкладывать деньги, и всё это будем разрабатывать.
Кроме этого, добавлю, мы заканчиваем проект пекинской утки через шесть месяцев. Индейку финансирует Внешэкономбанк и …
Д.А.Медведев: Явно у всех аппетит разыгрался, видите, сразу же обсуждение пошло.
В.Ш.Ванеев: Но генетический центр, чтобы на базе… У нас два получается: утки физически нет в России, мы делаем самый крупный проект в России – 20 тыс. т.
Д.А.Медведев: Понятно. Вы скажите прямо, где этот генетический центр должен быть?
В.Ш.Ванеев: В Ростовской области, в Усть-Донецке, и у нас первый этап уже сделан, мы первый шаг сделали.
Д.А.Медведев: Пожалуйста, давайте попробуем здесь сделать, я не возражаю. Только нужно понять, кто будет заниматься…
В.Ш.Ванеев: Мы! Мы будем вкладывать деньги, но… 
Д.А.Медведев: Хорошо, готовы деньги вкладывать. Наука откуда будет?
В.Ш.Ванеев: Наша собственная. С ними вместе, с англичанами, да.
Д.А.Медведев: С ними? Хорошо. Николай Васильевич (обращаясь к Н.В.Фёдорову), поддержите коллег, если действительно есть такая инициатива…
В.Ш.Ванеев: Они везут главного генетика сюда, к нам.
Д.А.Медведев: Очень хорошо. Постарайтесь его оставить у нас, этого генетика.
В.Ш.Ванеев: Двое уже согласились. Они говорят, что готовы переехать к нам работать.
Д.А.Медведев: Ладно. Спасибо, спасибо большое.
В.Ш.Ванеев: Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо. Когда всё сделаете, пригласите посмотреть, что получится.
В.Ш.Ванеев: Мы Вас сейчас приглашаем, в любое время.
Д.А.Медведев: Только вот этих животных выпускайте аккуратно, потому что они затоптать могут. И это не генно-модифицированные. 
В.Ш.Ванеев: 45% продукции – в Москве, в охлаждённом виде. Ветчины, колбасы – всё из индейки.
Д.А.Медведев: Ну ладно, хорошо. Вот теперь точно более весёлое завершение, чем после слов заместителя министра финансов.
Уважаемые коллеги, будем работать дальше. Будем работать приблизительно в том же графике и интенсивности, как это происходило и в прошлом году, так что прошу никого не расслабляться. Проект поручений с учётом того, что здесь звучало, я, естественно, в самое короткое время подпишу. Всем всего доброго и приятного аппетита!



Источник government.ru
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"