СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Роль СМИ и пресс-служб энергетических компаний в формировании государственной информационной политики в энергетике, энергосбережении и повышении энергетической эффективности

Роль СМИ и пресс-служб энергетических компаний в формировании государственной информационной политики в энергетике, энергосбережении и повышении энергетической эффективности
09.06.2012
Председатель правления "Национального союза энергосбережения" Андрей Романчук выступил на проходившем в Совете Федерации круглом-столе на тему "Роль СМИ в формировании государственной информационной политики в области энергетики и энергосбережения".

Роль СМИ и пресс-служб энергетических компаний в формировании государственной информационной политики в энергетике, энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Начнём с роли СМИ в энергосбережении.
В соответствии со статьёй 22 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться на регулярной основе различными информационными способами с использованием всего спектра инструментов доведения информации от СМИ до Интернет. Основа информационного обеспечения, согласно закону, создание единой государственной системы.
В соответствии со статьёй 23 261-ФЗ государственная система функционирует с целью предоставления информации всем заинтересованным лицам.
Такая система действительно создана и функционирует. Но существует ряд проблем, решение которых было наивно возлагать на интернет-портал. 
При общении с населением становится понятно, что простому россиянину не интересно энергосбережение, как таковое. Основная проблема в России на сегодняшний день – отсутствие заинтересованности простого населения, мотивации к энергосбережению. Здесь могут хорошо работать материальные стимулы, но пока об этом говорить рано, так как по сей день нет повсеместного учёта энергоресурсов. Государственная информационная система не выполняет свою главную задачу – не доносит информацию до потребителя. 

Мы понимаем, что в самом законе происходит подмена понятий – мы не просто должны предоставить информацию всем заинтересованным, но и через каналы коммуникации донести до потребителя ту информацию, которая заставит задуматься, заинтересоваться. Необходимо заставить эту информацию работать.

12 апреля в ходе заседания научно-экспертного совета, заместитель Министра энергетики Александр Иванович Дыбов очень правильно заметил что благие слова энергоэффективность и энергосбережение как бы «заполаскиваются», проводится множество форумов и конференций для профессионалов (наверное более 130 в год), а о конкренных положительных примерах говорят мало и не из за того что их мало, а из за того что в основном говорят в узком кругу. В широком информационном поле, для гарждан, в основном говорят о обязанности населения установить ИПУ в абсолютно определенные сроки, об обязанности для собственников провести энергообследования и провести определенные мероприятия по экономии потребления ресурсов и это в отсутствии мотивации, отсутствие заинтересованности, в вопросах энергосбережения и понимании. В первую очередь нам необходимо ответить на вопрос «зачем» «энергосберегать». Более «продвинутым пользователям» мы должны предоставить информацию «как». Для многих энергосбережение в быту – это долгий процесс, который практически не окупается. На самом деле существуют технологии, которые позволяют за минимальные деньги начать экономить с первого дня установки оборудования. И пока маркетинговые отделы компаний, производящих энергоэффективное оборудование, пытаются донести до потребителя выгоды от своей продукции, необходимо решать стратегическую проблему.

Наверное еще 3 года назад, до принятия 261-го закона многие и не подозревали что существует такая, подчеркну государственная задача – сберегать ресурсы, как ресурсосбережение взаимодействует с решением экологических проблем, в обиход еще не вошли слова энергоэффективность и энергосбережение. 
Сейчас ситуация иная – слова уже знают, но не знают что делать и отношение населения к энергосбережению, когда говорят Вы должны, Вы обязаны, но не объясняют почему и зачем складывается определенно негативное.
В 2011 году на заседании Президиума Госсовета Нарьян-Маре тогда Президент России, а ныне Глава Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил что Информирование населения о мероприятиях по вопросам энергоснабжения и повышения энергоэффективности идёт, но, естественно, с разной степенью эффективности и попросил губернаторов не расслабляться, продолжать эту работу.

По мнению экспертов «Любые практические мероприятия в области энергосбережения не дадут необходимого результата без организации и проведения системной и последовательной кампании по информированию конечных потребителей энергии коммерческих и бюджетных предприятий, жителей Российской Федерации». В тоже время функции по информированию населения лежат на субъектах и органах мастного самоуправления, а у них и без этого дел хватаем, тем более в отсутствие должного финансирования.

К сожалению сейчас деятельность по информированию населения в части необходимости проведения мероприятий по энергосбережению проводится крайне мало и в большей части спонтанно, во многих случаях усматривается «рамочное» отношение к такому важному механизму как информационная поддержка, по большей части на уровне условного соответствия программам по энергосбережению. 
Безусловно, сказывается отсутствие финансирования и недостаток опыта подобной работы. 
Отсутствие критериев эффективности социальной рекламы направленной на формирование более экономичного расходования ресурсов приводит к невозможности определения эффективности расходования средств на информационную составляющую, в связи, с чем специалисты органов местного самоуправления и субъектов России, отвечающие за реализацию программ в данной области действуют на свой страх и риск, идут фактически по наитию, что является, безусловно, одной из основных проблем и требует безусловно внимания со стороны государства.

При реализации программ по энергосбережению, любого уровня предусмотрена возможность внебюджетного финансирования и инвестиционная составляющая, но можно вполне обоснованно полагать, что инвестор не пойдет на финансирование информационной и образовательной составляющей без основательных причин – по моему мнению это задача Государства!

Задача СМИ в данном случае – заставить человека задуматься об энергосбережении, привести аргументы в пользу экологии, будущих поколений, простой финансовой выгоды. Стратегической задачей для нас становится изменение сознания среднестатистического потребителя, формирование новой культуры потребления через пропаганду энергосбережения, создание не только материальных но и иных мотивов. Задача продать технологии – эту уже хлеб маркетологов.

Важным аспектом реализации программы энергосбережения является распространение информации в этой области через средства массовой информации. Необходимо активно вовлекать их в пропаганду идей энергосбережения, распространения положительного опыта. Осознавая свою социальную ответственность, СМИ должны сами подключаться к этой работе, используя свои каналы получения информации, транслировать её своей аудитории, и предоставлять эти материалы в единое информационное пространство для возможности её обмена с другими участниками. При этом сама система также должна генерировать полезную информацию в информационное поле, способствовать упрощению контактов заинтересованных СМИ с необходимыми персоналиями, предлагать другую помощь участникам.

Теперь перейдём к вопросу работы пресс-служб в области формирования информационной политики в области энергетики.
Отрадно осознавать, что в отсутствии скоординированных действий ответственных федеральных органов некоторые муниципальные и региональные власти пытаются заполнить этот информационный вакуум. Но необходимо отметить разрозненность и недостаточность информации, сложность в ее поиске и оценке. Существует так же проблема в оценке достоверности информации на уровне муниципальных образований в силу отсутствия там соответствующих специалистов.

Создание национального единого информационного поля по энергосбережению с использованием современных информационных технологий и сети интернет, включающего базы данных, содержащих каталог инноваций по энергосбережению с соответствующими экономическими оценками, справочно-адресную информацию о производителях и поставщиках энергосберегающего оборудования и приборов, их технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выставках, конгрессах, семинарах, реферирование отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения…»

Кстати одним из наиболее важных сдерживающих факторов активности потребителей энергоресурсов в вопросах ресурсосбережения является их негативное отношение к производителям и поставщикам этих энергоресурсов. Закрытость таких структур, а порой просто пренебрежение их PR-служб к освещению различных проблем или новшеств, ими вводимых, приводит к отчуждению.
В эпоху телевидения, глобальных телекоммуникаций, интернета, общественное мнение формируется в значительной степени под воздействием того, что человеку транслируется через медиа. Вопросы энергетической безопасности сегодня стали как никогда актуальны в силу целого ряда факторов.

Зима 2010 года запомнилась всем большим количеством новостей по поводу отключений электроэнергии, воды, обрывов сетей, аварийных ситуаций. Информационное поле было перенасыщено подобными негативными сообщениями, новостные ленты обновлялись ежечасно, создавалось впечатление надвигающегося коллапса и полного отсутствия необходимых действий со стороны властей и соответствующих организаций. Единства в подаче информации не наблюдалось. Новости подавались в большинстве случаев «из вне». При этом энергетические компании зачастую никак не комментировали происходящие события, напрямую связанные с их деятельностью. А ведь как оказалось в конце, именно благодаря своевременной, скоордированной и профессиональной работе именно этих структур и удалось выйти из этого кризиса. Более того, миф о надвигающемся коллапсе, так красочно нарисованном СМИ, так и не подтвердился. И если бы в нужный момент нашлась сила, которая начала бы выдавать реальную, а не выдуманную некоторыми некорректными журналистами, информацию, всеобщей паники и негатива во многом можно было бы избежать.

Важно понимать, что мы существуем в рамках информационного общества, все события, которые происходят в реальном поле жизнедеятельности человека, должны находить своё отражение в поле виртуальном. Новости, комментарии, мнения, заявления не существуют, если они не отражены в медиа, если они не транслированы целевым аудиториям через СМИ.

Уровень социальной ответственности компаний, особенно тех, которые работают в сфере B2C, напрямую зависит сегодня от информационной открытости, от эффективности взаимодействия бизнеса и общества.

На данный момент существуют следующие проблемы:
• отсутствие единого информационного поля вокруг деятельности энергетических компаний;
• отсутствие информационной открытости энергетических компаний (это противоречит принципам корпоративной социальной ответственности, принятым в мире);
• отсутствие единой системы, которая позволяла бы обеспечивать оперативное транслирование информации от энергетических компаний целевым аудиториям и отвечать на запросы СМИ в он-лайн режиме.

Решением описанных проблем может стать создание единого центра в рамках единого информационного поля программ энергосбережения, как информационной системы, объединяющей пресс-службы энергетических компаний, целями которой станет воздействие на общественное мнение, обеспечение эффективного взаимодействия энергетического сектора с целевыми аудиториями и проведение активной информационной политики в СМИ всех уровней и форматов. А если учесть, что предоставляемая информация будет восприниматься аудиторией не как информация от «заинтересованных» структур энергетических компаний, а как информация от независимого источника, её ценность и воздействие может увеличиться в разы.
Также актуальной представляется задача разработки Концепции Государственной информационной политики и области энергетики и энергосбережения.


А.С. Романчук - Председатель правления «Национального союза энергосбережения»
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"