3 марта 2020 года под председательством Александра Чуваева Комиссия РСПП по ЖКХ провела заседание, посвящённое проблеме резерва мощности, взысканию задолженности по оплате ЖКХ и целевой структуре регулирования в сферах жилищно-коммунального хозяйства.
Комиссия рассмотрела проект постановления Правительства РФ, разработанный Минэнерго, предусматривающий оплату резервной мощности всеми потребителями электрической энергии (кроме населения), кто использует максимальную мощность своих энергопринимающих устройств менее, чем на 60%. Проектом также предусмотрено, что потребители освобождаются от оплаты резерва мощности на последующие 12 месяцев в случае, если на протяжении одного месяца ими ежедневно потреблялось более 60% от максимальной мощности. Члены Комиссии считают, что принятие этого предложения в текущей редакции повлечёт серьезные негативные последствия. Реализация проекта отразится на отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и теплоснабжения, поскольку эти отрасли имеют тарифное регулирование. А это означает, что превышение предельного индекса роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в связи с вынужденным повышением тарифов должно будет компенсироваться из региональных бюджетов.
Оценка финансово-экономических последствий принятия обсуждаемого проекта показала, что рост расходов организаций ВКХ на приобретение электрической энергии к 2025 году по сравнению с 2019 годом составит в среднем 212,4% (в случае введения понижающего коэффициента 0,55 — 186%).
"Мы подсчитали, что возможен прирост в 21% от текущего уровня тарифов на воду только за счет этого. Если будет введен понижающий коэффициент для организаций, прирост составит в среднем 16,6%. Это только по нашему контуру", - сказала заместитель директора по правовым вопросам ООО "РКС -Холдинг" (Российские коммунальные системы) Ольга Кухарева. Она подчеркнула, что расходы на оплату электроэнергии вырастут за счет оплаты резерва - операторы будут вынуждены закладывать это в тариф.
На заседании был рассмотрен проект целевой структуры регулирования в теплоснабжении. Его представил сопредседатель рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, член Комиссии РСПП по ЖКХ Парвиз Абдушукуров. Основываясь на принципах «регуляторной гильотины» - инструмента масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду – Абдушукуров презентовал модель регулирования, имеющую в качестве базовой основы ценности, описанные в Конституции. Модель включает в себя анализ определенных ключевых рисков и способов регулирования, а также контролируемые параметры. По мнению разработчиков, представленная модель логичнее и яснее структурирует нормативные акты, сокращает их количество, позволяет законодательные решения делать прозрачнее. Члены Комиссии поддержали проект и предложили создать рабочую группу для подготовки схожих моделей в других отраслях ЖКХ.
В повестке заседания был вопрос о взыскании задолженности по оплате ЖКХ. Бизнес-сообщество обеспокоено тем, что с 1 апреля 2020 года станет невозможным взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг физических лиц в судебном порядке, что приведет к серьезному росту дебиторской задолженности. Речь идёт о изменениях в Гражданский кодекс РФ, по которым исковые заявления должны содержать персональные данные должника. Этих данных энергоснабжающие организации не имеют и механизма их получения не создано. Комиссия РСПП по ЖКХ намерена просить отложить изменения на срок, позволяющий создать механизм получения необходимых данных. При невозможности получения исполнителями коммунальных услуг персональных данных должников Комиссия РСПП по ЖКХ будет просить исключить данное требование для подачи искового заявления.
Комиссией принято решение о подготовки письменных предложений по указанным вопросам и направлении их в соответствующие государственные органы.