23.05.2012
Как заложено в законе: в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..» обязательному энергоаудиту подлежат:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Указанные организации должны провести обязательное энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 года и проводить последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет. Это прямое требование закона.
Что мы имеем по факту:
• Исчерпывающего перечня объектов подлежащих обязательному энергоаудиту нет ни в одном из органов исполнительной власти, ответственных за исполнение закона.
• Примерное количество таких объектов колеблется в приделах 1 500 000!
В Государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (Минэнерго России, 10.05.2012) зарегистрировано 121 СРО в области энергетического обследования.)
Количество энергоаудиторов, входящих в СРО, превышает 4 тыс. организаций. Даже без учета фактического положения дел на каждого энергоаудитора приходится до 300 обязательных энергетических обследований.
А если принять во внимание, что из числа всех зарегистрированных энергоаудиторов не более 20% имеют определенный опыт проведения обследований, располагают необходимыми подготовленными кадрами, аппаратурой и программным обеспечением, 50% составляют энергетические компании, производящие энергетическое оборудование, и вошедшие в СРО с целью потенциальных работ в формате энергосервиса, а 30% компаний занимают выжидательную позицию с целью оценки развития (или неразвития) рынка энергоаудита, то количество организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, возрастет, как минимум, в 5 раз, т.е. примерно 500 объектов обследований на каждого энергоаудитора.
Справочно: Опытная энергоаудиторская фирма, располагающая достаточным количеством профессионально подготовленных сотрудников, необходимым методическим обеспечением, приборно- аппаратурной базой и программным обеспечением, за год может провести не более 30-40 энергетических обследований (4-5 промышленных предприятий, 25-35 объектов социально-культурной сферы или ЖКХ).*
По требованиям законодательства энергетические паспорта, выданные по итогам проведенного энергоаудита предоставляются на утверждение в саморегулируемые организации в области энергетического обследования (СРО), которые один раз в три месяца обязаны направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство энергетики Российской Федерации).
По состоянию на 12 апреля 2012 года в Министерство энергетики Российской Федерации сдано 9000 паспортов из которых принято только порядка 800, т.е. около 10% от всех поступивших и всего 0.0006% от всего объема! Соответственно почти за три года реализации закона, в области энергетических обследований почти ничего не сделано, хотя энергетическое обследование является базовым элементов всех программ по повышению энергетической эффективности.
На практике большинство паспортов не соответствуют формальным требованиям и не могут быть приняты уполномоченным органом исполнительной власти. Краеугольным камнем практической деятельности СРО и их членов является наличие профессионально подготовленных специалистов.
В соответствии с Законом основным и достаточным условием на право заниматься деятельностью в области энергетических обследований является наличие не менее 4-х обученных специалистов.
При этом достаточно обучиться по 72-х часовой программе в учебном заведении, имеющем лицензию на обучение.
Обучением может заниматься практически любое учебное заведение, имеющее соответствующую лицензию Минобрнауки России. Таким образом, проблем с получением удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по 72-х часовой программе не существует, это лишь вопрос цены и времени. Обучение не обязательно проводится очно, зачастую практикуется очно- заочная, а также- дистанционная формы обучения.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 82-84 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р «План мероприятий по энергосбережению…» создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности было поручено провести соответствующим уполномоченным органам власти еще в 2010 году. Данное поручение в настоящее время считается выполненным в соответствии с приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 148, в котором была приведена рекомендуемая 72-х часовая программа обучения энергоаудиторов, а также перечень рекомендованных учебных заведений. Приказ не был зарегистрирован в Минюсте России.
Приказом Минэнерго России от 27.04.2011 г. № 155 «Об отмене приказа Минэнерго России от 07.04.2010 № 148 "Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов» приказ был отменен.
В настоящее время нет ни одного нормативного акта, регулирующего этот вид деятельности, а обучение сводится к обучению заполнению граф энергопаспорта для направления его в СРО и Минэнерго.
Основная проблематика, обозначаемая экспертами - отсутствие единой системы образовательной подготовки энергоаудиторов.
Необходимо отметить что Все региональные, муниципальные и отраслевые программы по повышению энергетической эффективности разработаны с учетом привлечения внебюджетных инвестиций (92% из почти 2 трл. рублей предусмотренных на реализацию программы***), однако в рекомендациях по повышению энергетической эффективности, подготовленных по итогам проведенного энергетического обследования не содержатся данные по источникам финансирования данных мероприятий. На практике такая ситуация приводит к следующему:
• Если энергоаудит проведен не качественно и не отражает действительной ситуации с потреблением энергоресурсов на объекте, а данные содержащиеся в рекомендациях не могут быть применены для расчета реальной окупаемости и инвестиционной привлекательности объекта, то ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать средства в такие проекты.
• Даже качественно проведенный энергоаудит, не содержащий конкретных рекомендаций по повышению энергоэффективности с указанием источников финансирования останется только на бумаге, фиксируя объем потребляемых ресурсов.
• Потенциальный инвестор в энергоэффективность предприятия (например энергосервисная компания) при оценке инвестиционной привлекательности объекта будет проводит свой собственный аудит, не опираясь на данные уже проведенного сторонней компанией аудита.
По сути, сейчас мы имеем груду энергетических паспортов в коридорах Минэнерго с непонятными сроками реализации программ по повышению энергоэффективности, которые составляют только мизерный процент объектов подлежащих обязательному энергоаудиту, 7 месяцев до сроков указанных в законе на проведение оставшихся 99% энергоаудитов и представление и проверку заполненных паспортов, смутное представление по источникам и срокам финансирования программ, учитывая что 92% финансирования – внебюджетные источники.
Налицо прямая, безотлагательная необходимость внесения изменений в действующее законодательство.
Андрей Романчук
________________________________
* По данным Союза саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
** Из выступления Заместителя Министра энергетики Российской Федерации А.И. Дыбова 12 апреля 2012 года в рамках заседания научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ
*** По данным Министерства энергетики Российской Федерации
По состоянию на 12 апреля 2012 года в Министерство энергетики Российской Федерации сдано 9000 паспортов из которых принято только порядка 800, т.е. около 10% от всех поступивших и примерно 0.0006% от всего объема! Соответственно почти за три года реализации закона, в области энергетических обследований почти ничего не сделано, хотя энергетическое обследование является базовым элементов всех программ по повышению энергетической эффективности.
">