СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Экспертный анализ энергетической безопасности Калининградской области и необходимости строительства Балтийской АЭС

Экспертный анализ энергетической безопасности Калининградской области и необходимости строительства Балтийской АЭС
31.07.2012
Институтом проблем естественных монополий подготовлен экспертный анализ энергетической безопасности Калининградской области и необходимости строительства Балтийской АЭС. 


В связи с огромной единичной мощностью каждого из двух атомных энергоблоков – 1,2 ГВт, их невозможно подключить к Калининградской энергосистеме по энергобалансу и состоянию сетевого комплекса с несоответствующим классом напряжения при отсутствии мощных электрических связей. В «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.» концерн «Росэнергоатом» - заказчик Балтийской АЭС - заявил ее как экспортно-ориентированный проект с выдачей не менее 2_ГВт из 2,4 ГВт установленной мощности в сопредельные страны (Литва, Польша) через сети, которые необходимо еще построить на территории этих государств. Также в Генеральной схеме оговорено, что все технические решения по строительству Балтийской АЭС и продаже ее электроэнергии в эти страны требуют межгосударственных соглашений. Таковые документы и соглашения полностью отсутствуют.
В последние годы Евросоюз последовательно реализует третий энергетический пакет, конечной целью которого является отделение к 2014-2015 гг. энергосистем стран Балтии от энергосистемы России. Поэтому, еще в 2010 г., представители ЕС, а далее, и все сопредельные страны (Литва, Польша, Германия, Финляндия), - отказались от рассмотрения предложений акционерного участия и сотрудничества с Россией по проекту строительства Балтийской АЭС. При этом, страны Балтии и Польша, обладая суммарно избыточными генерирующими мощностями, а также мощными действующими и строящимися кабельными связями с энергосистемами Северных стран (NORD POOL), отказались даже обсуждать вопросы выдачи мощности Балтийской АЭС в свои энергосистемы. 
Балтийская АЭС расположена в зоне международного воздушного коридора Калининградской области, предназначенного для пролёта на низких высотах, (900-1200м), тяжёлых гражданских судов и военных фронтовых бомбардировщиков, что категорически не допускается российским законодательством.
У Балтийской АЭС абсолютно отсутствуют заявившиеся потребители электроэнергии. Проект ОВОС не согласован с приграничными странами, строительство ведётся без проекта, отсутствуют технические решения и источники финансирования, не менее 150 млрд. рублей, для строительства сетевых объектов выдачи мощности в европейские энергообъединения и модернизации сетевого комплекса Калининградской энергосистемы. Отсутствуют манёвренные, пиковые энергоисточники мощностью не менее 1000 МВт. В настоящее время строительство БАЭС ведётся в никуда.
Поэтому, до решения вышеперечисленных вопросов, во избежание бесполезных, невозвратных, колоссальных государственных затрат и недопущения имиджевых потерь России, строительство Балтийской АЭС должно быть остановлено.
С другой стороны, даже если потребитель будет найден, прогнозная цена электроэнергии с Балтийской АЭС также, как и во всем Северо-Западном регионе, будет выше, чем средняя цена в сопредельных странах на 20-40%. И поэтому, даже без учета в стоимости электроэнергии затрат на строительство как самой станции, так и сетей и подстанций, она будет неконкурентоспособной.
Стоимость строительства Балтийской АЭС с сетями и подстанциями на территории Калининградской области, Литвы или других государств составит не менее 400 млрд. руб. (в ценах 2010 г.). Финансирование осуществляется частично за счёт использования Российского бюджета, а также за счет нецелевого использования инвестиционной составляющей «Росэнергоатома», которая оплачивается российскими потребителями. А ведь её прямое назначение – строительство АЭС, которые производят электроэнергию для российских потребителей и, соответственно, позволяют ограничить рост стоимости электроэнергии для них в будущем. Поэтому, источниками финансирования проекта Балтийской АЭС должны служить только кредиты Федерального бюджета или международных финансовых организации, желающих принимать в нём участие
Решение же проблемы энергообеспечения Калининградской области не определяется строительством Балтийской АЭС, а связано с совсем другими первоочередными мероприятиями: 
- строительства ответвления от второй нитки газопровода «Северный поток»;
- реализацией строительства за счёт внешних инвестиций дополнительных энергоисточников (ТЭЦ), предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы региона. Желающие инвесторы имеются;
- изысканием источников финансирования для модернизации сетевого комплекса;
- приведением к нормативу недопустимо высоких потерь в сетях ОАО «Янтарьэнерго»;
- разработкой научно обоснованной Программы энергосбережения Калининградской области, обеспеченной необходимым финансированием и конкретными мероприятиями энергосбережения и энергоэффективности. 
Кроме того, требуют безотлагательных решений серьёзные, кричащие проблемы Калининградской области, которые строительство Балтийской АЭС никогда не решит: 
- современной теплофикации городов и населённых пунктов; 
- организации круглогодичного горячего водоснабжения на всей территории области, 
- снижения стоимости услуг по теплоснабжению населения и муниципальных образований.
Крайне тяжелая ситуация с энергетической безопасностью Калининградской области, усугубляемая бессмысленным проектом строительства Балтийской АЭС, требует специального рассмотрения в Экспертном Совете при Президенте РФ и Совете безопасности России.




Первый заместитель Генерального директора
Института проблем естественных монополий,
Заместитель министра Р.Ф. по атомной энергии 
1998-2002 гг., Профессор, д.т.н. Б.И. Нигматулин 

Генеральный директор ООО «Управляющая
компания КалининградЭнергоИнвест»,
Заслуженный работник Минтопэнерго Ю.Н. Злобин

Итоговый документ

 заседания  круглого стола на тему:

«Обеспечение энергетической безопасности и инвестиционной

привлекательности  Калининградской области».

 

          07.06. 2012 год                                                                    г. Москва, ТПП РФ

 

Участники заседания рассмотрели и обсудили  состояние  энергетического комплекса и инвестиционного потенциала Калининградской области, основные итоги реализации принятой Правительством региона Генеральной схемы развития энергосистемы Калининградской области на период до 2012года с перспективой до 2022года и Программы развития электросетевого хозяйства Калининградской области на период 2008-2012годы.  

1. В ходе выступлений особое внимание было обращено на то, что,  несмотря на предпринимаемые меры на федеральном и региональном уровнях, мероприятия, предусмотренные Генеральной схемой   провалены, объём финансирования составил менее 4 % от необходимого. В энергетической сфере Калининградской области имеется  ряд серьёзных проблем, требующих незамедлительного разрешения. Состояние энергетической безопасности  области не соответствует современным требованиям по развитию энергосистем, условиям геополитического и эксклавного положения региона, а в ряде аспектов начинает оказывать негативное влияние на состояние энергетической безопасности и оборонного потенциала Российской Федерации.

 2. В регионе эксплуатируется единственная парогазовая Калининградская ТЭЦ-2. Энергетический комплекс на 100% зависит от  газа с систематическими зимними ограничениями  поставок газа и мощности КТЭЦ-2. Резервные источники генерации,  не менее 450МВт, отсутствуют. Не развита сетевая инфраструктура, исчерпаны пропускная способность магистральных и распределительных сетей, а также трансформаторные мощности большинства высоковольтных подстанций. Недопустимо высокие, до 22%, потери в сетях. Износ основных фондов электросетевого комплекса свыше 75%. Имеют место массовые отказы в подключении к сетям, за 5 лет более 260МВт. В настоящее время Калининградская область, будучи особой экономической зоной, представляет собой территорию полной недоступности электроэнергии для инвесторов и новых потребителей. Препятствием для новых инвестиций является невозможность подключения к сетям и  отсутствие в регионе свободных электрических мощностей.

 3. Строящаяся Балтийская АЭС  не решает, а многократно усложняет энергетические проблемы Калининградской области. В связи с огромной единичной мощностью каждого из двух атомных энергоблоков – 1,2 ГВт, их  невозможно  подключить к Калининградской энергосистеме по энергобалансу и состоянию сетевого комплекса.. В «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.» концерн «Росэнергоатом» - заказчик Балтийской АЭС - заявил ее как экспортно-ориентированный проект с выдачей не менее 2_ГВт, из 2,4 ГВт установленных, в сопредельные страны (Литва, Польша) через сети, которые ещё необходимо построить на территории  этих государств.   В Генеральной схеме оговорено, что все решения по строительству Балтийской АЭС и продаже ее электроэнергии в эти страны требуют межгосударственных соглашений. Таковые документы и соглашения полностью отсутствуют.

4. Евросоюз последовательно реализует третий энергетический пакет, конечной целью которого является отделение к 2014-2015 гг. энергосистем стран Балтии от энергосистемы России. Поэтому, еще в 2010 г., представители ЕС, а далее, и все сопредельные страны (Литва, Польша, Германия, Финляндия), - отказались от рассмотрения предложений акционерного участия  и сотрудничества с Россией в проекте строительства Балтийской АЭС. При этом страны Балтии и Польша отказались даже обсуждать вопросы выдачи мощности Балтийской АЭС в свои энергосистемы. Литва заблокировала обратный транзит электроэнергии БАЭС по существующим сетям 330 кВ.

5. У Балтийской АЭС отсутствуют заявившиеся потребители электроэнергии. Отсутствуют  технические решения и источники финансирования, не менее 150 млрд. рублей,  для строительства сетевых объектов  выдачи мощности в европейские энергообъединения и модернизации сетевого комплекса Калининградской энергосистемы. Отсутствуют манёвренные, пиковые энергоисточники мощностью не менее 1000 МВт.

6. Прогнозная цена электроэнергии с Балтийской АЭС, к моменту ее намечаемого пуска в 2017 г. также, как и во всем Северо-Западном регионе, будет выше, чем средняя цена в сопредельных странах на 15–20 %. Даже без учета в стоимости электроэнергии затрат на строительство как самой станции, так и сетей и подстанций, она будет неконкурентоспособной.

7. Финансирование  БАЭС осуществляется  как за счёт средств федерального бюджета – из 60 млрд. руб. ежегодно выделяемых ГК «Росатом» на строительство АЭС внутри страны, а также, главным образом, за счет нецелевого использования инвестиционной составляющей «Росэнергоатома», которая оплачивается российскими потребителями. Хотя ее прямое назначение – строительство  АЭС, которые производят электроэнергию только для российских потребителей и, соответственно, позволяют ограничить рост стоимости электроэнергии для них в будущем. Указанное недопустимо. Источниками финансирования   Балтийской АЭС должны быть только кредиты федерального бюджета или международных финансовых организации.

8. Начатое строительство Балтийской АЭС ведётся в никуда. Проект ОВОС не согласован с приграничными странами, строительство ведётся без проекта, отсутствуют заявившиеся потребители. Балтийская АЭС расположена в зоне международного воздушного коридора Калининградской области, предназначенного для  пролёта на низких высотах, (900-1200м), тяжёлых гражданских судов и военных фронтовых бомбардировщиков, что категорически не допускается российским законодательством!

До решения вышеперечисленных вопросов, во избежание бесполезных, невозвратных, колоссальных государственных затрат, которые со схемой выдачи мощности  могут составить  400 млрд. рублей, а также недопущения имиджевых потерь России, строительство Балтийской АЭС должно быть остановлено.

9. Решение  проблем энергообеспечения  Калининградской области  не  определяется строительством Балтийской АЭС, а связано с  другими первоочередными мероприятиями:

-    модернизация и новое строительство сетей и подстанций;

- строительство за счёт внешних инвестиций дополнительных энергоисточников (ТЭЦ), предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы региона; 

- строительство ответвления от второй нитки газопровода «Северный поток», и, как, минимум 1-й очереди подземного газохранилища;

-  снижение до нормативных  потерь в сетях ОАО «Янтарьэнерго»;

- разработка и реализация научно-обоснованной  Программы энергосбережения Калининградской области;

- Дополнительно требуется безотлагательное решение следующих, длительное время не решаемых вопросов:

-   современной теплофикации городов и населённых пунктов;

- организации круглогодичного горячего водоснабжения на всей территории области,

- снижения стоимости услуг по теплоснабжению населения и муниципальных образований.

Выводы:

Крайне тяжелая ситуация с энергетической безопасностью Калининградской области, усугубляемая бессмысленным проектом  строительства Балтийской АЭС, требует специального рассмотрения в Экспертном Совете при Президенте РФ и Совете безопасности России.

Указанное продиктовано необходимостью корректировки государственных решений для обеспечения поступательного развития Калининградской области как стратегического региона по продвижению интересов России в регионе Балтийского моря.

 10. Материалы круглого стола опубликовать в СМИ и распространить в структурах федеральной и региональной власти.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"