24 сентября в Общественной палате Российской Федерации с участием Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака состоялось заседание Общественного совета при Минэнерго России под председательством Президента, Председателя правления ПАО “Сбербанк” Германа Грефа.
Основной темой повестки стало рассмотрение актуализированного проекта Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, а также перспективы российской энергетики на внутреннем и внешнем рынках.
Александр Новак сообщил, что работа Общественного совета является важной и полезной, а вопросы открытости энергетической политики — абсолютным приоритетом для работы министерства.
Говоря о работе над Энергетической стратегией, Александр Новак подчеркнул важность проводимой работы в контексте энергетического развития страны, повышения доступности энергии для потребителей в России и сохранения лидирующих позиций на мировых рынках.
“Постоянно появляются новые тренды, новые способы производства и доставки энергоресурсов, что, несомненно, должно найти свое отражение в проекте Энергетической Стратегии”, — сказал он.
Александр Новак добавил, что развитие генерации, в том числе распределенной, также находится в числе приоритетов Стратегии.
“При этом очень важно брать в расчет и возможности потребителя. Внедрение интеллектуальных приборов учета, управление спросом, развитие распределенной генерации также является приоритетной темой”, — пояснил глава Минэнерго России.
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин ознакомил участников заседания с обновленным проектом Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года. Он напомнил, что в мае Президентом России была утверждена доктрина Энергетической безопасности.
“Она фактически определила рамки актуализации стратегических документов. Главные вызовы здесь — это усиление волатильности и факторов неопределенности, развитие технологий. При этом есть и другие важные тренды — бурное развитие ВИЭ, рост инвестиций в венчурные фонды, что приводит к снижению себестоимости энергии, росту конкуренции, в том числе межтопливной. Другой немаловажный фактор влияния — это секторальные санкции. В этих условиях понимание ситуации и реакция на них являются залогом сохранения наших позиций на кривой предложения”, — подчеркнул он.
Говоря о топливно-энергетическом комплексе, заместитель Министра также выделил задачи монетизации запасов нефти и газа, наращивание производства сжиженного природного газа более, чем в 4 раза в течение следующих 10 лет, роста производства нефтехимии, доступности нефтепродуктов для населения, увеличение потребления газомоторного топлива, повышение предсказуемости налогообложения, а также развитие экспортного потенциала основных энергетических продуктов России.
“Мы должны использовать углеводороды как источник инвестиций, отраслевого заказа. Поддержание стабильного уровня добычи означает обеспечение инвестиционного ресурса, который потребует улучшения технологий, нового подхода к данной отрасли, что позволит осуществить диверсификацию”, — добавил Павел Сорокин.
Председатель Общественного Совета, Президент и Председатель правления ПАО “Сбербанк” Герман Греф отметил, что при разработке Стратегии необходимо также определить ясную систему поддержки компаний для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли.
“Важный вопрос к Энергостратегии — это инструменты поддержки, которые необходимы, в том числе, и в нефтепереработке”, — подчеркнул он.
О перспективах угольной промышленности рассказал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анатолий Яновский.
“Мы экспортируем около половины от добычи угля на Восток и на Запад, но при этом восточное направление требует развития. Это означает, что есть необходимость расширения железнодорожных путей, глубоководных портов, за счет чего эффективность морских перевозок повысится. Российский уголь обладает уникальными характеристиками, у нас существуют серьезные возможности увеличения экспорта угля в Европу”, — отметил он.
По итогам заседания был одобрен отчет о работе Общественного Совета при Минэнерго России за 2018 год.