СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Потребители энергии в РФ просят сохранить "потолок" ценам на мощность

Потребители энергии в РФ просят сохранить "потолок" ценам на мощность
19.07.2017

"Сообщество потребителей энергии" предлагает Минэнерго РФ снять с рассмотрения проект постановления правительства, по сути отменяющий предельный уровень цен на мощность электростанций, поясняя, что и без того в 2014-2020 годах объем платежей за мощность практически без изменения уровня спроса увеличится в три раза, до 984 миллиардов рублей.

Соответствующее предложение высказано в письме директора сообщества Василия Киселева заместителю министра энергетики Вячеславу Кравченко. В письме представлена позиция потребителей по разработанному министерством проекту постановления правительства. Оно содержит поправки в правила оптового энергорынка, которые по сути отменяют предельный максимальный уровень цен на мощность (так называемый "потолок").

Электростанции России получают доход за счет продажи двух товаров - электроэнергии и мощности. Доходы от продажи мощности в среднем составляют около 30% доходов станции. Цена мощности определяется на несколько лет вперед в ходе специальной конкурсной процедуры - конкурентного отбора мощности (КОМ), который проходит раз в год. В 2017 году пройдет КОМ на 2021 год.

Цена мощности КОМ определяется отрезком на графике, который ограничивается минимальным и максимальным значением цены. Чем больше предложение мощности, тем ниже цена на нее. В июле Минэнерго опубликовало проект поправок в правила проведения КОМ, в которых "отрезок" заменяется на "прямую", что по сути разрешает превышение "потолка" цен на мощность в случае ее дефицита. Как поясняли в ведомстве, поправки подготовлены из-за прогнозируемого дефицита в Сибири в 2021 году в 2,5 ГВт.

НЕ ВИДЯТ ДЕФИЦИТ

В письме сообщества отмечается, что этот дефицит не подтвержден, а объем резервирования мощности в регионе сейчас составляет около 28%.

"В период с 2014 по 2020 год объем платежей за мощность, практически без изменения объема спроса, с учетом различных видов перекрестного субсидирования увеличится в три раза - с 316 до 984 миллиардов рублей. Наращивание платежей за мощность без увеличения уровня электропотребления и спроса на мощность снижает инвестиционный потенциал, ограничивает возможности для развития отдельных энергоѐмких отраслей (в том числе появление новых энергоѐмких предприятий в Сибири) и экономики в целом", - говорится в письме.

В нем приводятся данные ассоциации "НП Совет рынка", согласно которым среднегодовая цена мощности для промышленных потребителей в 2014 году в первой ценовой зоне оптового рынка (европейская часть РФ и Урал) составила 341,6 тысячи рублей за 1 МВт в месяц, во второй ценовой (Сибирь) - 282,8 тысячи рублей.

По прогнозу АО "АТС" (проводит торги и осуществляет расчеты на оптовом рынке) цена мощности для потребителей, исключая население и приравненные к нему категории, в 2017 году составит для первой зоны - 604,2 тысячи рублей, для второй - 554,7 тысячи рублей со среднегодовым ростом цены 25,6% и 32,1%. По данным "Системного оператора" объем спроса за этот период снизился на 2,3% - с 154,7 ГВт до 151,2 ГВт.

"Таким образом, больший объем платежа за мощность распределился на меньший объем потребления. Удельное увеличение цены мощности приводит к снижению эффективности централизованного электроснабжения в целом, а также усиливает стимулы потребителей по переходу на собственные энергоисточники (собственная генерация и строительство котельных), что ведет к сокращению полезного отпуска сетевых компаний, росту сетевого тарифа и ухудшению экономики электроэнергетики", - отмечается в письме.

В письме также говорится, что решение проблемы локального дефицита мощности уже существует - это механизм КОМ новой генерации. Он позволяет определить зоны дефицита и провести конкурс на строительство в них электростанций, гарантируя окупаемость инвестиций.

В целом повышению надежности работы энергосистемы Сибири будет способствовать запланированное строительство новых электросетей. Положительный эффект может дать совершенствование существующей процедуры согласования "Системным оператором" планового годового и месячных графиков ремонта генерирующего и электросетевого оборудования в осенне-зимний период, считают в сообществе.

ВЫГОДЫ ДЕФИЦИТА

Отмена "потолка" цен на мощность может стимулировать энергокомпании "к созданию и поддержанию дефицита мощности", полагают потребители.

"Каждый новый отбор мощности будет стимулировать поставщиков "уводить" новые объемы мощности при отборе, наращивая "дефицит" мощности и повышая цену КОМ. Любое увеличение объемов мощности, связанное со строительством или модернизацией генерирующего оборудования для покрытия локального дефицита мощности будет невыгодно для всех генерирующих компаний ценовой зоны, поскольку это приведет к снижению цены КОМ и объема платежа, что не приведет к решению заявленной разработчиком проблемы", - говорится в письме.

Кроме того, потребители отмечают, что в такой ситуации существует возможность сговора производителей и манипулирования при подаче заявок на КОМ. Например, если производители заявят на КОМ мощность меньше минимально необходимого объема, то цена на нее превысит существующий сейчас "потолок".

Логичнее, как говорится в письме, наоборот, снижать цену мощности в условиях "дефицита", формируя тем самым оптимум цены мощности для поставщиков на уровне "потолка". При изменении (снижении или увеличении) объемов мощности, цена будет снижаться. Таким образом, полагают потребители, любое манипулирование поставщиков объемами мощности будет экономически нецелесообразно, что позволит исключить риски нарушения антимонопольного законодательства, и в энергосистеме будет найдено оптимальное соотношение объема спроса и предложения.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"