Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный отметил, что по обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами наша страна занимает второе, после КНР, место в мире, однако довольно скромно использует свой гидроэнергетический потенциал. На сегодняшний день степень его освоения составляет лишь 20 %, в то время как в Швейцарии и Франции – почти 90 %, в Канаде и Китае – более чем 60 %, в Бразилии – 44%.
«Ключевая проблема, которая мешает полноценной реализации потенциала гидроэнергетики, во многом связана с особенностями географии страны. Основные мощности – порядка 80% находятся в восточных районах страны, но потребитель – в ее европейской части. И при наличии тех возможностей газовой генерации, которые есть в нашей стране, реализация сложных проектов доставки электроэнергии ГЭС до потребителей в другом конце страны становится экономически неоправданной. Кроме того, при низкой себестоимости вырабатываемой электроэнергии ГЭС требуют высоких удельных капитальных затрат. В ходе разработки Энергетической стратегии России до 2035 года и генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики было проведено сопоставление эффективности различных видов генерации. Оно показало целесообразность сохранения доли ГЭС в структуре установленной мощности на нынешнем уровне.
При этом, в принципе развитие гидроэнергетики на перспективу – это важно экологически ответственно, поскольку гидроэнергия относится к ВИЭ. По мере роста спроса на энергию гидроэнергетика, в том числе, малых ГЭС, могла бы сыграть свою роль в его обеспечении», - уверен Завальный. Вопрос в сроках и объемах роста спроса.
Председатель Правления – генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов рассказал о ситуации с развитием отрасли в мире и в России. Он подчеркнул значимость гидроэнергетики для достижения глобальных экологических целей за счет уменьшения, по сравнению с углеводородной генерацией, на 35-40 % выбросов углекислого газа в атмосферу. По данным МЭА, мировая гидроэнергетика в 2017 позволила снизить выбросы парниковых газов на 4 млрд. тонн. В России наиболее перспективным районом для развития гидроэнергетики мог бы стать Дальний Восток, уже сегодня демонстрирующий уверенный рост спроса на электроэнергию в связи с реализацией крупных промышленных проектов. При этом гидроресурсы региона сегодня освоены всего на 5%. Что касается основных препятствий для создания новых ГЭС и, прежде всего, крупных, среди них глава «РусГидро» назвал необходимость в большинстве случаев вывода из оборота земель и переселения жителей, сложность проектирования, масштабные риски проектных и строительных ошибок, длительные сроки строительства.
Несмотря на потенциальную привлекательность, проекты развития гидроэнергетики остаются недостаточно интересными для инвесторов в силу в силу недостаточного нормативного регулирования отдельных вопросов. Среди них вопросы создания водохранилищ для целей гидроэнергетики; обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в процессе эксплуатации ГЭС; компенсации вреда окружающей среде при строительстве и эксплуатации ГЭС и так далее. Представители отрасли просят органы государственной власти рассмотреть возможность изменений в градостроительный, земельный, водный кодексы, природоохранное законодательство, законодательство, связанное с безопасностью объектов ТЭК.
Заместитель начальника Управления ФАС России Максим Головин озвучил часть вопросов, связанных с тарифообразованием для гидроэлектростанций. По его словам, в неценовых зонах, где тарифы являются полностью регулируемыми, государство планирует переход к долгосрочным тарифам, сроком на 6-7 лет. Данная модель будет обкатана на тепловых электростанциях и затем распространена на гидроэнергетику. Что касается нерегулируемых тарифов, то цена на мощность для ГЭС в обозримом будущем должна вернуться к цене КОМ.
Дискуссию вызвал вопрос о компенсации вреда окружающей среде при строительстве и эксплуатации ГЭС. ПО мнению представителей отрасли, вопрос определения справедливой стоимости нанесенного ущерба является одним из наиболее болезненных для гидроэнергетики. На сегодняшний день в оценке воздействия на окружающую среду отсутствует понятная для всех участников правоотношений методология такого расчета, что приводит к серьезному завышению экологических ущербов и неоправданному увеличению нагрузки на субъекты, осуществляющие строительство и эксплуатацию ГЭС. Оплачивает его, в конечном итоге, потребитель. Однако представители Федерального агентства по водным ресурсам и Федерального агентства по рыболовству не согласны с подходом гидроэнергетиков и не считают методику ни устаревшей, ни неадекватной. При этом они готовы рассматривать предложения отрасли по ее корректировке.
Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Трембицкий озвучил позицию ведомства относительно корректировки федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений. С его точки зрения, необходимо разделить подходы к действующим и вновь строящимся объектам. Их состояние и заложенные в них системы безопасности очень различаются. При этом надо учитывать, что гидротехнические сооружения эксплуатируют не только гидроэнергетики, но и другие отрасли, и делают это на протяжении десятков лет в очень разном режиме. Никто сегодня не возьмет на себя ответственность снизить требования к их безопасности.
По мнению Председателя правления Ассоциации «НП «Совет рынка» Максима Быстрова, у проектов крупных ГЭС сегодня нет перспектив, как в силу их невысокой экономической эффективности, так и в силу отсутствия должных компетенций в части строительства. Перспективной можно считать малую гидроэнергетику. Не случайно все успешные вводы последних лет связаны с небольшими проектами на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Сегодня проекты малых ГЭС имеют свою квоту в рамках программы ДПМ ВИЭ, рассчитанной до 2024г. Квота эта сегодня составляет 390 МВт, (изначально планировалось 750, но эта квота была урезана в пользу других ВИЭ из-за отсутствия интереса инвесторов) и за пять лет она выбрана всего на 160. По мнению Максима Быстрова, для повышения привлекательности проектов ГЭС необходимо менять ряд требований и правил проведения отбора проектов в программу, недостаточно учитывающих специфику гидроэнергетики.
Значительная часть круглого стола была посвящена перспективам развития гидроаккумулирующих станций – ГАЭС. В современных энергосистемах графики потребления электроэнергии отличаются высокой неравномерностью, что создает трудности, как с покрытием пиков, так и в еще большей степени с прохождением ночных провалов. В России эта проблема особенно актуальна для энергосистем европейской части страны. ГАЭС, обладающие максимальными маневренными преимуществами, могли бы стать эффективным инструментом ее решения.
Работа ГАЭС строится на смене двух раздельных во времени режимов: потребления энергии, или заряда, и выработки электроэнергии, или разряда. Заряд ГАЭС осуществляется во время ночного снижения электропотребления, разряд - в часы максимальной нагрузки энергосистем. За рубежом гидроаккумулирование активно развивается последние два десятилетия. В настоящее время ГАЭС эксплуатируются в 35 странах мира, наиболее интенсивно - в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии. В России сегодня работает несколько ГАЭС, самая известная из них - Загорская.
Для дальнейшего развития этого направления электроэнергетики необходимо серьезное совершенствование нормативной базы, как в части тарифообразования, так и в части технических требований. Без этого создание и эксплуатация ГАЭС не станут экономически эффективными. Кроме того, представители отрасли предлагают включить ГАЭС в программу ДПМ –штрих. По мнению председателя комитета по энергетики, такое решение может быть рассмотрено ответственными за программу органами власти, но для его принятия необходим точный расчет необходимых для страны мощностей ГАЭС и понимание экономики их работы.
Прозвучавшие на круглом столе предложения войдут в проект рекомендаций, который после доработки будет направлен в профильные органы исполнительной власти по итогам состоявшегося обсуждения.