18.05.2012
27 ноября 2009 г. вступил в действие 261-ФЗ «Об Энергосбережении...» и это серьёзно изменило рынок энергоаудита.
Энергоаудиторов всегда было не много: номинально — около 300; фактически — не более 100 — тех, кто фактически делает энергоаудит, у кого есть квалифицированный и опытный персонал. Рынком у них были примерно 400 тысяч предприятий и организаций с энергопотреблением более 6 тыс. т у.т. — т.е. более или менее серьёзные для энергоаудита предприятия.
261-ФЗ «Об Энергосбережении...» резко изменил ситуацию. Теперь обязательному энергетическому обследованию подлежат не только предприятия и организации, но и все объекты ЖКХ, государственные и муниципальные объекты, а также сами муниципалитеты и Госорганы, вплоть до отдельного помещения, где сидит чиновник. Это на порядки бо́льшие объёмы. А ещё есть сжатые сроки и реальная ответственность.
Всплеск рынка энергоаудита вызвал взрывной рост количества энергоаудиторских контор. Уже к концу 2010 года членов саморегулируемых организаций энергоаудиторов было примерно две тысячи. Было бы больше, но основная проблема текущего момента — отсутствие квалифицированного персонала. Экстренная подготовка энергоаудиторов, конечно, „даёт свои плоды“, но опытных специалистов, в наспех сколоченных конторах, нет.
Чиновники Минэнерго считают, что общее число энергоаудиторов стабилизируется в районе 3 000.
Исторически, деятельность по энергоаудиту лицензировалась, то есть, изначально в качестве документа, подтверждающего соответствие компании специальным требованиям и её право на проведение энергетических обследований организаций и предприятий, была лицензия, потом энергоаудиторы аккредитовались, потом ... были испробованы, наверное, все способы Госрегулирования. В 2001 г. лицензирование этой деятельности, как и многих других, было упразднено. По видимому, это было обусловлено, отчасти, — сомнениями в качестве выполнения функций по контролю деятельности энергоаудиторов чиновниками Госэнергонадзора, а по большому счёту, — желанием получать деньги за документ об аккредитации. Коль скоро, и в первом, и во втором случае, и сейчас, при оформлении документов энергоаудитор платит деньги, на качество контроля и надзора за деятельностью энергоаудиторов надеяться не приходилось и не приходится. Видимо поэтому в «Реестре энергоаудиторов» так много организаций, подчас не имеющих даже соответствующих специалистов для проведения энергетических обследований.
Учитывая вышесказанное в энергоаудите вводится система коллективной ответственности. Отныне за недостатки в деятельности своих членов отвечает СРО энергоаудиторов:
— перед потребителями — компенсационным фондом;
— перед Государством — регистрацией в качестве СРО.
В конечном счёте, угроза отзыва разрешительных документов у всех членов СРО за „косяки“ одного, обеспечит профессиональный и неформальный самоконтроль в энергоаудите.
261-ФЗ «Об Энергосбережении...», впервые, в качестве субъекта энергоаудита, допускает физическое лицо, а также любую форму предпринимательства. Основным требованием к энергоаудитору становится квалификация.
Закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" не уточняет уровень квалификации для энергоаудиторов, ограничиваясь формулировкой, что энергоаудитор должен обладать знаниями в указанной области проведения энергетических обследований. Формулировка расплывчата, но предполагает специализацию энергоаудитора.
Квалифицированный специалист–энергоаудитор, как минимум, должен иметь высшее техническое образование и дополнительную подготовку на специальных краткосрочных курсах. Рекомендации по курсам специальной подготовки энергоаудиторов содержатся в Приказе Минэнерго РФ № 148 от 7.04.2010 г. Как правило, при специальной подготовке персонала энергоаудитора освещаются вопросы нормативной базы энергосбережения, теории и практики энергоаудита, методического, приборного обеспечения и „типовые“ мероприятия энергосбережения. Ещё энергоаудитору очень важно иметь: широкий кругозор, опыт инженерной работы, личностные и коммуникативные человеческие качества.
В приказе № 148 от 07.04.2010 Министерства энергетики РФ, изложены рекомендации по организации обучения энергоаудиторов.
В целом программа рассчитана на подготовку энергоаудитора, который должен иметь представление обо всех направлениях энергопользования и, при этом, разрабатывать соответствующие рекомендации, пригодные для практического использования.
В Программе упомянуты практически все направления повышения энергоэффективности, отраженные в Законе РФ «Об энергосбережении ….».
Поскольку документ выпущен в форме рекомендаций, возможно формирование программ исходя из стандартов СРО энергоаудиторов применительно к специфике их деятельности и уровню требований к профессиональной ответственности энергоаудиторов. Практически каждый раздел и большинство пунктов Программы могут быть развернуты в отдельную программу повышения квалификации энергоаудиторов и специалистов, занимающихся вопросами организации энергосбережения. В дальнейшем, широкое обучение методологии и способам энергосбережения просто необходимо.
Ответственность за организацию обучения энергоаудиторов возложена на Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго. Очевидно, изложенными требованиями к уровню профессиональной подготовки энергоаудиторов, Минэнерго будет руководствоваться при рассмотрении заявок на регистрацию СРО энергоаудиторов.
Обучение энергоаудиторов – сфера, которая должна интересовать все организации, которые стремятся сделать свою работу максимально эффективной и прибыльной. Вырабатывающее навыки, которые позволяют учитывать энергоэффективность обучение специалистов – один из важнейших шагов к успешной деятельности предприятия.
Главная задача сегодня для выполнения закона №261-ФЗ в части проведения энергетических обследований – это качество подготовки энергоаудиторов. Приказ Министерства энергетики №148, носящий рекомендательный характер и определяющий рекомендуемый перечень образовательных центров по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований, понятно, нужен и своевременен.
Но не надо забывать, что после получения диплома о высшем образовании выпускник в общем случае может сразу приступить к работе в качестве проектировщика, строителя, ремонтника и т.п. В энергетике же, согласно Правилам работы с персоналом, он может самостоятельно работать только после подготовки и обучения на предприятии на рабочем месте согласно конкретному направлению работы. Так было и всегда будет. Поэтому подготовка и переподготовка в учебно-методических центрах систем добровольной сертификации, имеющих большой опыт практической деятельности в сфере энергосбережения и проведения энергетических обследований, позволяет готовить энергоаудиторов высокого уровня.
Хотелось бы отметить, что деятельность по энергетическим обследованиям не начинается с нуля в связи с выходом Федерального закона №261-ФЗ. Фактически эта работа ведется с 1996 года. Первыми организациями энергосбережения и энергетического обследования были организации, находящиеся в Нижнем Новгороде, Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Томске, Самаре, Иванове и Туле. Они работали весьма успешно и до сих пор. Есть книги, учебники, учебные пособия по вопросам энергосбережения, изданные в то время всем известными авторами: Е. А. Зенютичем (Нижний Новгород), Н. И. Даниловым (Екатеринбург), группой авторов: В. В. Литваком, В. А. Силичем, Б. В. Лукутиным, М. И. Яворским и др. (Томск) и другими авторами.
В 1998–2000 годах в России функционировала программа Европейского союза Tacis – «Восточные энергетические центры», в которой принимали участие региональные центры энергосбережения (Самара, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Томск, Красноярск) совместно с организациями Германии, Финляндии. Многие из нас получили там знания, посетили энергосберегающие и сертификационные центры этих стран. Так что накопленный за этот период с 1996 года опыт бесценен, и его надо всячески использовать, в том числе в вопросе подготовки и переподготовки кадров. Опытом этих региональных центров надо гордиться и использовать его, так как зачастую они действовали не благодаря, а вопреки ситуации на тот момент и прошли хорошую школу борьбы за выживание.
Поэтому правильно, по нашему мнению, поставить вопрос о вовлечении региональных центров энергосбережения (учебно-методических центров разных систем добровольной сертификации) в образовательный процесс. Только здесь можно приобрести не оторванные от жизни знания, а знания, имеющие практическое применение.
Вообще говоря, профессии энергоаудитора пока не существует. Но объем и масштаб задачи показывают, что такую профессию нужно вводить. По нашим оценкам, число аудиторов, требуемых для решения задачи, никак не меньше нескольких десятков тысяч.
Следует, конечно, определиться с квалификацией, присваиваемой энергоаудиторам. Нельзя стричь всех под одну гребенку – энергоаудиторов со стажем пять-семь лет с ученой степенью и начинающего, только что прошедшего подготовку. Есть прямая зависимость качества энергетического обследования от квалификации энергоаудитора. Должна быть градация: высшей категории, первой категории, второй категории. В зависимости от этого должны определяться виды энергетических обследований, которые СРО может разрешить проводить организациям – членам СРО.
В целях уверенности в качестве подготовки энергоаудиторов саморегулируемым организациям следует организовать контроль знаний (тестирование) энергоаудиторов, прошедших подготовку в различных университетах и учебно-методических центрах различных систем сертификации, дистанционно в режиме on line.
Серьезные проблемы возникают у СРО и в части обучения своих членов. За прошедший год всеми рекомендованными Минэнерго учебными центрами подготовлено около трех тысяч энергоаудиторов, в то время как потребность в них, по подсчетам Правительства России, составляет около четырехсот тысяч специалистов. При этом в ряде ключевых регионов, включая, например, Калининградскую область, нет ни одного аттестованного в соответствии с требованиями Минэнерго специалиста. С учетом того, что за ближайшие два года предстоит выполнить огромный объем работ по оценке энергоэффективности всех отраслей отечественной экономики, сформировать планы и предложить механизмы реализации ресурсов энергосбережения, темпы подготовки специалистов ничтожно малы.
Таким образом, становиться оправданным введение краткосрочного повышения квалификации – для людей, у которых уже есть базовое техническое, энергетическое образование. Но и тем, кто имеет опыт энергоаудиторской деятельности, надо повысить квалификацию: освоить новые нормативы (все они вышли), новые технологии, новые документы, которые надо научиться заполнять (энергетический паспорт и так далее).
То есть итоговая квалификация аудитора складывается из его базовой квалификации, из опыта, технического образования и итогов повышения квалификации. В итоге выстраивается конструкция, которая в рамках приказа №148 позволяет выдать документы энергоаудитору, полностью подтверждающие его квалификацию – на данном этапе, конечно, потому что дальше будут развиваться технологии, нормативы, надо будет менять программы.
Автор: Подоприхин Н.М.
к.э.н., доцент директор научно-образовательного центра «Энергоэффективные технологии и энергосбережение» Воронежского государственного технического университета
Энергоаудиторов всегда было не много: номинально — около 300; фактически — не более 100 — тех, кто фактически делает энергоаудит, у кого есть квалифицированный и опытный персонал. Рынком у них были примерно 400 тысяч предприятий и организаций с энергопотреблением более 6 тыс. т у.т. — т.е. более или менее серьёзные для энергоаудита предприятия.
">